СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Жуковской О.Н., Нагорновой О.Н.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 23 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Коми на решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому признан незаконным протокол "Номер обезличен" жилищной - бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Республике Коми от "Дата обезличена" об отказе Овчаренко А.В. во включении с составом семьи 2 человека в состав участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы.
Признано право Овчаренко А.В. на включение с составом семьи 2 человека в список граждан, имеющих право на обеспечение государственными жилищными сертификатами в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы.
Обязано ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России":
принять от Овчаренко А.В. учетное дело о включении в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы;
включить Овчаренко А.В. с составом семьи 2 человека в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Признано право Овчаренко А.В. с составом семьи 2 человека на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы.
Обязано ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать Овчаренко А.В. с составом семьи 2 человека государственный жилищный сертификат на 2014год.
В остальной части иска отказано.
Определением Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" производство по делу по иску ФИО2 к ФГКУ "4 отряд ФПС по Республике Коми", к Главному управлению МЧС России по Республике Коми о признании незаконными действий должностных лиц, обязании внести Овчаренко А.В. с составом семьи 3 человека в списки нуждающихся в жилом помещении, создать учетное дело и передать его в Главное управление МЧС России по Республике Коми для дальнейшей передачи его на комиссию по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения в Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" для включения в списки нуждающихся с составом семьи 3 человека в жилом помещении и постановки в очередь на получение государственного жилищного сертификата и участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы прекращено в связи с отказом от иска и принятием данного отказа судом.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения представителя Овчаренко Плетнева Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первоначально Овчаренко А.В. и ФИО2 обратились в суд с иском о признании незаконными действий ФГКУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" (г. Печора); обязании ФГКУ "4 отряд ФПС по РК" внести Овчаренко А.В. с составом семьи 3 человека в списки нуждающихся в жилом помещении; обязании ФГКУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" создать учетное дело и передать его в Главное управление МЧС России по Республике Коми (г.Сыктывкар) для дальнейшей передачи его на комиссию по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения в Северо-Западный филиал ФГКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (г.Санкт-Петербург) для включения в списки нуждающихся в жилом помещении и постановки в очередь на получение государственного жилищного сертификата и участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д.6,том 1). В обоснование своих требований истцы указали, что с "Дата обезличена" года Овчаренко А.В. являлся сотрудником Государственной противопожарной службы. В "Дата обезличена" году "Дата обезличена" апреля по заявлению он был поставлен ЖК при ОВПО-6 УПО МВД Коми АССР на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и решением Печорского городского исполкома от "Дата обезличена" "Номер обезличен" был поставлен на учёт нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), по состоянию на "Дата обезличена" значится в общей очереди под N "Номер обезличен".С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" год Овчаренко А.В. с семьёй проживал в общежитии по "Адрес обезличен" городе Печоре РК. "Дата обезличена" по приказу "Номер обезличен" "6 отряда ГПС комитета по делам ГО и ЧС Республики Коми" семье Овчаренко была выделена служебная квартира, с условием сдачи жилой площади, занимаемой в общежитии администрации MP "Печора". "Дата обезличена" решением жилищно-бытовой комиссии "Номер обезличен" отряда ГПС МЧС России Республики Коми Овчаренко А.В. был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). "Дата обезличена" истцом Овчаренко А.В. было подано заявление в ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" с предоставлением пакета необходимых документов для восстановления в очереди нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Ответа со стороны отряда не последовало. "Дата обезличена" Овчаренко А.В. также было подано заявление в ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" с предоставлением пакета необходимых документов для восстановления в очереди нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Ответа со стороны отряда не последовало. В "Дата обезличена" году до "Дата обезличена" июля Овчаренко А.В. было подано заявление (рапорт) в ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" с предоставлением пакета необходимых документов для включения Овчаренко А.В. и членов его семьи в состав участников федеральной целевой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством". Но "Дата обезличена" ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" была отправлена информация в Главное управление МЧС России по Республике Коми ( г. Сыктывкар), что граждан, изъявивших желание на получение государственных жилищных сертификатов в 2012 году, не имеется. Далее "Дата обезличена" ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" направляет пакет документов в жилищно-бытовую комиссию Главного управления МЧС России по Республике Коми г.