Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 января 2014 г. по делу N 33-12/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Иванова В.В. и Таранова В.А.,
при секретаре судебного заседания Родионовой К.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ... рядового Обухова Дениса Сергеевича к федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" (далее - учреждение) о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения (далее - компенсация) по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2013 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
как видно из материалов дела Обухов с 2011 года проходит военную службу по контракту в войсковой части ... и с 1 февраля 2013 года признан по линии военного ведомства нуждающимся в служебном жилом помещении.
В период с 1 августа 2012 года по 31 января 2013 года выплата компенсации учреждением ему не производилась.
Посчитав, что этим нарушены его права Обухов обратился в суд с требованием о взыскании с учреждения компенсации за указанный период в размере ... рублей.
Гарнизонный военный суд постановил вышеуказанное решение.
Будучи не согласным с вынесенным судебным постановлением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой настаивает на отмене состоявшегося решения и просит принять по делу новое, не указывая, какое именно.
В обоснование чего он, анализируя положения пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - приказ), а также разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", полагает, что решением начальника учреждения о невыплате ему компенсации с августа 2012 года по январь 2013 года нарушены его права.
Кроме того, Обухов указывает, что на жилищный учет по месту службы в войсковой части ... его должны были поставить с момента предоставления им справки о признании его нуждающимся в жилом помещении органом самоуправления города ... Кемеровской области, то есть с 1 августа 2012 года, и с этого момента производить выплаты.
Проверив материалы дела в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах, окружной военный суд находит обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 той же статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей.
Пунктом 2 данного Положения определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Таким образом, действующие нормативные правовые акты устанавливают, что обязательным условием выплаты обозначенной компенсации является невозможность обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилыми помещениями военным ведомством.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой вышеназванным приказом, военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются таковыми на основании принятого структурным подразделением уполномоченного органа решения.
Следовательно, для того чтобы получить право на выплату компенсации военнослужащий должен обратиться в установленном порядке и быть признанным нуждающимся в служебном жилом помещении, а у командования отсутствовать возможность предоставить ему таковое.
Как усматривается из справки начальника ... отдела Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" Обухов включен в список нуждающихся в получении служебных жилых помещений с 1 февраля 2013 года.
Таким образом, только с указанной даты у заявителя появилось право на получение от военного ведомства компенсации, а поэтому суд первой инстанции верно указал на необоснованность его требования на получение таковой ранее.
Что касается довода автора жалобы о том, что он должен быть поставлен на жилищный учёт в военном ведомстве с 1 августа 2012 года на основании признания его ранее органом местного самоуправления, нуждающимся в жилом помещении, и включении в реестр получателей долгосрочных жилищных займов или социальных выплат, то таковые решения местного самоуправления никоим образом не могут подменить собой установленную федеральными законодательством процедуру признания военнослужащего, нуждающимся в служебном жилом помещении.
Таким образом, приведённые заявителем доводы не могут повлиять на законность и обоснованность судебного решения.
Не усматривается из представленных материалов и нарушений процессуального закона, являющихся основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2013 года по заявлению Обухова Дениса Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.