Приложение 2
к приказу Минздрава РФ
от 5 октября 1998 г. N 289
Положение
о правилах отбора проб на обнаружение алкоголя, наркотических
средств, психотропных и других токсических веществ
(утв. приказом Минздрава РФ)
См. Рекомендации по организации работы по отбору, транспортировке и хранению биологических объектов для проведения химико-токсикологических исследований на наличие алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 40
1. Общая часть
Настоящее положение распространяется на лечебно-профилактические учреждения, в которых может возникнуть необходимость диагностики факта употребления наркотических средств и психотропных веществ, а в определенных случаях и алкоголя. Освидетельствование на наличие алкогольного или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы опьянения (далее по тексту "кабинеты") или в приемных отделениях медицинских учреждений, где таковое осуществляется.
2. Документирование пробы освидетельствуемого
2.1. Основным документом "кабинета", осуществляющего экспертизу опьянений, а также отбор биологических проб для химико-токсикологического исследования является Рабочий журнал кабинета экспертизы опьянения. Рабочий журнал заполняется и ведется по установленной форме (Приложения 14, 15).
2.2. Сопроводительная документация: "Направление на химико-токсикологическое исследование" (Приложения 6, 7) и "Справка о доставке проб на химико-токсикологическое исследование" (Приложения 16, 17) заполняются по установленным формам и передаются в химико-токсикологическую лабораторию (ХТЛ) вместе с пробами.
2.2.1. Направление на химико-токсикологическое исследование остается в ХТЛ, является главным документом, на основании которого ХТЛ проводит химико-токсикологический анализ и выдает результаты о содержании или отсутствии наркотических средств, психотропных или других токсических веществ в пробе представителям органов здравоохранения. Направление на химико-токсикологическое исследование подписывает дежурный врач и медсестра (фельдшер), производившие отбор проб и хранится в ХТЛ в течение 2-х месяцев.
2.2.2. Справка о доставке проб на химико-токсикологическое исследование выдается лицу, осуществляющему транспортировку образцов и документации в ХТЛ и служит документом, удостоверяющим полномочия лица на доставку, а также содержит сведения об отправке и получении образца. Справка составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в ХТЛ, второй экземпляр заверяется штампом ХТЛ и возвращается в "кабинет".
В случае, когда ХТЛ и "кабинет" территориально располагаются в одном здании (одном больничном комплексе) лечебного учреждения, Справка о доставке не заполняется.
3. Правила отбора биологических проб (кровь, моча)
для химико-токсикологического исследования на наличие алкоголя
и его суррогатов
3.1. Кровь отбирается из поверхностной вены через иглу самотеком в сухой пенициллиновый флакон, содержащий раствор гепарина (3-5 капель на каждые 10 мл крови). Флакон закрывается стандартной резиновой пробкой, которую фиксируют алюминиевым колпачком. Содержимое флакона сразу же перемешивают. Для химико-токсикологического исследования необходимо не менее 10 мл крови, для исследования только на наличие алкоголя достаточно 2-3 мл крови.
3.2. Моча отбирается в чистый сухой флакон в количестве не менее 10 мл. При исследовании только на алкоголь достаточно 2-5 мл мочи, которую помещают во флакон из-под пенициллина. Флакон закрывается стандартной резиновой пробкой, которую фиксируют алюминиевым колпачком.
3.3. Исследование на наличие алкоголя проводится в течение 1 часа после получения биологических проб. Допускается хранение пробы при условии асептического отбора в холодильнике при температуре 0°С не более суток!
4. Правила отбора проб мочи для химико-токсикологического исследования
на наличие наркотических средств и психотропных веществ
4.1. Процедура отбора пробы проводится под наблюдением персонала для предупреждения замены или порчи пробы.
4.2. Проба мочи собирается в прозрачный стеклянный широкогорлый градуированный сосуд объемом 300-600 мл. Объем пробы должен быть не менее 200 мл.
4.3. После завершения процедуры освидетельствуемый передает сосуд с пробой персоналу. Сосуд с пробой накрывается покровной пластиной (крышкой).
4.4. Предварительное исследование пробы.
Предварительное исследование включает:
- измерение температуры (не более, чем через 4 минуты после отбора пробы) стеклянным ртутным термометром,
- измерение величины рН с помощью универсальной индикаторной бумаги для определения рН мочи,
- визуальное наблюдение (цвет, мутность и т.п.).
Температура должна находиться в пределах 32,5 - 37,7°С, рН мочи в норме должна быть в интервале 4 - 8 ед.рН, визуально проба должна выглядеть естественной (Справочник. Лабораторные методы исследования в клинике. Под ред. проф. В.В.Меньшикова. М., Медицина, 1987 г.)
Если результаты предварительного исследования вызывают подозрение в фальсификации, персонал обязан провести повторную процедуру отбора пробы в условиях, исключающих фальсификацию. Результаты предварительного исследования записываются в Рабочий журнал "кабинета".
4.5. Отобранную пробу мочи разливают в два стеклянных или пластмассовых герметично закрывающихся сосудов емкостью 100-150 мл каждый.
5. Правила отбора волос, ногтей и потожировых выделений
для химико-токсикологического исследования на наличие
наркотических средств и психотропных веществ
5.1. Отбор образцов волос.
Волосы отбирают отдельно с лобной, теменной, затылочной и правой и левой височных областей волосистой части головы в виде пучка в количестве не менее 15-20 волос, которые обрезаются у корня ножницами как можно ближе к коже. При необходимости отбирают образцы волос с других волосяных участков тела. Отобранные образцы волос помещают каждый в отдельный конверт с соответствующей надписью, который затем опечатывают. Все полученные конверты с образцами помещают в один общий конверт, который опечатывают.
