Магаданское областное общество охотников и рыболовов обратилось в суд с жалобой, в которой просило признать недействительным приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 315 "О предоставлении права на охоту". Этим приказом утверждена Инструкция о порядке выдачи охотничьих билетов на территории Российской Федерации (п.1); начальникам государственных органов управления охотничьим хозяйством республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований предписано создать специальные комиссии для проведения испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим ружьем (пп.2, 3) и решить вопрос об установлении платы за проведение таких испытаний (п.4); признаны утратившими силу ранее действовавшие приказы Главохоты РСФСР по данному вопросу. В дополнительной жалобе заявитель просил признать также недействительным приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 25 мая 1998 г. N 302, которым признан утратившим силу п.1 названного приказа от 24 декабря 1993 г. N 315, утверждена новая Инструкция о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации.
По мнению заявителя, упомянутые приказы изданы неправомочным органом, их содержание противоречит постановлениям Правительства Российской Федерации, во исполнение которых они приняты, кроме того, приказы, как показала практика, ограничивают права общественных охотничьих организаций на создание собственных комиссий для проведения испытаний, устанавливают дополнительные денежные сборы за проведение испытаний, чем нарушаются права и законные интересы граждан, желающих вступить в общество охотников.
Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации возражали против удовлетворения жалобы. Представители Министерства юстиции Российской Федерации считали жалобу обоснованной только в части п.4 приказа от 24 декабря 1993 г. N 315, в остальном возражали против удовлетворения жалобы.
Верховный Суд РФ 16 сентября 1998 г. жалобу частично удовлетворил, указав следующее.
Обжалуемые приказы изданы в целях выполнения постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июня 1993 г. N 594 "О частичном изменении Положения об охотничьем хозяйстве РСФСР", от 26 июля 1993 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации", которыми определено, что удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, и путевка (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Форма членских охотничьих билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР было образовано постановлением Совета Министров РСФСР от 3 августа 1990 г. N 279 на базе ряда упраздненных министерств и ведомств, в том числе Главного управления охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР, включенного приказом Минсельхозпрода РСФСР от 20 августа 1990 г. N 33 в Перечень основных агропромышленных организаций при Министерстве и упраздненного впоследствии в связи с созданием в составе Министерства в качестве правопреемника - департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 1993 г. N 593 "О департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РСФСР".
Таким образом, функции упраздненного Главохоты РСФСР перешли к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, что предусмотрено в Положении об этом Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 920 (с дополнением от 28 февраля 1996 г.).
Согласно п.5 названного Положения Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации является специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на территории Российской Федерации в части охраны и регулирования использования охотничьих животных, деятельность которого в этой сфере управления координируется Минприроды России (в пределах его компетенции); оно осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в Российской Федерации. По перечисленным вопросам министр издает приказы, распоряжения, указания и инструкции (п.7 Положения).
Таким образом, приказы, регламентирующие порядок выдачи удостоверений на право охоты, изданы компетентным правотворческим органом в пределах его полномочий.
В преамбуле приказа от 24 декабря 1993 г. N 315 дословно воспроизведены положения упомянутых постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации, в развитие которых он издан, об удостоверении на право осуществления охоты, в том числе указывающие на то, что таким удостоверением служат и членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими хозяйствами. Поэтому довод жалобы о том, что в оспариваемых правовых нормативных актах членские охотничьи билеты исключены из числа документов, удостоверяющих право на охоту, не соответствует действительности.
Не нарушает права заявителя и то обстоятельство, что этими актами урегулирован лишь порядок выдачи охотничьих билетов, а порядок выдачи членских охотничьих билетов не указан. Минсельхозпрод России - орган государственного управления правомочно было определить процедуру выдачи государственными органами охотничьих билетов, но не устанавливать порядок выдачи членских охотничьих билетов общественными охотничьими организациями, а также создавать при таких организациях комиссии для проведения испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием.
Содержащееся в п.2 приказа от 24 декабря 1993 г. N 315 предписание начальникам государственных органов управления охотничьим хозяйством республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований создать специальные комиссии для проведения указанных испытаний не препятствует созданию подобных комиссий общественными охотничьими организациями.
Довод заявителя о том, что государственными органами управления охотничьим хозяйством Магаданской области названный приказ понимается как исключающий организацию и прием испытаний общественными охотничьими объединениями, не может служить основанием для удовлетворения жалобы.
Обжалуемые правовые акты не содержат запрета для общественных охотничьих объединений осуществлять созданными ими комиссиями прием испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием и по их результатам делать соответствующие отметки в членских охотничьих билетах о сдаче испытаний. Неправомерные действия и решения органов государственного управления и должностных лиц, нарушающие права граждан и организаций, не влекут недействительности правовых нормативных актов, на которые они ссылаются, такие действия могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном законом порядке.
Упомянутые приказы Минсельхозпрода России зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, официально опубликованы для всеобщего сведения, соответствуют в целом действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя, поэтому оснований для признания их недействительными не имеется.
Вместе с тем в п.4 приказа от 24 декабря 1993 г. N 315 начальникам государственных органов управления охотничьим хозяйством предписывается решить вопрос об установлении платы за проведение испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и выдачу охотничьих билетов. Данное предписание носит нормативный характер, поскольку является обязательным и распространяется на неопределенный круг лиц. Так оно и воспринято на практике, что видно из копии приказа начальника управления охотничьим хозяйством Магаданской области, которым во исполнение приказа N 315 установлена плата за проведение испытаний в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законом Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. "О государственной пошлине" (в редакции Федерального закона от 19 июля 1997 г.) установлена государственная пошлина за выдачу удостоверений на право охоты. Иные сборы при осуществлении права на охоту Федеральным законом не предусмотрены.
При таком положении п.4 приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 315 "О предоставлении права на охоту", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 1994 г. (регистрационный N 465), подлежит признанию недействительным как не соответствующий закону и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.
В остальной части в удовлетворении жалобы Магаданского областного общества охотников и рыболовов отказано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 1998 г. N ГКПИ98-373 "Верховный Суд Российской Федерации признал недействительным п.4 приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 315 "О предоставлении права на охоту" (Извлечение)
Текст решения (в извлечениях) опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 3