Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Васильева А. А. на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 17 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Васильева А. А. удовлетворить частично.
Запись "номер" в трудовой книжке Васильева А. А. признать недействительной и обязать администрацию МО "Октябрьское сельское поселение" внести запись "трудовой договор расторгнут в связи с прекращением полномочий, часть 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 1 часть 10 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 31 декабря 2009 года.
В удовлетворении иска о признании отказа в назначении пенсии по выслуге лет незаконным и обязании назначить пенсию по выслуге лет отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" о признании недействительным записи "номер" от "дата" в его трудовой книжке и обязании администрации МО "Октябрьское сельское поселение" внести соответствующую запись в трудовой книжке от "дата" года, признании отказа в назначении пенсии по выслуге лет незаконным и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет. В обоснование требований указал, что в июне 2013 года он обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, однако решением комиссии по установлению стажа муниципальным служащим для назначения пенсии за выслугу лет в удовлетворении его заявления было отказано. Полагает отказ незаконным, считая, что данное решение нарушает его право на получение пенсии по выслуге лет.
В трудовой книжке запись "номер", в которой указано на увольнение с "дата" года, не соответствует действительности. Фактически он работал до "дата", исполнял обязанности главы администрации. Просил признать недействительной запись "номер" в трудовой книжке и обязать внести соответствующую запись.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Васильев А.А. выражает несогласие с решением суда, полагая, что суд неправильно применил закон, подлежащий применению. Считает, что согласно п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до приобретения права на трудовую пенсию имеет право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением он замещал должности муниципальной службы не менее 7 лет. Таким образом, по мнению заявителя, имеется вся совокупность условий, предусмотренных законодательством, для назначении ему пенсии за выслугу лет. Просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения Васильева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего об отмене решения суда в указанной в жалобе части, представителя администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" Егоровой Л.А., просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно Закону Республики Марий Эл от 12 марта 2002 года N 6-3
"О реестре должностей муниципальной службы в Республике Марий Эл" должность главы администрации сельского (городского) поселения является должностью муниципальной службы.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Законом Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года N 194- III
"О государственной службе в Республике Марий Эл" установлены условия предоставления пенсии за выслугу лет различным категориям государственных гражданских служащих.
Часть 1 статьи 16 названного Закона определяет, что лица, замещавшие по состоянию на 1 октября 1995 года и позднее должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственные должности государственной службы Республики Марий Эл, государственные должности государственных служащих Республики Марий Эл (далее - гражданские служащие), при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственной службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственных служащих Республики Марий Эл (далее - должности гражданской службы Республики Марий Эл) не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона
"О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы Республики Марий Эл не менее 7 лет (часть 2 статьи 16 Закона Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года N 194-III "О государственной службе в Республике Марий Эл").
Согласно пункту 2 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Моркинский муниципальный район", утвержденного решением собрания депутатов муниципального образования "Моркинский муниципальный район" N 289 от 29 мая 2013 года, предусмотрено право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и увольнении с муниципальной службы по инициативе муниципального служащего до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если непосредственно перед увольнением он замещал должности муниципальной службы не менее 7 лет.
Как следует из п.4 названного Положения, право на выслугу лет возникает у лица, указанного в п.2 Положения, при назначении трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, с "дата" Васильев А.А. избран председателем ... Из записи в трудовой книжке следует, что с "дата" трудовой договор с Васильевым А.А. расторгнут в связи с прекращением полномочий, часть 2 ст.77 ТК РФ, п.1 ч.10 ст.37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как правильно установлено судом, фактически Васильев А.А. работал главой администрации МО ... до "дата". В связи с чем, суд удовлетворил требования истца в части признания недействительной записи "номер" в трудовой книжке Васильева А.А. и обязании администрации МО "Октябрьское сельское поселение" внести соответствующую запись об увольнении истца от "дата". В указанной части решение суда не обжалуется.
Существо апелляционной жалобы сводится к оспариванию решения суда в части отказа истцу в назначении пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, до назначения ему трудовой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что с "дата" Васильев А.А. замещал должность главы администрации муниципального образования "Октябрьское сельское поселение". Решением собрания депутатов муниципального образования "Октябрьское сельское поселение" "номер" от "дата" прекращены досрочно с "дата" полномочия Васильева А.А. по замещаемой должности главы администрации муниципального образования "Октябрьское сельское поселение" и с ним расторгнут контракт на основании п.2 ч.10 ст.37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п.2 ч.1 ст.36 Устава. Как правильно установлено судом, стаж муниципальной службы на момент увольнения Васильева А.А. составил 30 лет 2 месяца 13 дней.
Решением районной комиссии по рассмотрению заявлений о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в МО "Моркинский муниципальный район" от "дата" в удовлетворении заявления Васильева А.А. о назначении пенсии за выслугу лет отказано в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку ему не назначена трудовая пенсия по старости (инвалидности).
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку на момент увольнения с муниципальной службы по собственному желанию Васильев А.А. трудовую пенсию по старости (инвалидности) не имел, у него право на получение пенсии за выслугу лет не возникло.
Таким образом, суд правильно указал, что решение районной комиссии по рассмотрению заявлений о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в МО "Моркинский муниципальные район" от "дата" об отказе в назначении Васильеву А.А. пенсии за выслугу лет является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований Васильева А.А. в указанной части.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 17 октября 2013 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от
17 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Юрова О.В.
Клюкина О.В.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.