См. также письмо Госналогслужбы РФ от 27 июля 1998 г. N ВК-6-16/472
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации указанным постановлением признал:
- соответствующим Конституции Российской Федерации положение, согласно которому налоговые органы полномочны налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении вышеуказанного Закона при осуществлении денежных расчетов с населением;
При этом взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке; взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия.
- не соответствующим Конституции Российской Федерации содержащееся в Законе положение, согласно которому предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса в соответствии с Конституцией Российской Федерации за совершение правонарушения, выразившегося в ведении денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины, на предприятия и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф налагается в размере, предусмотренном статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения (12 мая 1998 г.), действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Государственная налоговая служба Российской Федерации обязывает государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации:
1. Принять Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 г. N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" к руководству и строгому соблюдению его положений.
2. Впредь до урегулирования Федеральным Собранием Российской Федерации положений части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налагать штрафы на предприятия и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в следующих размерах:
- за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины в размере, предусмотренном статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
- за использование неисправной контрольно-кассовой машины; осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления в установленном порядке деятельности предприятия (физического лица); не вывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу); невыдачу чека покупателю (клиенту) или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной - в размерах, предусмотренных соответственно абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
О размерах штрафных санкций за совершение правонарушений, предусмотренных абзацами третьим и пятым части первой статьи 7 Закона о применении ККМ, см. письмо МНС РФ от 8 июня 1999 г. N ШС-6-16/466
Конкретный размер штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины определяется решением начальника (заместителя начальника) госналогинспекции.
Решение о наложении штрафных санкций за нарушение Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" должно содержать предложение о добровольной уплате предъявленной суммы штрафа и срок ее уплаты. При неуплате предприятием в установленный срок суммы штрафа и необжаловании предприятием решения госналогинспекции последней принимаются меры к взысканию суммы штрафа в бесспорном порядке.
В случае обжалования предприятием решения госналогинспекции в судебном порядке приостанавливать взыскание суммы штрафа до вступления в законную силу решения суда.
3. Пересмотреть в установленном порядке решения о наложении штрафа на предприятия и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин, которым предъявлен штраф в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда и взыскание суммы штрафа по которым не производилось, т.е. предъявить им сумму штрафа за указанное нарушение в размере, предусмотренном статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
4. Пересмотреть неисполненные или частично исполненные инкассовые поручения налоговых инспекций, в том числе и по делам, по которым юридическим лицам было отказано арбитражными судами в признании недействительными решений о применении санкций, в соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94, с учетом статьи 146.5 КоАП.
5. Прекратить взыскание по неисполненным или частично исполненным инкассовым поручениям в части, превышающей санкцию, предусмотренную статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
6. Возврат перечисленных штрафных санкций в части, превышающей санкцию, предусмотренную статьей 146.5 КоАП, производить по решению судебных органов.
Настоящие указания доведите для исполнения до подчиненных налоговых инспекций.
Приложение: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года N 14-П на 17 листах.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга |
В.Г.Кораблев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Госналогслужба направляет Постановление Конституционного Суда. Требует от налоговых инспекций: пересмотреть в установленном порядке решения о наложении штрафа на предприятия и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; неисполненные или частично исполненные инкассовые поручения налоговых инспекций; прекратить взыскание по неисполненным или частично исполненным инкассовым поручениям в части, превышающей санкцию, предусмотренную ст. 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Письмо Госналогслужбы РФ от 24 июля 1998 г. N ВК-6-16/464 "О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П"
Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия" от 30 июля - 5 августа 1998 г., N 27, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 13 августа 1998 г., N 15, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1998 г., N 10, в журнале "Экспресс-Закон", октябрь 1998 г., N 41 - 42