Сыктавкар о выделении по возможности жилищного сертификата Овчаренко А.В. в связи с предстоящим увольнением. Решением главного управления МЧС России по Республике Коми (выписка из протокола "Номер обезличен" от "Дата обезличена" г.) Овчаренко А.В. было отказано во включении на 2012 год в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", так как на тот момент истец не состоял в подразделении по месту прохождения службы в списках очередников на получение жилых помещений. "Дата обезличена" после очередного заявления Овчаренко А.В. жилищно-бытовая комиссия "4 отряда ФПС МЧС России Республики Коми" приняла решение восстановить Овчаренко А.В. и членов его семьи в очереди нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Дополнительный пакет документов о выделении сертификата в 2012 году был отправлен "Дата обезличена" "Номер обезличен" в ГУ МЧС России по Республике Коми г.Сыктывкара для повторного рассмотрения и принятия решения жилишно-бытовой комиссией. Согласно полученного ответа от "Дата обезличена" вх. "Номер обезличен" принятие заявления о выделении сертификата после 01 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Весь пакет документов был возвращён истцу, а учётное дело на основании поданных документов никто не заводил. "Дата обезличена" в ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" г. Печоры было подано заявление о предоставлении оригиналов учётного дела. Выдали несколько незаверенных копий документов вместо учётного дела. С января 2012 года жилищными вопросами занимается Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"-г.Санкт-Петербург. "Дата обезличена" истцы лично увезли пакет необходимых документов (вх.N "Номер обезличен") в Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" г.Санкт-Петербург. "Дата обезличена" получили отказ от Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" г.Санкт-Петербурга, мотивированный тем, что по состоянию на "Дата обезличена" Овчаренко А.В. не состоит на учёте в очереди нуждающихся в получении жилой площади, и вопрос об участии Овчаренко А.В. в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на комиссию по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" г.Санкт- Петербурга не выносился. Со слов начальника Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" г.Санкт-Петербург ФИО7, для того чтобы Овчаренко А.В. признали нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и поставили в очередь на получение жилищного сертификата, необходимо, чтобы учётное дело было передано с объяснительными документами по поводу задержки передачи учётного дела ФГКУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" в Главное управление МЧС России по Республике Коми г. Сыктывкара, а оттуда в Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" г.Санкт-Петербург. Общая выслуга лет службы Овчаренко А.В. на день увольнения в календарном исчислении составляет 24 года 08 месяцев, общий стаж службы на должностях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, по состоянию на "Дата обезличена" составляет 19 лет 09 месяцев. В настоящее время истец Овчаренко А.В. находится на пенсии по достижению предельного возраста с "Дата обезличена" года. На день увольнения состоял в очереди нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) по месту прохождения службы, а также в очереди нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления администрации MP "Печора". Проживет с семьёй в ведомственном жилье ( "Адрес обезличен" является федеральной собственностью, имеет статус служебного жилого помещения). Какого- либо жилья в собственности не имеет.
В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования менялись. В итоговом варианте Овчаренко А.В. просил ( л.д.212- л.д.216,том 1):
признать незаконным протокол "Номер обезличен" жилищной - бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Республике Коми от "Дата обезличена" об отказе Овчаренко А.В. во включении с составом семьи 2 человека в состав участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы;
обязать ФГКУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" создать учётное дело Овчаренко А.В. и передать его в Главное управление МЧС России по Республике Коми (г. Сыктывкар) для дальнейшей передачи его на комиссию по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения в Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (г. Санкт-Петербург) для включения в списки нуждающихся в жилом помещении и постановки в очередь на получение государственного жилищного сертификата Овчаренко А.В. с составом семьи 2 человека и участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы Жилище" на 2011-2015 годы";
признать за Овчаренко А.В. право на получение государственного жилищного сертификата и возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" выдать Овчаренко А.В. с составом семьи 2 человека государственный жилищный сертификат в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Дело рассмотрено судом в отсутствие истцов в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Плетнев Е.В. измененные исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении. Дополнительно уточнил: просил признать право Овчаренко А.В. на получение государственного жилищного сертификата. Обязать ответчика ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать Овчаренко А.В. с составом семьи 2 человека (жена и сын) государственный жилищный сертификат на 2014год.
Ранее Овчаренко А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал.
В ходе рассмотрения гражданского дела истец ФИО2 от своих исковых требований отказалась, поскольку право на получение сертификата имеет супруг Овчаренко А.В., а она является членом его семьи.
