СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.
судей Ус Е.А.,Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрев в судебном заседании 26 декабря 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО " ... " на решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара суда Республики Коми от 09 октября 2013 года, которым иск прокурора Эжвинского района города Сыктывкара удовлетворен. Обязано ОАО " ... " в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в размере двух процентов от среднесписочной численности работников организации.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя прокуратуры Республики Коми Шевелевой М.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Эжвинского района г.Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ОАО " ... " об обязании создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах квоты, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2004 N276 "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" в размере 2% процентов от среднесписочной численности работников в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Также прокурор просил информацию о созданных или выделенных рабочих местах представить в ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара", а также территориальные службы занятности населения по месту нахождения филиалов. В обоснование требований указав, что ответчиком не выполняются требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Эжвинская районная организация Коми Региональной организации Всероссийского общества инвалидов.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица - ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия их представителя. В представленном суду отзыве согласился с требованиями прокурора.
Представитель общества инвалидов полагала необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ОАО " ... " обратилось в суд с апелляционной жалобой, указывая на нарушение норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что нарушения требований действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, допускаемые ОАО " ... " влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Содействие в трудоустройстве инвалидов является одной из мер социальной поддержки и реабилитации инвалидов, предусмотренной ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ.
В соответствии со ст.20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых, в частности, относится установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Порядок определения квоты предусмотрен статьей 21 указанного Федерального закона, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2004 года 3276 "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" с 1 января 2005 года для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процента к среднесписочной численности работников организации.
В силу ст.24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии с ч.3 ст.25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что среднесписочная численность работников ОПО " ... " на "Дата обезличена" составляет ... человек; количество фактически работающих инвалидов - ... человек, однако при указанной численности работников квота для приема инвалидов составляет ... рабочих мест.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что в Обществе выделены рабочие места для устройства инвалидов, однако они заняты работниками ОАО " ... ".
Из информации представляемой ОАО " ... " в ГКУ "Центр занятости населения г.Сыктывкара" следует, что ответчик предоставлял информацию лишь об одном вакантном рабочем месте.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности создать или выделить рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты, ответчиком также не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчиком не выполнены в полном объеме требования действующего законодательства в части выделения рабочих мест, в пределах установленной квоты, для приема инвалидов.
Разрешая спор, суд обоснованно не принял во внимание ссылки ответчика на наличие на предприятии вредных и опасных производственных факторов и условий труда, не позволяющих принимать на работу инвалидов, так как Федеральный закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает каких-либо исключений в установлении квоты для приема на работу инвалидов, а также различных подходов к ее установлению в зависимости от отраслевой принадлежности работодателя и характера условий труда на предприятии.
Ни суду первой, ни апелляционной инстанций не представлено доказательств того, что с учетом специфики предприятия и недостаточности производственных площадей невозможно создать или выделить рабочие места для инвалидов.
В целом доводы апелляционной жалобы, на которые ссылается представитель ответчика являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, необоснованность которых отражена в решении суда, с изложением соответствующих мотивов.
С учетом изложенных обстоятельств принятое по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, - необоснованными.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара суда от 09 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.