Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 января 2014 г.
(Извлечение)
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А.,
судей: Дубова Ю.А. и Гусейнова Т.Г.,
при секретаре Мухаметчиной Ф.Б.,
с участием представителя военного прокурора Бийского гарнизона подполковника юстиции Баранова С.С., а также представителей жилищной комиссии и командира войсковой части 1 майора юстиции Горюнова П.А. и старшего лейтенанта Савельева В.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военного прокурора Бийского гарнизона в интересах сержанта Корчагина Алексея Николаевича об оспаривании отказа жилищной комиссии и командира войсковой части 1 в постановке на жилищный учет,
по апелляционной жалобе представителя заинтересованных лиц Горюнова П.А. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 1 ноября 2013 года, которым заявление удовлетворено в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., выступление представителя Горюнова П.А. в поддержку апелляционной жалобы, а также мнения заявителя Корчагина А.Н. и представителя прокурора Баранова С.С., полагавших необходимым судебное постановление оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Корчагин с ноября 2012 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 1 и жилым помещением по месту службы обеспечен не был.
16 июля 2013 года он подал в жилищную комиссию названной воинской части рапорт, в котором просил признать его нуждающимся в служебном жилом помещении.
25 июля того же года указанный коллегиальный орган, рассмотрев рапорт Корчагина и приложенные к нему документы, принял решение об отказе в постановке на жилищный учет ввиду не предоставления сведений о необеспеченностью жилой площадью по предыдущим местам прохождения военной службы. В тот же день упомянутое решение жилищной комиссии утверждено командиром войсковой части 1
Посчитав свои права нарушенными, Корчагин обратился к военному прокурору Бийского гарнизона, который 13 сентября 2013 года на указанное решение внес протест, а также подал в интересах Корчагина в Барнаульский гарнизонный военный суд заявление об оспаривании совместного решения жилищного органа и должностного лица.
Суд постановил указанное выше решение, которым заявление военного прокурора Бийского гарнизона удовлетворил и на коллегиальный орган возложил обязанность отменить его и повторно рассмотреть вопрос о признании Корчагина нуждающимся в служебном жилом помещении.
В апелляционной жалобе представитель Горюнов П.А. просит признать решение суда незаконным, отменить его и принять новое, которым заявление военного прокурора оставить без удовлетворения.
Анализируя в жалобе положения ЖК РФ, Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (утв. приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 года) и фактические обстоятельства дела автор жалобы утверждает следующее.
По его мнению, оспоренное прокурором решение жилищной комиссии не содержит отказа в принятии Корчагина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в нем имеется только указание о предоставлении дополнительных документов, в том числе справки о сдаче жилья.
Право требовать жилищной комиссией предоставления названных документов предусмотрено действующим жилищным законодательством, поэтому интересов заявителя (Корчагина) не ущемляет.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные материалы дела, окружной военный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не усматривается.В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений граждан, подаваемых в орган местного самоуправления по месту жительства, а в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет, гражданами должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В рассматриваемом случае право заявителя на обеспечение жильем по месту прохождения военной службы установлено ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 года "Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России".
Судом первой инстанции установлено, что Корчагин, не обеспеченный по месту прохождения военной службы каким-либо жилым помещением, в установленном порядке обратился в жилищный орган для решения вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении в целях обеспечения служебным жильем и приложил к рапорту необходимые документы.
Исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Корчагин выполнил необходимые условия для положительного разрешения названного вопроса, а решение коллегиального жилищного органа и должностного лица, отказавших последнему в принятии на жилищный учет не соответствует действующему законодательству и нарушают его права.
При этом довод автора апелляционной жалобы о том, что Корчагиным представлены не все документы, необходимые для разрешения вопроса о постановке на жилищный учет, противоречит действующему жилищному законодательству.
Так, в силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государством в лице федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, военнослужащим, проходящим службу по контракту, по прибытию на новое место военной службы гарантируется предоставление служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные (служебные) жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из обжалованного решения жилищной комиссии следует, что причиной отказа в постановке Корчагина на жилищный учет явилось не представление им сведений об обеспечении его жильем в войсковых частях 2 и 3 Минобороны России, в которых он проходил военную службу с 1999 по 2001 годы в Северо-Кавказском регионе.
Изложенные нормы закона свидетельствуют о том, что для обеспечения военнослужащего служебным жилым помещением по месту службы основным критерием, определяющим нуждаемость в служебном жилом помещении является факт отсутствия какого-либо жилья в населенном пункте по месту прохождения военной службы, а обеспеченность жильем в иных населенных пунктах на решение этого вопроса значение не имеет.
При этом суд полагает необоснованной ссылку автора жалобы на п. 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, поскольку содержащееся в нем требование о предоставлении военнослужащим с предыдущего места службы справки о сдаче жилого помещения, заявителем выполнено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 327, 327.1 и 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 1 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованных лиц Горюнова П.А. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.