Постановление Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741
"О мерах по созданию национальной депозитарной системы"
6 апреля 1999 г., 12 августа 2011 г.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 662 "О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации" и от 16 сентября 1997 г. N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Учредить федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка" (далее именуется - Центральный депозитарий).
2. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного унитарного предприятия "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка".
3. Утвердить прилагаемую форму договора о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы.
4. Назначить Ефимкина Олега Константиновича исполняющим обязанности генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка".
5. Государственному комитету Российской Федерации по связи и информатизации совместно с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации разработать комплекс организационно-технических мероприятий по телекоммуникационному обслуживанию Центрального депозитария и защите информации и представить соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.
6. Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг:
обеспечить государственную регистрацию Центрального депозитария и организацию его деятельности, включая выдачу лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности;
представить в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации подготовленный совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации порядок получения судами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также собственниками ценных бумаг конфиденциальной информации, хранящейся в Центральном депозитарии;
представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации подготовленные по согласованию с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими депозитарную деятельность, стандарты национальной депозитарной системы.
7. Российскому фонду федерального имущества, Министерству государственного имущества Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти обеспечить в месячный срок со дня государственной регистрации Центрального депозитария передачу на хранение в Центральный депозитарий или в одну из организаций, имеющую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и входящую в состав национальной депозитарной системы, находящихся в государственной собственности пакетов акций (в том числе акций приватизированных предприятий), включая пакеты акций, находящиеся в управлении (доверительном управлении) либо во владении по договору залога или иному обязательству, и зарегистрировать права на указанные пакеты акций.
О мерах по реализации пункта 7 настоящего постановления см. распоряжение Мингосимущества РФ от 24 марта 1999 г. N 426-р
8. Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации:
абзац второй утратил силу;
См. текст абзаца второго пункта 8
предусмотреть финансирование работ по телекоммуникационному обслуживанию Центрального депозитария и защите информации за счет средств кредитной линии "Гермес" в размере 25 млн. немецких марок, используемых по согласованию с Центральным депозитарием.
9. Утратил силу.
См. текст пункта 9
10. Российскому фонду федерального имущества и Министерству государственного имущества Российской Федерации по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в 2-недельный срок:
представить предложения по составу наблюдательного совета Центрального депозитария;
обеспечить оплату уставного фонда Центрального депозитария из средств от приватизации.
11. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 1102-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3417).
Председатель Правительства Российской Федерации |
С.Кириенко |
Устав
федерального государственного унитарного предприятия "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка"
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741)
12 августа 2011 г.
I. Общие положения
1. Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка" (далее именуется - Центральный депозитарий) учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 38, ст.4356).
2. Центральный депозитарий осуществляет свою деятельность в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 662 "О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2639) и от 16 сентября 1997 г. N 1034, законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
3. Учредителем Центрального депозитария является Правительство Российской Федерации (далее именуется - учредитель).
4. Полное официальное наименование Центрального депозитария федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка";
сокращенное наименование - федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный депозитарий"; в латинской транскрипции Сеntral Deроsitory.
5. Центральный депозитарий является юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает обособленным имуществом, приобретает от своего имени имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном или третейском суде, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и штампы со своим наименованием, прочие необходимые реквизиты, зарегистрированные в установленном порядке. Центральный депозитарий имеет расчетный, валютный и другие счета в банках и иных кредитных организациях. Имущество Центрального депозитария является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
6. Центральный депозитарий не отвечает по обязательствам Российской Федерации, ее органов и организаций, равно как и Российская Федерация, ее органы и организации не отвечают по обязательствам Центрального депозитария, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Местонахождение Центрального депозитария: 117939, г.Москва, Ленинский проспект, д.9.
II. Цель и предмет деятельности
8. Основной целью деятельности Центрального депозитария является обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", другими федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации.
