СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 16 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Мезака Э.А., на основании доверенности представляющего интересы Кругловой О.А., Галинской А.А., Бояринцевой Н.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 октября 2013 года, которым в удовлетворении заявления Кругловой О.А., Галинской А.А., Бояринцевой Н.А. о признании незаконным и нарушающим статьи 10 и 11 Европейской Конвенции по правам человека отказ Администрации МО ГО "Сыктывкар" согласовать соответствующим заявителям проведение пикетирования на центральной части Стефановской площади города Сыктывкара с 18:00 до 20:00 24 июня 2013 года, отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., объяснения представителя Администрации МО ГО "Сыктывкар Матушкина Р.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мезак Э.А., действующий на основании доверенностей в интересах заявителей, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации МО ГО "Сыктывкар", которыми заявителям было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования на центральной части Стефановской площади г. Сыктывкара, просил признать данный отказ незаконным, нарушающим статьи 10, 11 Европейской Конвенции по правам человека.
В обоснование заявления указано, что 18 июня 2013 года заявителями в адрес администрации МО ГО "Сыктывкар" направлялось уведомление о проведении на центральной части Стефановской площади г. Сыктывкара пикетирований с указанием даты и времени проведения публичного мероприятия, а также количества участников. На данное уведомление ответчиком дан письменный ответ с отказом в согласовании проведения пикетирования со ссылкой на постановление главы администрации Сыктывкара от 29.10.2008 N 10/4160.
В судебном заседании заявители, представитель заявителей участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители Администрации МО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании требования не признали.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителей Мезак Э.А., не согласившись с судебным решением, просит его отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.06.2013 заявителями в администрацию МО ГО "Сыктывкар" направлено уведомление о проведении 24.06.2013 с 18:00 до 20:00 в г. Сыктывкаре на центральной части Стефановской площади публичного мероприятия в форме пикетирования.
Администрацией МО ГО "Сыктывкар" данное уведомление было рассмотрено и направлен заявителям ответ о невозможности согласования проведения публичного мероприятия на заявленной в уведомлении площадке, предложено перенести публичное мероприятие на другие площадки, специально отведенные и приспособленные для таких целей в соответствии с постановлением Правительства Республика Коми от 25.12.2012 N 598. В обоснование невозможности согласования проведения пикетирования на центральной части Стефановской площади г. Сыктывкара, в ответе содержится ссылка на постановление Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.10.2008 N 10/4160 "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий" (в ред. Постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 04.07.2011 N 7/1888), которым заявленная в уведомлениях территория включена в перечень мест (земельных участков), на территории которых проведение публичных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, правильно руководствовался соответствующими положениями Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ст. 5 Закона Республики Коми от 29.11.2012 N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми", Постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.10.2008 N 10/4160 "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий", и исходил из того, что нарушения прав и законных интересов заявителей оспариваемым решением со стороны администрации не допущено, равно как не создано препятствий к реализации конституционных прав.
На основании анализа содержания направленного заявителям ответа судом сделан верный вывод о законности действий Администрации МО ГО "Сыктывкар", учитывая, что оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствуют действующему законодательству, содержит обоснование невозможности проведения публичного мероприятия в требуемом месте, мотивированное предложение по изменению места его проведения, дано в установленные сроки, и не является отказом в проведении публичного мероприятия.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия вправе проводить пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом местного самоуправления.
По смыслу ч. 5 ст. 5 данного Закона орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Статьей 8 Закона предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Вместе с тем, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8 пункт 2 закона).
Кроме того, часть 3 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления предусмотрены основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, в том числе по причине указания в уведомлении места, в котором Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В целях реализации положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в Республике Коми принят Закон от 29.11.2012 N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми". В соответствии со статьей 5 данного Закона в дополнение к установленным ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ местам местами, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Республике Коми запрещается, отнесена Стефановская площадь в г. Сыктывкаре.
Постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.10.2008 N 10/4160 "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий" установлены границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающие к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, в том числе вблизи здания Конституционного Суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Сыктывкарского федерального городского суда, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 150 метров от входа в здание суда.
Принимая во внимание приведенные нормоположения, и учитывая, что публичное мероприятие планировалось заявителями на территории Стефановской площади г. Сыктывкара, отнесенной к местам, где запрещено их проведение, судебная коллегия соглашается с выводом суда о правомерности действий администрации МО ГО "Сыктывкар".
Предусмотренная законом обязанность по предложению заявителям альтернативного места проведения мероприятия, позволяющего реализовать цели планируемого мероприятия, администрацией исполнена, и, как верно указал в решении суд первой инстанции, предложенные заявителям иные территории, определены постановлением Правительства РК от 25.12.2012 N 598, и являются специально отведенными или приспособленными для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Рассматриваемые в данном случае действия Администрации МО ГО "Сыктывкар" предприняты в соответствии с законом и в пределах полномочий муниципального органа, нарушения прав либо свобод граждан не имеется.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению. Постановленное судом решение отвечает нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о правомерности действий администрации МО ГО "Сыктывкар" по несогласованию проведения публичного мероприятия на центральной части Стефановской площади. Данные доводы не являются основанием к отмене судебного решения, поскольку выводов суда не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителей Мезака Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.