СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Ус Е.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 26 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию и по апелляционной жалобе Эжвинского филиала ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 ноября 2013 года, по которому
обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Ливсон Н.Е. звание "Ветеран труда" с момента обращения, т.е. с "Дата обезличена".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителей ответчиков Ковалевой Е.Г., Старцевой Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ливсон Н.Е. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию, Эжвинскому филиалу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" о признании недействительным приказа от "Дата обезличена". "Номер обезличен" об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда". В обоснование требований указала, что "Дата обезличена". была награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы России. Обратившись с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", получила отказ.
Ответчики с иском не согласились.
Судом принято приведенное выше решение.
Ответчики в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции истица участия не принимала, извещена о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истицы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено, что Ливсон Н.Е. является получателем пенсии по старости.
В соответствии с приказом руководителя Федеральной налоговой службы от "Дата обезличена" года Ливсон Н.Е. награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы России за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах.
"Дата обезличена" Ливсон Н.Е. обратилась в Эжвинский филиал ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" Ливсон Н.Е. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям абз. 3 подп. 1 п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из требований Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 года, а также из утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года N 506 Положения о Федеральной налоговой службы, применив которые к обстоятельствам дела в их совокупности, пришел к выводу о том, что награждение Почетной грамотой является для истца ведомственным знаком отличия в труде.
Судебная коллегия признает выводы суда правильными, основанными на верном толковании и применении норм закона.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах". Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Из положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и Постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" следует, что звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения трудовой деятельности лицам, в том числе, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков.
Однако указанные знаки отличия могут служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" только в том случае, если решение о награждении принято государственным органом исполнительной власти СССР или Российской Федерации, а документ о награждении содержит подпись должностного лица в ранге руководителя министерства СССР или РФ либо имеются основания полагать, что награждение происходит от имени соответствующего министерства (ведомства).
Основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Из приложения N 2 следует, что в перечень ведомственных знаков отличия в труде включена, в том числе и Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам (пп. 98 п. 4).
На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 года N 314 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей ей соответствующих полномочий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N 506, которым утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба и её территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
С учетом изложенного, Почетная грамота, которой награждена истец, исходя из характера отмечаемых заслуг, является ведомственным знаком отличия в труде.
Принимая во внимание, что Ливсон Н.Е. является пенсионером по старости, награждена ведомственным знаком отличия в труде, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным, а ее исковые требования - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии в перечне наград Почетной грамоты ФНС России не влекут отмену законного и обоснованного решения суда. Учитывая преобразование Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу, в результате которого последняя стала правопреемником с аналогичными полномочиями и функциями указанного министерства, возможность применения в данном случае п.п. 98 п. 4 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, утвержденного в Приложении N 2, не исключена.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и являющихся основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела судом не допущено.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона, оснований для отмены решения суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию и апелляционную жалобу Эжвинского филиала ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.