9. В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 662 и от 16 сентября 1997 г. N 1034 на Центральный депозитарий возлагается выполнение следующих функций:
а) обеспечение сохранности неконфиденциальной информации о праве собственности на ценные бумаги, об объемах и ценах сделок на рынке ценных бумаг, а также копий уставных документов и обязательной отчетности, поступающей от эмитентов ценных бумаг;
б) сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов ценных бумаг, регистраторов и организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности и входящих в национальную депозитарную систему;
в) сбор, хранение и распространение информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые хранятся в национальной депозитарной системе и(или) права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг;
См. Положение о предоставлении Центральным депозитарием - Центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 291
д) осуществление иной деятельности, возложенной на него в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, включая депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг.
10. Для осуществления деятельности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 1034 Центральный депозитарий получает лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности.
Центральный депозитарий не может заниматься иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, кроме деятельности, указанной в пункте 9 настоящего устава, а также выступать номинальным держателем ценных бумаг.
III. Уставный фонд и имущество
11. Центральный депозитарий может иметь на праве хозяйственного ведения здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, может иметь в пользовании земельные участки. Центральный депозитарий владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Источниками формирования имущества Центрального депозитария в денежной и иной форме являются:
взнос в уставный фонд Центрального депозитария;
выручка от реализации товаров (работ, услуг);
доходы, получаемые от использования своего имущества;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
другие не запрещенные законом поступления.
13. Уставный фонд Центрального депозитария составляет 10 000 000 (десять миллионов) рублей и формируется за счет денежных средств и иного имущества, находящихся в федеральной собственности.
14. Уставный фонд Центрального депозитария до его государственной регистрации полностью оплачивается учредителем.
15. Уставный фонд Центрального депозитария может быть увеличен или уменьшен по решению учредителя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
16. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов Центрального депозитария окажется меньше его уставного фонда, учредитель обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда Центрального депозитария.
17. Имущество Центрального депозитария закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
18. В Центральном депозитарии формируется фонд страхования рисков, возникающих в рамках национальной депозитарной системы.
IV. Наблюдательный совет
19. В Центральном депозитарии создается наблюдательный совет, который осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает для представления в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в устав Центрального депозитария и другие документы, регламентирующие его деятельность;
б) избирает членов ревизионной комиссии Центрального депозитария;
в) утверждает аудитора Центрального депозитария и определяет размер его вознаграждения;
г) заслушивает отчеты генерального директора Центрального депозитария, а также информацию о финансовом состоянии Центрального депозитария;
д) согласовывает предложения генерального директора Центрального депозитария по тарифной и финансовой политике;
е) представляет предложения в Правительство Российской Федерации по назначению на должность и освобождению от должности генерального директора Центрального депозитария.
20. В состав наблюдательного совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации и организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Состав наблюдательного совета утверждается учредителем.
21. Работой наблюдательного совета руководит председатель наблюдательного совета, имеющий двух заместителей, один из которых является представителем органов государственной власти Российской Федерации, а другой - представителем организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
22. Наблюдательный совет принимает решения на своих заседаниях, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания наблюдательного совета созываются его председателем.
Решения наблюдательного совета принимаются большинством голосов общего числа его членов. При равенстве голосов решающим является голос председателя наблюдательного совета.
Решения наблюдательного совета могут приниматься также путем проведения заочного голосования.
23. Наблюдательный совет может делегировать отдельные свои полномочия генеральному директору Центрального депозитария.
V. Генеральный директор
24. Генеральный директор является единоличным исполнительным органом Центрального депозитария, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.
25. Генеральный директор назначается на должность и освобождается от должности учредителем. Срок полномочий генерального директора - 5 лет.
Генеральный директор может иметь нескольких заместителей.