5.2. Отбор образцов ногтей.
Ногти отбирают отдельно с каждой руки или, при необходимости, с каждой ноги. Ногти обрезаются ножницами по возможности ближе к коже. Отобранные образцы ногтей с каждой руки или ноги помещают в отдельный конверт с соответствующей надписью, который затем опечатывают. Все полученные конверты с образцами помещают в один общий конверт, который также опечатывают.
5.3. Отбор образцов потожировых выделений на руках и других участках тела.
Отбор образцов производится ватным тампоном, смоченным спиртом. Вес тампона должен составлять 400-500 мг при расходе этанола до 1 мл. Данным тампоном тщательно протираются поверхности рук и лица (главным образом вокруг рта), после чего тампон высушивается на воздухе. Во избежании взаимопередачи исследуемых веществ с одного тампона на другой, каждый из них упаковывают в отдельный полимерный пакет, имеющий соответствующую маркировку. Все полученные пакеты с образцами помещают в один общий конверт, который опечатывают.
6. Подготовка образцов и документов к транспортировке в ХТЛ
6.1. Для отправки биопроб в ХТЛ готовятся два сосуда, в которых находится проба биожидкости одного освидетельствуемого. Первый - "образец" - предназначен для анализа, второй - "контрольный образец" - по прибытии в ХТЛ ставится на хранение без нарушения упаковки и используется для повторного анализа пробы в случае необходимости: при повторной экспертизе, по требованию правоохранительных органов, при необходимости использования более совершенных методов анализа и связанной с этим необходимостью отправки контрольного образца в другую ХТЛ и т.д.
6.2. Сосуды с пробой закрываются герметически сначала резиновой (или другой) пробкой и затем закатываются.
6.3. Для маркировки сосудов готовятся два "ярлыка". Надпись на ярлыке содержит шестизначный код обследуемого (для кодирования используется произвольный ряд чисел от 0 до 9, например: 003841, 658097, и т.д.), дату и код данного пункта (по всесоюзной системе кодирования "кабинета" и ХТЛ наркологических диспансеров и больниц). При этом ярлык контрольного образца содержит букву "К" после шестизначного кода (например: 003841-К), а также подпись освидетельствуемого на оборотной стороне ярлыка. Заполненные ярлыки должны лежать надписью вниз, когда освидетельствуемый приглашается поставить подпись на одном из них (контрольном). Освидетельствуемый не должен видеть своего кода.
Рекомендуется, чтобы заполнение ярлыков проводилось лицом, ответственным за ведение Рабочего журнала "кабинета". Во избежание путаницы оборотная сторона ярлыка контрольного образца отмечается каким-либо образом (например, цветным карандашом).
6.4. Ярлык крепится к сосуду с помощью клейкой ленты так, чтобы лента проходила через дно, боковую поверхность и головку сосуда, а надпись располагалась на стенке. Место соединения концов ленты на головке сосуда заливается сургучом, на нем делается оттиск штампа "кабинета".
Допускается использование современных надежных средств для опечатывания.
6.5. Сосуд запаивается в полиэтиленовый мешочек и считается готовым к отправке в ХТЛ.
6.6. После завершения подготовки пробы к транспортировке освидетельствуемому предлагают расписаться в Рабочем журнале (код при этом закрывается) и он может покинуть помещение "кабинета".
6.7. В случае, если обследуемый не согласен с правильностью произведенного отбора пробы персоналом "кабинета", он может:
а/ оставить запись в Рабочем журнале,
б/ потребовать повторного взятия пробы /безотлагательно/,
в/ сделать заявление в вышестоящие органы.
6.8. Образцы могут быть поставлены на временное (не более суток) хранение при температуре 0+2°С для формирования партии образцов или тотчас отправлены в ХТЛ.
В Рабочем журнале делается соответствующая запись.
7. Транспортировка образцов и документов
7.1. Транспортировку образцов проб с направлениями на химико-токсикологическое исследование осуществляет лицо, на имя которого составлена справка о доставке.
7.2. ХТЛ незамедлительно уведомляется об отправке проб в документации с использованием телефона, телефакса или телеграфа.
7.3. Независимо от степени удаленности ХТЛ от "кабинета" образцы рекомендуется транспортировать в контейнере-ящике, в который вмещается достаточное количество образцов. Каждый контейнер маркируется номером и кодовым обозначением "кабинета". После упаковки образцов, контейнер закрывается крышкой, запирается и заклеивается бумажной лентой. Лента располагается таким образом, чтобы было невозможно вскрыть контейнер без нарушения ее целостности.
7.4. Перевозка образцов в жаркое время года производится в сумках-холодильниках. Если образцы помещают непосредственно в сумку /без контейнера/, то сумку упаковывают и опечатывают подобно описанному в п.7.3.
8. Передача образцов и документов в ХТЛ
8.1. При получении образцов проб в ХТЛ производят наружный осмотр целостности упаковки.
8.2. Доставленные образцы проб вскрывает заведующий ХТЛ или ответственное лицо. Проверяется наружная упаковка образцов и соответствие записей на ярлыках. Распакованные образцы проб передают персоналу ХТЛ для анализа.
8.3. Все сведения по приемке образцов регистрируются в Журнале регистрации результатов химико-токсикологических исследований ХТЛ.
9. Хранение контрольных образцов
Контрольные образцы ставят на хранение в запираемые и опечатываемые холодильные шкафы (при температуре минус 18°С). Срок хранения контрольного образца - 2 месяца со дня поступления в ХТЛ. Если в течение этого срока отсутствовала необходимость в повторном химико-токсикологическом исследовании, то по истечении 2-х месяцев образец уничтожают.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению |
А.И. Вялков |