Решение Ярославского областного суда от 21 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Певневой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу товарищества собственников жилья "Подкова" на постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Подкова",
УСТАНОВИЛ:
В ходе внеплановой проверки в здании, помещениях товарищества собственников жилья "Подкова" государственным инспектором Кировского района г. Ярославля по пожарному надзору выявлены нарушения ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. ст. 5, 6, 51, 53 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подп. "г" п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", п. 6.9* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя от 13.02.1997 N 18-7, которые заключались в размещении в цокольном этаже жилого дома офисных помещений, выходы из которых осуществляются в общие лестничные клетки, то есть нет самостоятельного выхода из данных помещений или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток.
Составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Подкова".
Постановлением судьи Кировского районного суда от 24 июля 2013 года ТСЖ "Подкова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещений цокольного этажа жилого дома "адрес" на срок 90 суток.
На постановление принесена жалоба товариществом собственников жилья "Подкова". В жалобе ставится вопрос об отмене постановления. Требования жалобы обоснованы тем, что в действиях ТСЖ "Подкова" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ. Современные нормативные требования пожарной безопасности не применимы в отношении здания ТСЖ "Подкова", построенного в 1936 году. Предписания, выданные надзирающим органом, оспариваются в Арбитражном суде.
Согласно доводам жалобы, в ходе проведения проверки были нарушены права лица, в отношении которого ведется производство по делу: ТСЖ не было уведомлено за три дня до начала проведения проверки, здание обследовалось в отсутствие законного представителя юридического лица, о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении председатель ТСЖ "Подкова" уведомлен не был. Часть подвалов в здании имеет отдельный выход, что не отражено в заключении эксперта. Кроме того, ТСЖ "Подкова" не эксплуатирует помещений цокольного этажа, которые сданы в аренду, заняты офисами арендаторов.
Изучив письменные материалы дела, исследовав доводы жалобы, заслушав защитника ТСЖ "Подкова" Удалову Р.С., поддержавшую доводы жалобы, представителя главного управления МЧС России по Ярославской области Логвинова А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, считаю постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля подлежащим оставлению без изменения.
Частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.
Постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 29 ноября 2012 года, оставленным без изменения решением судьи Ярославского областного суда от 06 февраля 2013 года, ТСЖ "Подкова" привлекалось к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с нарушением аналогичных норм пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в частности протокола об административном правонарушении, акта проверки, материалов фотосъемки, в цокольном этаже дома "адрес" размещены офисные помещения, выходы из которых осуществляются в общие лестничные клетки, то есть нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток.
Согласно заключению эксперта N 48/2012 при выявленных нарушениях при условии возникновения пожара в помещениях цокольного этажа дома возможно распространение пожара в жилую часть здания, а также превышение предельно допустимых концентраций показателей дымообразования и токсичности, то есть может создаться реальная угроза для быстрой и безопасной эвакуации людей, а также повреждения и уничтожения имущества. Довод жалобы о том, что материалы проведения обследования подвалов, а также протокол об административном правонарушении получены с нарушением закона, не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, необоснован.
Требования ст.ст. 26.2, 26.4, 26.8, 28.2 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении, сборе доказательств по делу административным органом не нарушены.
В материалах дела содержится подтверждение уведомления законного представителя ТСЖ "Подкова" о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.
Проверка соблюдения требований пожарной безопасности в указанном жилом доме проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Из материалов дела видно, что о проведении проверки уполномоченные лица ТСЖ были уведомлены, копия распоряжения направлялась председателю ТСЖ, проверка проведена в срок, определенный в распоряжении. При проверке присутствовала работник ТСЖ.
Вышеприведенный факт отсутствия отдельного или изолированного выхода из офисных помещений цокольного этажа жилого дома является нарушением ст.ст. 5, 6, 51, 52, 53 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "г" п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390.
Так, в соответствии пп. "г" п. 23 Правил противопожарного режима в РФ на объектах запрещается устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток.
Ранее действующий СНиП "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в пункте 6.9 содержал аналогичные положения.
При таких обстоятельствах, ссылка представителя ТСЖ на недопустимость применения при квалификаций действий ТСЖ как административного правонарушения в силу положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является необоснованной. Вышеприведенными правилами о противопожарном режиме в РФ в указанной части новое правовое регулирование не введено.
Устранение выявленного нарушения в данном случае не связано с необходимостью перепланировки или реконструкции жилого дома. Устранение выявленного нарушения состоит в запрете использовать помещения цокольного этажа под мастерские или иные хозяйственные помещения. Кроме того, владелец здания вправе был осуществить расчет пожарных рисков, определить и осуществить иные меры пожарной безопасности с учетом невозможности организовать самостоятельные выходы из помещений цокольного этажа, что на момент составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу и пересмотра постановления судьей вышестоящего суда сделано не было.
Как следует из материалов дела и по существу не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет место эксплуатация для хозяйственной деятельности помещений цокольного этажа жилого дома "адрес", в отношении которых ТСЖ "Подкова" заключены договоры аренды.
При этом доказательства в подтверждение довода жалобы о том, что данные помещения при проектировании здания предназначались для размещения офисов организаций, в материалах дела отсутствуют. Сведения об эксплуатации помещений цокольного этажа для размещения учреждений имеются с конца в 1990-х годов, на момент ввода здания в эксплуатацию подобные сведения не представлены.
Таким образом, собранными по делу доказательствами, оцененными судьей районного суда в их совокупности, в действиях ТСЖ "Подкова", как лица, уполномоченного от имени собственников на использование помещений цокольного этажа жилого дома, допущено нарушение требований пожарной безопасности. Вина ТСЖ "Подкова" в совершении данного правонарушения доказана и состоит в том, что ТСЖ "Подкова" в лице своих уполномоченных органов осознавало противоправный характер своих действий и сознательно допускало наступление вредных последствий своих действий либо относилось к ним безразлично.
Наказание, назначенное в отношении ТСЖ "Подкова", соответствует санкции данной статьи. Разрешая вопрос о назначении наказания, судья требований ст.ст. 3.1, 3.12, 4.1-.4.3, 4.5 КоАП РФ не нарушил.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права судьей районного суда не допущено.
Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Подкова" оставить без изменений, жалобу товарищества собственников жилья "Подкова" - без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.