26. Генеральный директор действует без доверенности от имени Центрального депозитария и в пределах своей компетенции:
представляет интересы Центрального депозитария перед третьими лицами;
распоряжается имуществом и средствами Центрального депозитария с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
открывает в банках и иных кредитных организациях расчетный, валютный и другие счета для осуществления всех видов расчетов;
заключает договоры, в том числе трудовые договоры и договоры подряда;
совершает иные сделки от имени Центрального депозитария;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками депозитария;
утверждает штатное расписание и структуру Центрального депозитария, назначает руководителей подразделений и увольняет их;
нанимает и увольняет работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет организацию документооборота Центрального депозитария, организует ведение учета и отчетности, составление отчетов, балансов и смет, а также деятельность бухгалтерии и кассы Центрального депозитария;
представляет его интересы в отношениях с российскими и иностранными предприятиями, организациями и учреждениями, а также с международными организациями;
выдает доверенности для совершения в пределах своей компетенции действий в отношениях с любыми лицами;
осуществляет другие функции по управлению Центральным депозитарием, а также иные функции, необходимые для достижения целей деятельности Центрального депозитария.
VI. Учет и отчетность
27. Центральный депозитарий ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Генеральный директор и главный бухгалтер Центрального депозитария несут ответственность за соблюдение порядка ведения и достоверность учета и отчетности.
28. Все финансовые и бухгалтерские документы Центрального депозитария должны иметь две подписи - генерального директора и главного бухгалтера или лиц, надлежащим образом уполномоченных на право подписи от их имени.
29. Финансовый год Центрального депозитария начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года.
30. Центральный депозитарий ведет внутренний учет (учет операций по ценным бумагам, которые хранятся в национальной депозитарной системе и (или) права на которые учитываются в национальной депозитарной системе) отдельно от бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Внутренний учет осуществляется Центральным депозитарием в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также стандартами национальной депозитарной системы.
VII. Контроль финансово-хозяйственной деятельности
31. Контроль финансово-хозяйственной деятельности Центрального депозитария осуществляет ревизионная комиссия Центрального депозитария, избираемая наблюдательным советом.
32. Компетенция и порядок деятельности ревизионной комиссии определяются законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и положением о ревизионной комиссии, утверждаемым наблюдательным советом.
33. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления Центрального депозитария. Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности осуществляются ревизионной комиссией по итогам деятельности Центрального депозитария за год, а также в любое время по собственной инициативе или по решению наблюдательного совета.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. N 670 в пункт 34 настоящего Устава внесены изменения
34. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц Центрального депозитария представления всех необходимых документов о финансово-хозяйственной деятельности, а также личных разъяснений. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального депозитария ревизионная комиссия составляет заключение, которое представляется на рассмотрение наблюдательного совета.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. N 670 пункт 35 настоящего Устава изложен в новой редакции
35. Аудитором Центрального депозитария может быть аудиторская организация или индивидуальный аудитор в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Аудитор осуществляет аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального депозитария в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора оказания аудиторских услуг.
36. Аудитор Центрального депозитария утверждается наблюдательным советом, который определяет размер оплаты услуг аудитора.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. N 670 пункт 37 настоящего Устава изложен в новой редакции
37. По итогам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального депозитария аудитор составляет аудиторское заключение, которое представляется на рассмотрение наблюдательного совета.
VIII. Реорганизация и ликвидация
38. Реорганизация и ликвидация Центрального депозитария осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
39. При ликвидации Центрального депозитария его документы сдаются в установленном порядке на государственное хранение.
Форма договора
о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741)
I. Стороны договора
1. Сторонами договора о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы (далее именуется - договор) являются:
федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный
депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового
рынка" (далее именуется - центральный депозитарий) в лице генерального
директора, действующего на основании устава центрального депозитария, и
________________________________________________________________________,
(наименование депозитарной организации)
обладающее лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг на
осуществление депозитарной деятельности N _________ от "____" ___________
199 __ г., выданной ________________________________________ (далее
именуется - депозитарий), в лице ______________________, действующего на
основании устава.
II. Определение предмета договора
2. Предметом договора является взаимодействие сторон по вопросам сбора, хранения и государственной регистрации информации о ценных бумагах, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, а также по вопросам выдачи документов, подтверждающих права на указанные ценные бумаги.
3. Предметом договора является также взаимодействие сторон по поводу страхования рисков.
