Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Домрачева В. В. Серебровой Г.Ф. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 08 октября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Домрачева В. В. к администрации муниципального образования "Знаменское сельское поселение" о признании действий незаконными и восстановлении в льготной очереди отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Домрачев В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Знаменское сельское поселение" о признании действий незаконными и восстановлении в льготной очереди. В обоснование иска указал, что является сиротой, после смерти матери за ним была закреплена неблагоустроенная комната "номер" жилой площадью ... "адрес". Данная комната располагалась в строении 1968 года и не подлежала ремонту ввиду износа более 62%. С 1989 года Домрачев В.В. состоял в льготной очереди под номером 4 согласно решению администрации муниципального образования "Знаменское сельское поселение". В июне 1990 года после окончания учебы при принятии на работу в совхоз ... истец написал заявление об улучшении жилищных условий, Управление народного образования также неоднократно обращалось с указанным вопросом к работодателю. "дата" трудовые отношения с совхозом прекращены, после увольнения выдана выписка из личного дела, где сведений о жилье предоставлено не было, а в документах личного дела появилось заявление о постановке на льготную очередь с 1998 года, которое истец не писал. В 2004 году администрацией истцу было сообщено, что он может быть поставлен в общую очередь. В последующем истец снят с очереди. Считает снятие с очереди незаконным, поскольку как сирота вправе во внеочередном порядке претендовать на получение жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Домрачева В.В. Сереброва Г.Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на неправильную оценку судом представленных доказательств. Считает, что он был поставлен на учет до достижения возраста 23 лет, в связи с чем должен быть обеспечен жильем.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Домрачева В.В. Серебровой Г.Ф., поддержавшей доводы жалобы, просившей решение суда отменить, представителя администрации муниципального образования "Знаменское сельское поселение" Черновой З.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены судебного постановления не находит.
В соответствии с п.2 ст.37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст.57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст.8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Домрачев В.В., ... года рождения, с 1989 года является сиротой, за ним было закреплено жилое помещение - неблагоустроенная комната жилой площадью ... кв.м по адресу: "адрес". Данная комната располагалась в строении 1968 года постройки и не подлежала ремонту ввиду износа более 62%.
Из материалов дела следует, что Домрачев В.В. поставлен на учет в июле 1998 года на основании личного заявления, состоял в льготной очереди. Основания постановки в льготную очередь не указаны.
Как правильно установлено судом, Домрачев В.В. относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако, поскольку обратился с заявлением о постановке на учет в 1998 году, на момент вступления в силу Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ он достиг возраста 23 лет, права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью вне очереди как сироты на него не распространяются.
Доказательств того, что Домрачев В.В. обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения им возраста 23 лет, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в муниципальное образование после достижения возраста 23 лет, ранее указанного возраста с заявлениями о постановке на учет в органы местного самоуправления не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и не был поставлен на соответствующий учет, т.е. на момент обращения в суд в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, а также ст.1 данного закона, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 года, в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Истец на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения 23 лет поставлен не был.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Довод жалобы о том, что за истцом сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что он до достижения 23-летнего возраста не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обоснован, поскольку законодательством не установлено право на обеспечение жилыми помещениями за лицами, не вставшими на соответствующий учет до 23-летнего возраста. По смыслу п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями ст.8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет. Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Доводы апелляционной жалобы о временном выезде Домрачева В.В. на другое место жительства в связи с трудовыми отношениями, являются необоснованными, поскольку, как установлено судом первой инстанции, Домрачев В.В. с 1993 года постоянно проживает в "адрес", зарегистрирован по месту жительства, является собственником двух квартир в "адрес" (однокомнатной, площадью ... и двухкомнатной площадью ... ).
В связи с чем, постановлением администрации муниципального образования "Знаменское сельское поселение" "номер" от "дата" он обоснованно снят с учета в связи с выездом на другое место жительства на основании п.п.3 п.1 ст.56 ЖК РФ.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 08 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Домрачева В. В. Серебровой Г.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Клюкина О.В.
Юрова О.В.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.