Представитель ответчика ФГКУ "4 отряд федеральной противопожарной службы по РК" ФИО9 исковые требования не признал.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика Главного управления МЧС России по Республике Коми в порядке ст.167 ГПК РФ. В письменном отзыве данный ответчик исковые требования не признал.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в порядке ст.167 ГПК РФ. Указанный ответчик допрошен в порядке исполнения судебного поручения, требования не признал (л.д.4-5,том 2). Письменный отзыв ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Северо-Западного филиала размещен на л.д.8-12,том 2. Правовая позиция ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Северо-Западного филиала по делу сводилась к тому, что с "Дата обезличена" истец не относится к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях применительно к требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации. Сотрудники ФПС, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы в данном населенном пункте, в соответствии со статьей 93 и пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на обеспечение только служебными жилыми помещениями (на время прохождения службы). Правовые основания для принятия на учет по месту службы нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) сотрудников федеральной противопожарной службы (сотрудники органов внутренних дел) Российской Федерации для последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма после вступления в силу действующего ЖК РФ отсутствуют. Поскольку Овчаренко А.В. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не может быть участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".В связи с этим право на получение ГЖС не определяется.
Третье лицо ФИО10 (сын истцов) требования родителей поддержал.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Республике Коми не согласно с решением суда и просит его отменить, указывая, что истец пропустил 3-х месячный срок для обращения в суд за разрешением спора, не учел, что решение жилищной комиссии 4 отряда от "Дата обезличена" о восстановлении истца в очереди нуждающихся по состоянию на "Дата обезличена" принято еще не было, в связи с чем на день обращения в Главное управление ( "Дата обезличена") и на день рассмотрения ( "Дата обезличена") истец не соответствовал условиям участия в подпрограмме"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы. Заявитель также просит учесть решение Ленинского районного суда г.Санкт-Петербурга от "Дата обезличена" года, по которому истцу было отказано в иске, в связи с чем просит прекратить производство по делу по основаниям, предусмотренным ст.220 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, вынес обоснованное и законное решение.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153N "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской федерации от 17 декабря 2010года N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 21 марта 2006 года N153 с последующими изменениями, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в частности, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (л.д.37,том 2).
Приказом МЧС России N5 от 12 января 2012года N5 утвержден "Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" (л.д.42,том 2). В соответствии с пунктом 14 указанного Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Овчаренко А.В. с составом семьи 3 человека состоит с "Дата обезличена" в администрации муниципального района "Печора" на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социальною найма, в общей очереди в соответствии с решением исполнительного комитета Печорского городского совета народных депутатов от "Дата обезличена" N "Номер обезличен". По состоянию на "Дата обезличена" Овчаренко А.В. значится в общей очереди под номером "Номер обезличен". По состоянию на "Дата обезличена" Овчаренко А.В. значится в общей очереди под номером "Номер обезличен" (л.д.28,том 1).
Кроме вышеуказанного учета, "Дата обезличена" жилищно-бытовая комиссия при ОВПО-6 УПО МВД Коми АССР поставила Овчаренко А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилья в ОВПО-6, что подтверждено протоколом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" (л.д.12,том 1).
"Дата обезличена" согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии 6 отряда ГПС МЧС России по РК от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Овчаренко А.В. снят с учета по подразделению. Выписка из протокола жилищной комиссии и уведомление о снятии с учета были направлены заявителю письмом 6 отряда от "Дата обезличена" исх. "Номер обезличен" (л.д.17,83,том 1).
"Дата обезличена" Овчаренко А.В. обратился в ГУ "4 отряд ФПС по РК" к подполковнику внутренней службы ФИО9 с заявлением и комплектом документов о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.13,том1).
"Дата обезличена" Овчаренко А.В. повторно обратился с заявлением о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки в очередь 6-го отряда ГПС МЧС России по Республике Коми ( л.д.14; том1).
"Дата обезличена" Овчаренко А.В. повторно (в третий раз) обращается к начальнику ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" ФИО9 с заявлением о восстановлении его и членов семьи в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.20,том 1) по месту службы.
"Дата обезличена" Овчаренко восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий в 4 отряде ФПС по РК, что подтверждено протоколом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" (л.д.21,том 1).
Судом установлено, что решение жилищно-бытовой комиссии от "Дата обезличена" не было обращено к исполнению, но и никем не оспорено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы с "Дата обезличена", так как иное из приведенного протокола от "Дата обезличена" не следует.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждают факт постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с "Дата обезличена" в администрации муниципального района "Печора" и в 4 отряде ФПС по РК с "Дата обезличена". Соответственно, он является лицом, признанным в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоящим на учете до "Дата обезличена" года.