III. Определение прав и обязанностей сторон
4. В данном разделе договора определяются обязанности сторон по безусловному соблюдению утвержденных Правительством Российской Федерации стандартов национальной депозитарной системы при передаче, организации хранения, государственной регистрации информации о ценных бумагах, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются депозитарием как участником национальной депозитарной системы, а также при выдаче документов, подтверждающих права на указанные ценные бумаги.
5. В этом разделе определяется также порядок взаимодействия сторон с клиентами национальной депозитарной системы.
В разделе определяется, что предоставление услуг клиентам национальной депозитарной системы осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с примерным договором о предоставлении депозитарных услуг клиентам национальной депозитарной системы, форма которого утверждается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Договоры о депозитарном обслуживании, заключенные депозитарием с его клиентами (депонентами) до приема депозитария в состав национальной депозитарной системы, сохраняют свою силу и являются обязательными для сторон до даты прекращения действия этих договоров по предусмотренным в них основаниям либо до даты перезаключения их в соответствии с указанным примерным договором.
6. В договоре определяются следующие обязанности депозитария по отношению к центральному депозитарию, а также права депозитария:
а) обязанность депозитария в срок, установленный договором, предоставить центральному депозитарию исчерпывающую информацию о своем техническом оснащении, программном обеспечении имеющихся в его распоряжении средств электронной обработки информации, об условиях и особенностях функционирования каналов связи, эксплуатируемых депозитарием, о существующих процедурах защиты информации от несанкционированного доступа, об обеспеченности помещениями для размещения средств электронной обработки информации, о степени профессиональной подготовленности штатных сотрудников, эксплуатирующих электронные средства обработки информации, об иных технологических особенностях осуществления депозитарием учета и проведения операций, иную информацию, определенную договором;
б) обязанность депозитария совместно с центральным депозитарием в срок, установленный договором, составить обязательный для выполнения сторонами план мероприятий по подключению депозитария к центральной информационной системе национальной депозитарной системы, включающий в себя мероприятия по налаживанию обмена информацией, по установке и тестированию оборудования, программного обеспечения, отработке порядка взаимодействия и связи с центральным депозитарием, мероприятия по подготовке и обучению персонала, порядок и сроки передачи центральным депозитарием всей необходимой инструктивной и технической документации, а также мероприятия по установлению и оформлению связи с регистраторами и эмитентами, заключению договоров с эмитентами ценных бумаг, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются депозитарием как участником национальной депозитарной системы;
в) обязанность депозитария предоставлять центральному депозитарию информацию о ценных бумагах, хранение которых или учет прав на которые осуществляются депозитарием как участником национальной депозитарной системы, а также иную информацию фондового рынка в соответствии с условиями договора;
г) право депозитария требовать от центрального депозитария обеспечения бесперебойного информационного обмена по каналам связи с центральной информационной системой национальной депозитарной системы с учетом требований стандартов национальной депозитарной системы и в условиях нормального функционирования каналов связи;
д) право депозитария требовать от центрального депозитария приема информации, поступающей от депозитария, на условиях и в порядке, которые установлены стандартами национальной депозитарной системы;
е) право депозитария требовать от центрального депозитария обеспечения защиты передаваемой ему информации от несанкционированного доступа;
ж) право депозитария требовать от центрального депозитария обеспечения сохранности передаваемой ему информации, в том числе информации, передаваемой в порядке резервного хранения;
з) право депозитария требовать от центрального депозитария осуществления государственной регистрации информации, поступающей от депозитария, на условиях и в порядке, которые установлены стандартами национальной депозитарной системы;
и) право депозитария требовать от центрального депозитария предоставления ему в определенный договором срок и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, документов, подтверждающих права на ценные бумаги.
