СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Ус Е.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 26 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Сивковой И.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 октября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Сивковой И.Н. к Управлению государственной гражданской службы Республики Коми, Главе Республики Коми о перерасчете размера пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя Управления государственной гражданской службы Республики Коми, Главы Республики Коми Полугрудовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сивкова И.Н. обратилась в суд с иском к Управлению государственной гражданской службы Республики Коми о перерасчете размера пенсии за выслугу лет, ссылаясь, что с "Дата обезличена" является получателем пенсии за выслугу лет, не согласна с установленным размером пенсии, поскольку минимальный размер пенсии за выслугу лет должен быть не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, увеличенного на соответствующий районный коэффициент, согласно п.2,6 ст. 14 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; поскольку она имеет смешанный стаж работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии должен быть рассчитан согласно п. 7 ст. 14 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и впоследствии подлежал индексации с учетом коэффициентов индексации, определенных Правительством Российской Федерации.
По инициативе суда, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Глава Республики Коми.
В судебном заседании истца поддержала доводы и основания, указанные в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика и соответчика в судебном заседании требования не признала.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Сивкова И.Н. с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом, истица в судебное заседание не явилась, об уважительной причине отсутствия не сообщила, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167,237 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих за выслугу лет производится согласно Федеральному закону от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Частью 4 ст. 7 ФЗ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закреплено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.
Пенсионное обеспечение лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми осуществляется в соответствии с Законом Республики Коми от 04.05.2008г. N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми " и Указом Главы РК от 09.09.2008г. N 83 "О мерах по реализации Закона РК "О пенсионом обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми".
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми, назначается пенсия за выслугу лет при наличии 12,5 лет стажа гражданской службы Республики Коми у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в размере 25 процентов среднемесячного денежного содержания гражданского служащего, определенного настоящей статьей (далее - среднемесячное денежное содержание). За каждый полный год стажа гражданской службы Республики Коми свыше 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания. Максимальный размер пенсии за выслугу лет не может превышать 50 процентов среднемесячного денежного содержания.
Расчет среднемесячного денежного содержания лицу, замещавшему должность гражданской службы Республики Коми, производится исходя из денежного содержания, фактически начисленного ему за 12 месяцев, предшествовавших дню увольнения гражданского служащего с гражданской службы Республики Коми.
В состав денежного содержания гражданского служащего для расчета среднемесячного денежного содержания, из которого ему исчисляется пенсия за выслугу лет, включаются: 1) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы Республики Коми (далее - должностной оклад); 2) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы Республики Коми; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы Республики Коми; 5) премия за выполнение особо важных и сложных заданий.
Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 1,8 оклада месячного денежного содержания по замещавшейся должности гражданской службы Республики Коми, определенного на дату назначения пенсии за выслугу лет, а в случае упразднения ранее замещавшейся должности - по аналогичной должности гражданской службы Республики Коми.
К исчисленному размеру среднемесячного денежного содержания применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные гражданскому служащему на день увольнения с гражданской службы Республики Коми, после чего исчисляется размер пенсии за выслугу лет исходя из стажа гражданской службы Республики Коми.
Кроме того, п. 7 ст. 4 Закона N 48-РЗ предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет, определенный на дату назначения пенсии за выслугу лет, не может быть ниже установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 6 Закона РК N 48-РЗ размер пенсии за выслугу лет увеличивается (индексируется) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий год, в размерах и сроки, которые установлены для увеличения (индексации) окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми.
Судом установлено, что распоряжением Главы РК от "Дата обезличена" "Номер обезличен" истице назначена пенсия за выслугу лет в размере ... рубль.
На момент увольнения Сивковой И.Н. стаж гражданской службы составил ... лет ... месяца ... дней. Среднемесячное денежное содержание истицы исходя из которого определен размер пенсии за выслугу лет, составило ... рублей. При стаже государственной гражданской службы РК ... лет размер пенсии составил ... % среднемесячного денежного содержания, т.е. - ... рублей. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости на момент назначения Сивковой И.Н. пенсии за выслугу лет (30.07.2010г.) составлял ... рубль.
С учетом индексации размеров пенсии за выслугу лет в 1,06 раза в соответствии с Указом Главы РК от 25.07.2012г. N 92 с 01.10.2012г. Сивковой И.Н. выплачивается пенсия за выслугу лет в размере ... рубль на основании поручения Агентства РК по социальному развитию от "Дата обезличена". "Номер обезличен". С "Дата обезличена". пенсия истицы составит ... рублей в связи с увеличением в 1,055 раза.
Без предоставленной республиканским законодательством гарантии установления минимального размера пенсии за выслугу лет, пенсия Сивковой И.Н. по состоянию на текущую дату составила бы ... рублей ( ... ).
Установив вышеизложенное и отказывая в удовлетворении искового заявления Сивковой И.Н., суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика по расчету пенсии истицы за выслугу лет являются обоснованными, а представленный истицей расчет пенсии и примененный порядок индексации требованиям действующего законодательства не отвечает.
Судебная коллегия считает вышеуказанные выводы суда правильными, отвечающими требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Утверждая, что пенсии государственных служащих должны индексироваться согласно порядку индексации пенсий, назначенных по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истица исходит из тождества различных порядков пенсионного обеспечения, что не соответствует действующему законодательству.
Согласно п. 4, 5 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О).
Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемые за счет средств соответствующих бюджетов доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сивковой И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.