судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Доровских И.А.
судей Меремьянина Р.В., Копылова В.В.
с участием прокурора Сергеевой О.А.
при секретаре Елисеевой С.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В.,
гражданское дело по заявлению Воронежской областной общественной организации "***" и Болдырева А.Е. о признании незаконными актов прокурорского реагирования прокуратуры Воронежской области
по апелляционной жалобе Болдырева А.Е.
на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 19 июля 2013 года
(судья районного суда Спицын Ю.А.)
УСТАНОВИЛА:
Воронежская областная общественная организация "***" и Болдырев А.Е. обратились в суд с заявлением о признании незаконными актов прокурорского реагирования прокуратуры Воронежской области.
В обоснование своих требований указали, что 16.04.2013г. прокуратурой Воронежской области в адрес Воронежской областной общественной организации "***" были направлены представление об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях и о противодействии экстремизму и предостережение о недопустимости нарушения ст.13.1 и ч.1 ст.24 ФЗ от 12.01.1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Считают данные акты прокурорского реагирования незаконными и нарушающими право на свободу ассоциаций, гарантированных статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку заявители не нарушают законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях и о противодействии экстремизму, а устав ВООО "***" соответствует законодательству Российской Федерации об общественных объединениях.
Просили суд признать представление прокуратуры Воронежской области об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях и о противодействия экстремизму от 16.04.2013г. N*** и предостережение о недопустимости нарушения закона в адрес председателя ВООО "***" Болдырева А.Е. от 16.04.2013 года незаконными и обязать прокуратуру Воронежской области их отменить (л.д.5).
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 19 июля 2013 года в удовлетворении заявления Воронежской областной общественной организации "***" и Болдырева А.Е. отказано (л.д.66-67).
В апелляционной жалобе Болдырев А.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение (л.д.77).
Болдырев А.Е. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, обозрев материалы проверки в отношении ВООО "***", заслушав представителя ВООО "***" Сиволдаева И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Воронежской области Сергееву О.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 17.01.1992г. "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.22 указанного закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно ч.1 ст.24 указанного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В силу ст.25.1 указанного закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Воронежской области была проведена проверка исполнения законодательства о некоммерческих организациях и противодействии экстремистской деятельности в отношении Воронежской областной общественной организации "***".
В ходе проверки было установлено, что отдельные положения устава Воронежской областной общественной организации "***" не соответствуют действующему законодательству и целям создания некоммерческой организации в форме общественного объединения, также были выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
По результатам проверки 16.04.2013г. заместителем прокурора Воронежской области Семеновым А.Н. было направлено в конференцию (общее собрание) Воронежской областной общественной организации "***" представление об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях и о противодействии экстремизму, а в адрес председателя Воронежской областной общественной организации "***" Болдырева А.Е. предостережение о недопустимости нарушения закона (л.д.6-8).
Разрешая требования Воронежской областной общественной организации "***" и Болдырева А.Е. о признании представления прокуратуры и предостережения незаконными, районный суд проанализировал нормы законодательства о прокуратуре Российской Федерации, о некоммерческих организациях, положения Устава общественной организации, исследовал материалы дела и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно Уставу Воронежской областной общественной организации целью организации является политическое обеспечение прав, свобод и безопасности личности, всесторонняя поддержка коренных демократических реформ, содействие формированию гражданского общества в регионе деятельности организации (п.2.1).
В числе основных задач организации выделены: политическое содействие поддержания правопорядка, стабильности, общественного согласия, гражданского мира и политическая поддержка формирования социального слоя граждан, заинтересованного в проведении последовательных рыночных реформ (п.2.2). Одними из полномочий правления организации являются осуществление политического, методического, организационного руководства мероприятиями организации и выработка рекомендаций и прием заявлений, относящихся к текущим вопросам политической жизни (п.7.9) (л.д.22-27).
В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ от 12.01.1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Формы некоммерческих организаций перечислены в ч.3 указанной статьи. Одной из форм является общественная организация (объединение).
Согласно ч.3 ст.6 указанного закона особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
Согласно ст.7 Федерального закона от 19.05.1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Согласно абз.1 ст.8 указанного закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001г. N95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Таким образом, указанные в Уставе Воронежской областной общественной организации "***" цель, задачи деятельности и полномочия правления направлены на участие в политической жизни и формировании общественного мнения путем политической поддержки граждан, что характерно для общественного объединения в форме политической партии.