7. В договоре определяются следующие обязанности центрального депозитария по отношению к депозитарию, а также следующие права центрального депозитария:
а) обязанность центрального депозитария в срок, установленный договором, предоставить депозитарию исчерпывающую информацию об условиях подключения его к центральной информационной системе национальной депозитарной системы;
б) обязанность центрального депозитария в срок, установленный договором, провести силами работников центрального депозитария комплексную оценку состояния технической базы депозитария в целях определения перечня и содержания необходимых мероприятий по подготовке депозитария к подключению его к центральной информационной системе национальной депозитарной системы;
в) обязанность центрального депозитария совместно с депозитарием и в срок, установленный договором, составить обязательный для выполнения сторонами план мероприятий по подключению депозитария к центральной информационной системе национальной депозитарной системы, включающий в себя комплекс технических мероприятий по налаживанию обмена информацией и график проведения этих мероприятий;
г) обязанность центрального депозитария в установленный договором срок произвести подключение депозитария к центральной информационной системе национальной депозитарной системы при условии безусловного выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом;
д) право центрального депозитария требовать от депозитария обеспечения бесперебойного информационного обмена по каналам связи с центральной информационной системой национальной депозитарной системы с учетом требований стандартов национальной депозитарной системы;
е) право центрального депозитария требовать от депозитария предоставления информации о ценных бумагах, хранение которых или учет прав на которые осуществляются депозитарием как участником национальной депозитарной системы, а также иной информации о фондовом рынке в соответствии с условиями договора;
ж) право центрального депозитария требовать от депозитария обеспечения защиты передаваемой ему информации от несанкционированного доступа;
з) право центрального депозитария отказать депозитарию в приеме и государственной регистрации информации, направленной центральному депозитарию с нарушениями требований стандартов национальной депозитарной системы, а также условий настоящего договора.
IV. Определение мер по страхованию рисков
8. В данном разделе договора стороны должны определить взаимные обязательства по обеспечению страхования рисков, возникающих в результате взаимодействия сторон.
V. Определение порядка исполнения договора
9. В данном разделе договора стороны определяют порядок и срок осуществления действий по исполнению договора, включая сверку данных по ценным бумагам, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, а также порядок взаимодействия с регистраторами (эмитентами).
Стороны также должны согласовать технические условия, способы, периодичность и сроки обмена информацией.
VI. Ответственность сторон
10. В данном разделе договора стороны определяют меры имущественной ответственности друг перед другом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также условия и порядок применения этих мер.
В договоре может быть определено, что каждая из сторон несет перед другой стороной полную имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя по договору обязательств.
11. Условие о полной имущественной ответственности сторон по договору, выражающейся в возмещении другой стороне понесенных ею убытков, может быть дополнено условиями о взыскании с нарушившей обязательства стороны также неустойки (штрафа, пеней), имеющей штрафной или зачетный характер. При этом в договоре устанавливаются размеры подлежащих взысканию неустоек (штрафов, пеней) или методы определения размеров неустоек.
12. В договоре определяется, что возмещение убытков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а также уплата неустойки (штрафа, пени) не освобождает нарушившую договор сторону от исполнения обязательства в натуре. К указанным обязательствам, исполнение которых осуществляется в натуре, могут относиться:
а) обязанность депозитария выполнить мероприятия, определенные планом мероприятий по подключению депозитария к центральной информационной системе национальной депозитарной системы;
б) обязанность депозитария предоставить центральному депозитарию информацию о ценных бумагах, хранение которых или учет прав на которые осуществляются депозитарием как участником национальной депозитарной системы, а также иную информацию о фондовом рынке в соответствии с условиями договора;
в) обязанность депозитария осуществлять совместно с центральным депозитарием сверки данных о ценных бумагах, хранение которых или учет прав на которые осуществляются депозитарием;
г) обязанность центрального депозитария по предоставлению депозитарию информации об условиях подключения депозитария к центральной информационной системе национальной депозитарной системы;
д) обязанность центрального депозитария провести комплексную оценку состояния технической базы депозитария в целях определения мероприятий по подготовке депозитария к подключению его к центральной информационной системе национальной депозитарной системы;
е) обязанность центрального депозитария по подключению депозитария к центральной информационной системе национальной депозитарной системы при условии полного выполнения депозитарием всех мероприятий по подключению, предусмотренных планом;
ж) обязанность центрального депозитария принимать от депозитария информацию о ценных бумагах, хранение которых или учет прав на которые осуществляются депозитарием как участником национальной депозитарной системы, а также иную информацию о фондовом рынке при условии выполнения депозитарием требований стандартов национальной депозитарной системы, определяющих условия и порядок передачи такой информации;
з) обязанность центрального депозитария осуществлять государственную регистрацию информации, поступающей от депозитария, в соответствии с требованиями стандартов национальной депозитарной системы;
и) обязанность центрального депозитария предоставлять в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, документы, подтверждающие права на ценные бумаги.
