Временные методические рекомендации по определению
тарифов на услуги по водоснабжению и канализованию
(утв. приказом Роскомцен и Роскоммунхоза от 30 сентября 1993 г. NN 01-04-164 и N 01-17/1230-10)
Настоящие рекомендации фактически прекратил действие
О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) см. постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239
Согласно письму Минэкономики РФ от 19 сентября 1995 г. N СИ-351/7-708 настоящие методические рекомендации не применяются на территории РФ
I. Общие положения
Настоящие Временные методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи при формировании и регулировании цен на услуги по водоснабжению и канализованию.
Временные методические рекомендации не применяются в случае, когда предприятия водопроводно-канализационного хозяйства производят расчеты за оказанные услуги по экономически обоснованным тарифам в соответствии с заключаемыми с местным органом исполнительной власти договорами на оказание услуг населению и льготным группам потребителей согласно "Положению о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве", утвержденному решением коллегии Роскоммунхоза от 18.05.93 г. N 1-1, или предприятия водопроводно-канализационного хозяйства получают дотацию из бюджета на производство услуг по водоснабжению и канализованию для населения.
Согласно постановлению Правительства РСФСР от 19.12.91 N 55 услуги по водоснабжению и канализованию, производимые всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм, реализуются всем потребителям (кроме населения) по свободным договорным) тарифам, складывающимся под влиянием спроса и предложения.
Что касается услуг, оказываемых населению, проживающему во всех видах жилищного фонда (частный, государственный, муниципальный, общественный и жилищный фонд в коллективной собственности), в дачностроительных кооперативах, садоводческих товариществах, в общежитиях предприятий, учреждений и организаций, в домах престарелых и инвалидов, то на них установлено государственное регулирование тарифов, путем применения повышающих коэффициентов, определяемых органами исполнительной власти республик, в составе России, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга на основании предельных коэффициентов, утвержденных соответствующими нормативными актами (приложение 1).
При этом, если договор на отпуск воды и прием сточных вод заключается с ведомством, предприятием, имеющим на своем балансе жилой фонд или общежитие, то расчеты производятся за весь объем услуг по тарифам, по которым само предприятие приобретает эти услуги, включая жилой фонд.
В случае необходимости для отдельных групп потребителей или абонентов (органы здравоохранения, предприятия бытового и коммунального обслуживания, бюджетные организации и т.д.) органы исполнительной власти республик в составе России, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга вправе устанавливать льготные тарифы на услуги по водоснабжению и канализованию с определением источников компенсации затрат, не возмещаемых этими тарифами.
Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства может быть включено территориальным управлением Государственного Комитета России по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в региональный раздел Государственного реестра Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов. На услуги предприятий-монополистов независимо от организационно-правовых форм может применяться государственное регулирование тарифов путем установления:
- предельных тарифов;
- фиксированных тарифов;
- предельных уровней рентабельности;
- предельных коэффициентов изменения тарифов;
- декларирования повышения свободных тарифов.
При формировании тарифов на услуги по водоснабжению и канализованию, оказываемые указанными предприятиями, применяется уровень рентабельности с учетом предельного размера, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.92 N 576 для прочих отраслей промышленности (25%), в целом по предприятию в части производства этих услуг без разбивки по группам потребителей.
Водопроводно-канализационные предприятия-монополисты, включенные в реестр, осуществляют декларирование повышения свободных тарифов на услуги водопровода и канализации, если они включены в утвержденный органами исполнительной власти республик в составе России, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга перечень услуг, которые подлежат декларированию в соответствии с "Порядком декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями монополистами" (постановление Комитета цен при Минэкономики России от 08.05.92 N 2) и дополнением N 1 к нему (постановление Госкомцен от 31.12.92 N 2).
II. Порядок расчета тарифов
Расчеты тарифов производятся отдельно по услугам водопровода и по услугам канализации.
В качестве исходной базы для определения тарифов на воду и услуги канализации принимаются себестоимость отпущенной (потребленной) воды, себестоимость отвода сточной жидкости, определенные в соответствии с "Рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости жилищно-коммунальных услуг и порядку формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденными приказом Роскоммунхоза от 20.01.93 N 3 (форма 6-в, 6-к), и рентабельность в размере, необходимом для обеспечения нормальной деятельности водопроводно-канализационных предприятий в условиях становления рыночных отношений (если предприятие не отнесено к монополистам). Размер рентабельности для монополистов определяется в порядке, указанном в разделе 1.
Для определения размера тарифов необходимо определить общие доходы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства с учетом всех потребителей по услугам за конкретный отчетный период (месяц, квартал) - Доб., которые складываются из общей себестоимости услуг с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (месяц, квартал) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов и т.д.) и необходимой суммы прибыли или прибыли, исчисленной по нормативу рентабельности, установленному для предприятий-монополистов.
Доходы по группе потребителей "Население" - Д1 и другим льготным группам потребителей (в случае, если они установлены органами исполнительной власти) - Д2 определяются по формулам:
Д1 = V1 х Т1
Д2 = V2 х Т2,
где
V1, V2 - объемы реализации услуг в куб.м для населения и льготных
групп потребителей;
T1, Т2 - тариф за 1 куб.м воды (сточной жидкости) для населения и
льготных групп потребителей.
Тогда тариф (Тз) в руб. за 1 куб. м на услуги для всех потребителей за исключением населения и льготных групп определится по следующей формуле:
Доб - Д1 - Д2
T3 = -------------,
Voб - V1 - V2
где
Voб - общий объем реализации услуг в куб. м для всех потребителей.
При этом средний тариф (Тер) в руб. за 1 куб. м по предприятию по всем потребителям рассчитывается следующим образом:
Доб
Тср = ----,
Vоб
Вода, полученная со стороны, и сточные воды, переданные на очистку другим предприятиям, учитываются при определении объемов реализации услуг, доходов предприятия водопроводно-канализационного хозяйства и в составе общих затрат.
Заместитель Председателя Роскоммунхоза |
В.П. Ковалевский |
Заместитель Председателя Госкомцен |
В.В. Кауров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные методические рекомендации по определению тарифов на услуги по водоснабжению и канализованию (утв. приказом Роскомцен и Роскоммунхоза от 30 сентября 1993 г. NN 01-04-164 и N 01-17/1230-10)
Текст приказа опубликован в издании "Экономические правоотношения в жилищно-коммунальном хозяйстве", т. 1, М., 1996 г.
Настоящие рекомендации фактически прекратил действие
О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) см. постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239
Согласно письму Минэкономики РФ от 19 сентября 1995 г. N СИ-351/7-708 настоящие методические рекомендации не применяются на территории РФ