Согласно п.2.2 Устава Воронежской областной общественной организации "***" в качестве одной из задач организации предусмотрено противодействие политическому экстремизму (л.д.23).
В соответствии с абз.1 ст.17 Федерального закона от 19.05.1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.4 Федерального закона от 25.07.2002г. субъектами противодействия экстремистской деятельности являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Проанализировав выше приведенные нормы законов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что противодействие политическому экстремизму не может быть отнесено к задачам областной общественной организации "Демократический центр", поскольку направлена на вмешательство в деятельность органов государственной власти и других органов к компетенции которых отнесено противодействие экстремистской деятельности.
Отклоняя доводы заявителей, районный суд обоснованно исходил из того, что выводы прокуратуры Воронежской области, изложенные в оспариваемом представлении о том, что отдельные положения устава Воронежской областной общественной организации "***" противоречат законодательству о некоммерческих организациях и о противодействии экстремизму соответствуют действительности.
Представление заместителем прокурора Воронежской области было принято в соответствии с законом и в пределах его полномочий. Кроме того следует отметить, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностные лица, указанные в п.1 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
В соответствии с ч.6 ст.2 ФЗ от 12.01.1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", вступившим в силу 21.11.2012г, под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Согласно ст.13.1 указанного закона для государственной регистрации некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган предоставляется также заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно абз.5 ч.1 ст.24 указанного закона материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
В ходе проведение проверки прокуратурой Воронежской области было установлено, что до вступления в силу части 6 указанной статьи, Воронежская областная общественная организация "***" получала денежные средства из иностранных источников. Срок последнего пожертвования был определен 26.10.2012г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Воронежская областная общественная организация "***" в ходе осуществления своей деятельности получала денежные средства из иностранных источников, выводы прокуратуры о том, что Воронежская областная общественная организация "***" подпадает под признаки некоммерческой организации, являющейся иностранным агентом, являются обоснованными.
Поскольку заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Воронежская областная общественная организация "***" не подавала, прокуратура Воронежской области в соответствии со ст.25.1 ФЗ от 17.01.1992г. "О прокуратуре Российской Федерации" направила в адрес председателя Воронежской областной общественной организации "***" Болдырева А.Е. предостережение о недопустимости нарушения закона.
Указанное предостережение, как и требования, изложенные в нем, не нарушают прав и свобод заявителя ни как руководителя общественной организации, ни как гражданина, не создало препятствий к осуществлению Болдыревым А.Е. его прав и свобод, на него не возложена какая-либо обязанность и он не привлечен к ответственности.
Доводы заявителя о том, что у Болдырева А.Е. до вынесения предостережения не было отобрано письменное объяснение, не могут повлечь отмену решения суда.
Как следует из имеющейся в материалах проверки прокуратуры Воронежской области справки от 08.04.2013г., обозревавшейся судом апелляционной инстанции, с Болдыревым А.Е. в прокуратуре области была проведена беседа, в ходе которой он согласился с выявленными нарушениями, однако от дачи официального объяснения и его подписи отказался. Оснований сомневаться в подлинности указанной справки у судебной коллегии не имеется.
Доводы заявителей о том, что судом первой инстанции не дано оценки, заявленным требованиям исходя из Основополагающих принципов статуса неправительственных организаций в Европе от 13.11.2002г. также не свидетельствуют о незаконности принятого решения суда.
Согласно Основополагающим принципам, неправительственные организации свободно формулируют и выполняют свои задачи при условии законности как собственно задач, так и средств для их достижения (п.10). При этом политические партии прямо исключены из сферы действия Основополагающих принципов, поскольку в соответствии с законодательством большинства государств, их деятельность регулируется иными положениями нежели деятельность НПО. Роль НПО отличается от роли политических партий и не подменяет ее (п.15, п.76).
Принятые прокуратурой Воронежской области в отношении Воронежской областной общественной организации "***" акты реагирования не противоречат указанным положениям Основополагающих принципов, в соответствии с которыми в большинстве случаев санкции против неправительственных организаций должны ограничиваться требованием об устранении нарушений и (или) решением о наложении административного, гражданского взыскания или применением уголовных санкций в отношении организации и (или) непосредственно виновных лиц. Взыскание должны основываться на нормах действующего законодательства с соблюдением принципа соразмерности (п.70).
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 19 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Болдырева А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.