Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 1998 г. N ГКПИ98-4
Именем Российской Федерации
См. также Решение Верховного Суда РФ от 30 октября 2002 г. N ГКПИ 2002-453, Определение Верховного Суда РФ от 22 августа 2000 г. N ГКПИ 00-763, Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 13 апреля 1998 N ГКПИ98-98
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Черняева А.Ф.
при секретаре Терентьевой С.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самохиной Анны Максимовны о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1997 года N 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за 4 квартал 1997 г., для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года" в части установления размера среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 года в размере 760 тысяч рублей, установил:
Самохина А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, сославшись на следующие обстоятельства.
Правительство Российской Федерации, принимая указанное выше постановление, учитывало не начисленную среднемесячную заработную плату, которая по стране составляет около 1,1 млн. неденоминированных рублей, а необоснованно исходило из фактически выплаченной заработной платы, на которую начислены страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заявительница указала, что такой порядок исчисления среднемесячной зарплаты в стране, противоречит Конституции Российской Федерации, ст. 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации, нормам Федерального Закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также нормам трудового законодательства и конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы".
Заявительница кроме того, утверждает в заявлении, что, устанавливая среднемесячную зарплату за IV квартал 1997 г. в размере 760 тыс.рублей, Правительство Российской Федерации вышло за пределы своей компетенции.
Кроме того. Самохина просила суд возместить ей судебные расходы и убытки, связанные с рассмотрением дела в пятикратном размере минимальной месячной оплаты труда.
В судебном заседании представитель Самохиной А.М. Самохин Н.И. поддержал требования заявительницы.
Выслушав Самохина Н.И. (представителя заявительницы), представителей Правительства Российской Федерации Дмитриева М.Э., Соколина В.Л., Клейменова Ю.А. (доверенности в деле л.д.27, л.д.28), возражавших против удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Федотовой А.В. полагавшую, что требования Самохиной необоснованны. Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Самохиной А.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации во исполнение федеральных законов издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. (N 113-ФЗ) "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" среднемесячная заработная плата в стране за периоды указанные в п. в данной статьи Закона, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.
С учетом приведенных норм Конституции Российской Федерации и указанного Федерального закона суд считает, что Правительство Российской Федерации принимая обжалуемое Самохиной Постановление, действовало в пределах своей компетенции и поэтому довод Самохиной о том, что Правительство Российской Федерации вышло при принятии данного Постановления за пределы своей компетенции, неоснователен.
Неосновательны доводы Самохиной А.М. и ее представителя в судебном заседании о том, что решение Правительства Российской Федерации при исчислении среднемесячной зарплаты в стране учитывать фактически выплаченную зарплату, на которые начислены страховые взносы поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации, противоречит действующему законодательству.
Федеральный Закон N 113-ФЗ не установил какую именно методологию надо применять для исчисления среднемесячной зарплаты в стране.
Федеральный Закон N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", которым предписано Правительству Российской Федерации утверждать среднемесячную зарплату в стране, как и Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), регулируют правоотношения, связанные с назначением и получением государственных пенсий. Ст. 100 указанного Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. установлено, что в заработок для исчисления пенсий включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, т.е. для исчисления пенсий действительно необходимо учитывать полученные работником выплаты.
Суд учитывает, что в соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом осуществляется Пенсионным Фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
При внесении в настоящий Закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату пенсий, в соответствующем Федеральном Законе определяется источник финансового обеспечения дополнительных расходов.
В соответствии с п.3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд России, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г., страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР, исчисляется пенсия.
Поэтому, по мнению суда, при расчете среднемесячной зарплаты в стране должны учитываться все категории работающих, которые являются плательщиками взносов, включая лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч. в сельском хозяйстве, а также работающих по найму у физических лиц.
В судебном заседании установлено, что размер среднемесячной заработной платы в стране, указанный Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в информациях о социально-экономическом положении России (где был указан размер средней зарплаты в стране свыше 1 миллиона рублей), явился лишь результатом выборочных статистических наблюдений, который не учитывал целый ряд категорий плательщиков взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Это обстоятельство подтвердил в суде Соколин В.Л. - заместитель Председателя Госкомстата России.
Сама Самохина в заявлении (уточненных требованиях) ссылалась на то, что средняя зарплата в стране (1080 тысяч рублей) указанная Госкомитетом Российской Федерации в вышеуказанной Информации - есть предварительная оценка.
Суд также учитывает, что в соответствии с действующим законодательством состав заработка может определяться в зависимости от целей его применения: по разному исчисляется средний заработок при предоставлении ежегодных отпусков, при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата, при исчислении размера возмещения вреда, причиненного работниками и в других случаях.
Суд отмечает и то, что в соответствии со ст.3 Федерального Закона Российской Федерации "О порядке исчисления и увеличения пенсий", пенсионер вправе выбрать исчисление пенсий без применения индивидуального коэффициента и увеличение пенсий без применения индивидуального коэффициента должно производиться с применением соответствующей индексации, т.е. каждый пенсионер получает право выбора между старым и новых порядком исчисления пенсии и применения оспариваемого Самохиной Постановления Правительства Российской Федерации для исчисления пенсии конкретного пенсионера не снижает уровень его пенсионного обеспечения, т.е. не нарушает его конституционные права, как указывает Самохина в заявлении и ее представитель в судебном заседании.
Не может суд согласиться с доводами заявительницы о том, что оспариваемое Постановление противоречит ст.1 Конвенции МОТ N 95 (Конвенция об охране заработной платы) и Международному Пакту Об Экономических, Социальных и Культурных Правах (принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г.) Ст.1 Конвенции МОТ N 95 не регулирует порядок начисления зарплаты трудящемуся, а определяет заработную плату как всякое вознаграждение, исчисленное в деньгах, которое предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен либо должен быть выполнен.
И как уже было отмечено выше, установленная Правительством Российской Федерации среднемесячная зарплата за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий в размере 760 тысяч рублей не лишает ни одной категории пенсионеров причитающейся им пенсии, не нарушает и иных прав пенсионеров. По изложенным выше мотивам, не могут служить основанием к удовлетворению заявления и ссылки Самохиной на ст. 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации и нормы КЗоТ Российской Федерации.
Нет оснований к удовлетворению заявления Самохиной и в части возмещения ей судебных расходов и убытков, связанных с рассмотрением данного дела в суде.
Самохина А.М. определением судьи от 19.01.1998 г. была освобождена от уплаты госпошлины при подаче настоящего заявления в Верховный Суд Российской Федерации (л.д.5), доказательств, подтверждающих, что Самохина понесла убытки, связанные с рассмотрением данного дела, ни ею, ни ее представителем суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-194, 196, 203 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
Самохиной Анне Максимовне в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.1997 г. N 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года" в части установления размера среднемесячной зарплаты за IV квартал 1997 г. в размере 760 тысяч рублей, о возмещении судебных расходов и убытков, связанных с рассмотрением дела, отказать.
Решение в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит, но может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 1998 г. N ГКПИ98-4
Текст решения размещен на официальном сервере Верховного Суда РФ в Internet (www.supcourt.ru)