Из материалов дела следует, что с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Овчаренко А.В. проживал с семьей в общежитии по "Адрес обезличен" городе Печоре Республики Коми.
"Дата обезличена" семье Овчаренко А.В. была выделена служебная квартира с условием сдачи жилого помещения в общежитии по "Адрес обезличен".
Овчаренко А.В. и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства с "Дата обезличена" по адресу: "Адрес обезличен".
Статус занимаемой истцами квартиры "Адрес обезличен" РК - служебное жилое помещение, федеральная собственность.
В 2011году Овчаренко А.В. подает рапорт с пакетом документов о возможности выделения сертификата в связи с предстоящим увольнением в декабре 2011года (л.д.16,том 1).
Указанный пакет документов Овчаренко А.В. направляется в ГУ МЧС России по РК для рассмотрения, что подтверждается сопроводительной от "Дата обезличена" "Номер обезличен" (л.д.16,том 1).
"Дата обезличена" на заседании Жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Республике Коми происходит рассмотрение документов Овчаренко А.В. о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" (л.д.17-19,том 1).
"Дата обезличена" Жилищно-бытовая комиссия Главного управления МЧС России по Республике отказала Овчаренко А.В. во включении составом семьи 2 человека в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан "установленных федеральным законодательством" (л.д.17-19,том 1) по причине того, что Овчаренко А.В. по месту прохождения службы на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения, не состоит (протокол "Номер обезличен" от "Дата обезличена").
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Учитывая установленные судом обстоятельства, приведенные выше, и правовые нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что реализация истцом жилищных прав путем участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", является гарантией социальной защиты сотрудников ФПС МЧС России.
Признавая отказ Жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Республике Коми от 22 августа 2011года о включении истца в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" незаконным, суд исходил из того, что истец ранее был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления (требование п.5 постановления Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года), кроме того учел, что впоследствии истец был восстановлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в сентябре 2011 года по месту службы.
Соглашаясь с выводом суда в указанной части, судебная коллегия, в том числе, принимает во внимание то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года с момента вступления его в силу, то есть с 1 января 2011 года в круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" включены сотрудники ГПС МЧС России.
В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Опираясь на приведенную правовую позицию, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22.11.2013 N 25-П пришел к выводу, что федеральный законодатель был вправе отнести военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них обязанности военной службы, к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату (постановления от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 27 февраля 2012 года N 3-П, от 15 октября 2012 года N 21-П и от 5 июня 2013 года N 12-П).
По изложенным обоснованиям доводы жалобы о законности отказа Жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Республике Коми от "Дата обезличена" не могут быть приняты во внимание в качестве основания, влекущего отмену решения суда.
"Дата обезличена" Главное управление МЧС России по РК по обращению Овчаренко А.В. о выделении сертификата в 2012году разъясняет, что принятие заявления о выделении сертификата после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, формируется до 1 августа года, предшествующего планируемому (л.д.22,том 1).
К "Дата обезличена" Овчаренко А.В. готовит комплект документов на имя начальника Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" ФИО7 (л.д.29-30,том 1) с просьбой рассмотреть его документы на жилищно-бытовой комиссии и поставить в список граждан, изъявивших желание на получение государственных жилищных сертификатов в 2013году.
"Дата обезличена" истец лично увозит документы в г.Санкт -Петербург. В г. Санкт-Петербург Овчаренко А.В. со всеми материалами своего учетного дела был на приеме у руководителя и заместителя руководителя Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
По факту личного обращения получен ответ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" (л.д.31,том 1).
В ответе ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Северо-Западного филиала указало, что граждане, принятые на учет до "Дата обезличена" в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социальною найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. После "Дата обезличена" в соответствии с приказом МЧС России "Номер обезличен" от "Дата обезличена" жилищное обеспечение сотрудников ФПС осуществляется в виде предоставлении им жилых помещений специализированного фонда на период прохождения службы в МЧС России; по состоянию на "Дата обезличена" Овчаренко А.В. не состоит на учете в очереди нуждающихся в получении жилой площади, вопрос об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на комиссию по распределению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не выносился (л.д.31,том 1).
При этом ФКУ не было принято во внимание то обстоятельство, что на указанную дату "Дата обезличена" Овчаренко А.В. был восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий в 4 отряде ФПС по РК, что подтверждено протоколом "Номер обезличен" от "Дата обезличена", кроме того, в нарушение действующего порядка рассмотрения вопрос об участии истца в подпрограмме передан на комиссию не был.