13. В договоре должно быть предусмотрено распределение ответственности между центральным депозитарием и депозитарием перед эмитентами национальной депозитарной системы.
VII. Меры по совместному финансированию деятельности национальной депозитарной системы
14. В данном разделе договора должны быть определены порядок, условия и сроки финансирования деятельности национальной депозитарной системы, включая:
а) финансирование расходов, связанных с выполнением плана мероприятий по подготовке депозитария к подключению его к центральной информационной системе национальной депозитарной системы;
б) финансирование расходов каждой из сторон по организации взаимодействия в составе национальной депозитарной системы;
в) размер единовременного взноса вступающей в состав национальной депозитарной системы стороны, уплачиваемого центральному депозитарию;
г) порядок исчисления текущих регулярных и единовременных (разовых) выплат сторон друг другу.
VIII. Основания освобождения от ответственности
15. В данном разделе договора стороны могут предусмотреть помимо общепризнанных форс-мажорных обстоятельств также иные обстоятельства освобождения сторон от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
IХ. Порядок разрешения споров
16. В данном разделе договора стороны определяют допустимые внесудебные процедуры разрешения возникающих между ними споров по поводу исполнения договора, а также возможность передачи возникшего спора на рассмотрение третейского суда.
Х. Определение порядка вступления в силу договора и прекращения его действия
17. В данном разделе договора должны быть определены порядок и условия вступления договора в силу, а также порядок и условия прекращения его действия.
18. В разделе также должно быть указано, что:
а) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента принятия Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг решения о приеме депозитария в состав национальной депозитарной системы;
б) вступление в силу, а также прекращение договора не должны затрагивать права и законные интересы клиентов национальной депозитарной системы.
19. В данном разделе договора должны быть также определены меры по защите клиентов национальной депозитарной системы в случае прекращения действия договора.
ХI. Заключительные положения
20. В данном разделе договора должно быть установлено, что утвержденные в установленном порядке стандарты национальной депозитарной системы с момента их вступления в силу становятся неотъемлемой частью договора.
Постановлением учреждено федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка", утверждены его устав и форма договора о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы. В Центральный депозитарий или в одну из организаций, имеющую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и входящую в состав национальной депозитарной системы, на хранение должны быть переданы находящиеся в государственной собственности пакеты акций (в том числе акции приватизированных предприятий), включая пакеты акций, находящиеся в управлении (доверительном управлении) либо во владении по договору залога или иному обязательству. На Центральный депозитарий возлагается, в частности, выполнение следующих функций: обеспечение сохранности неконфиденциальной информации о праве собственности на ценные бумаги, об объемах и ценах сделок на рынке ценных бумаг, а также копий уставных документов и обязательной отчетности, поступающей от эмитентов ценных бумаг; сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов ценных бумаг, регистраторов и организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности и входящих в национальную депозитарную систему; предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые хранятся в национальной депозитарной системе и(или) права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг; осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг. Центральный депозитарий не может заниматься иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, кроме указанной в настоящем Уставе, а также выступать номинальным держателем ценных бумаг. Деятельность Центрального депозитария контролирует наблюдательный совет, в состав которого входят представители органов государственной власти РФ и организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Состав наблюдательного совета утверждается Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741 "О мерах по созданию национальной депозитарной системы"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23 июля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г. N 29 ст. 3556, в "Ведомственном приложении к Российской газете" от 25 июля 1998 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2011 г. N 670
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 385