Главным управлением МЧС России по Республике Коми "Дата обезличена" в адрес отрядов направлено письмо "О предоставлении документов для включения в состав участников на ГЖС на 2014год" (л.д.64,том 2). В соответствии с указанным письмом начальникам ФКУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" предлагается провести разъяснительную работу с гражданами, имеющими право на участие в подпрограмме и изъявившими желание на получение государственных жилищных сертификатов в 2014году, утвержденный список и документы граждан-участников, желающих участвовать в подпрограмме в 2014году, предоставить в Главное управление до "Дата обезличена" (л.д.64,том2). Обращено внимание, что для рассмотрения вопроса о включении в число участников подпрограммы на 2014год с приложением документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты, указанные граждане могут обратиться самостоятельно в Северо-Западный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела и вышеприведенным нормам материального права суд верно признал, что Овчаренко А.В. с составом семьи дополнительно 2 человека: жена и сын (всего семья Овчаренко А.В. состоит из трех человек) относится именно к той категории граждан, которые имеют право на включение в список лиц, имеющих право на обеспечение ГЖС.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в указанной части, поскольку истец с "Дата обезличена" состоит на учете в администрации муниципального района "Печора", восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях в 4 отряде ФПС по РК с "Дата обезличена", имеет общую выслугу лет службы на день увольнения в календарном исчислении 24 года 08 месяцев, общий стаж службы на должностях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, по состоянию на "Дата обезличена" составляет 19 лет 09 месяцев, уволен по достижению предельного возраста с "Дата обезличена" года, проживет с семьёй в служебном жилом помещении в городе Печоре. Какого-либо жилья в собственности не имеет, обращался в 2011 году с заявлением (рапортом) в ГУ "4 отряд ФПС по Республике Коми" с предоставлением пакета необходимых документов для включения его и членов его семьи в состав участников федеральной целевой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", т.е. пытался реализовать социальную гарантию.
Таким образом, судебная коллегия считает, что Овчаренко А.В. в полной мере отвечает требованиям подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика ФИО9 в суде первой инстанции.
Учитывая наличие на руках Овчаренко А.В. учетного дела, суд признал, что Овчаренко А.В. может обратиться в Северо-Западный филиал ФКУ "Управление госэкспретизы и жилищного обеспечения МЧС России" самостоятельно (личный прием, направление комплекта документов заказной корреспонденцией). Выводы суда в указанной части не нарушают права и охраняемые законом интересы сторон, носят организационный характер, оснований не соглашаться с ними не имеется.
На указанного ответчика суд возложил обязанность принять от Овчаренко А.В. материалы его учетного дела, что согласуется с вышеприведенным выводом суда.
Поскольку на момент рассмотрения дела проводилась подготовка документов для включения в состав участников на ГЖС на 2014год, истец с составом своей семьи желает получить государственный жилищный сертификат, суд обязал ответчика - Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать Овчаренко А.В. государственный жилищный сертификат на 2014год.
Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным. Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований. Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Довод жалобы о пропуске истцом срока обращения в суд не может быть принят во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку суд в решении указал о восстановлении данного срока, кроме того, по делу усматривается спор о праве истца на государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", соответственно, к спорным правоотношениям применим общий срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, три года. Данный срок истцом не пропущен.
Довод жалобы о том, что имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г.Санкт-Петербурга от "Дата обезличена" года, по которому истцу было отказано в иске, в связи с чем, по мнению апеллянта, имеются основания для прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным ст.220 ГПК РФ, не может быть признан обоснованным, поскольку в судебном заседании ответчики не ссылались на данное обстоятельство как юридически значимое, суду не была представлена надлежащим образом заверенная копия указанного решения. Приложенная к апелляционной жалобе копия решения также не заверена, в нем отсутствует отметка о вступлении его в законную силу. Кроме названных процессуальных нарушений, судебная коллегия считает, что предмет и основания иска, рассмотренные Печорским городским судом, отличаются по существу от предмета и основания иска, рассмотренного Ленинским районным судом г.Санкт-Петербурга (признание незаконным отказа о включении в списки на получение жилищного сертификата на 2013 год и обязании включить в списки на получение жилищного сертификата на 2013 год), в связи с чем отсутствуют основания для прекращения производства по делу по заявленным основаниям.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.