Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 1998 г. N ГКПИ98-151-185-186-221
Верховный Суд Российской Федерации в лице
Судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И.
при секретаре Волоховой Н.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Закрытого акционерного общества "Экспресс газета", общества с ограниченной ответственностью "Издательство "Пресс-Контакт", закрытого акционерного общества "Компания "Профиль" и закрытого акционерного общества "Коммерсантъ. Издательский дом" на п.5 Указания Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 13 февраля 1996 г. N 01-14/142 в редакции Указания ГТК Российской Федерации от 24 мая 1996 г. N 01-14/540, установил:
13 февраля 1996 г. Государственный Таможенный комитет Российской Федерации издал за N 01-14/142 Указание "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость" (24 мая 1996 г. в это Указание были внесены изменения и дополнения).
Пунктом 5 данного Указания таможенные органы Российской Федерации обязаны, в частности, производить таможенное оформление товаров, связанных с образованием, наукой и культурой и перечисленных в пунктах "а" - "ж" Приложения N 5 к настоящему указанию, в том числе газет и периодических изданий, в которых реклама занимает менее 70 процентов объема (пункт "б" Приложения N 5).
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Экспресс газета", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Издательство "Пресс-Контакт", закрытое акционерное общество (ЗАО) "Компания "Профиль" и закрытое акционерное общество (ЗАО) "Коммерсантъ. Издательский дом" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами, в которых поставили вопрос о признании указанного выше положения Указания ГТК Российской Федерации незаконным по мотиву противоречия его требованиям Федерального закона и в связи с тем, что данное Указание не было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и не было официально опубликовано.
Заслушав объяснения представителя ЗАО (Экспресс газета" Восканян А.Л., представителя ООО "Издательство "Пресс-Контакт", ЗАО "Компания "Профиль" и ЗАО "Коммерсантъ. Издательский дом" Жаркова Д.Ф., поддержавших жалобы, объяснения представителей Государственного таможенного комитета Российской Федерации Клыковой О.Н., Воробьевой И.Н. и Пинчук Т.А., возражавших против удовлетворения жалоб, выслушав мнение по жалобам представителя Государственной налоговой службы Российской Федерации Дятловой Е.В. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А., исследовав письменные доказательства и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобы обоснованными, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобы заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с действовавшим на время издания оспариваемого Указания пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г., не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекли за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могли служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанные акты нельзя было ссылаться при разрешении споров.
Изданный 23 мая 1996 г. Президентом Российской Федерации Указ N 763, отменив Указ N 104, в пункте 10 полностью повторил приведенные выше положения Указа Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г.
Как установлено в судебном заседании, обжалуемое Указание Государственного Таможенного комитета Российской Федерации не направлялось в Министерство юстиции Российской Федерации на регистрацию и, следовательно, не прошло регистрацию, а также не было опубликовано ни в порядке, предусматривавшимся Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г., ни в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением руководителя Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации (л.д.37), объяснениями представителя Министерства юстиции Российской Федерации, данными в настоящем судебном заседании и не оспаривались представителями ГТК Российской Федерации.
Суд считает, что оспоренное заявителями Указание ГТК Российской Федерации затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку регламентирует вопросы, касающиеся в том числе и конституционных прав каждого на получение информации и свободы массовой информации (ст.29 Конституции Российской Федерации). В этом Указании содержатся положения нормативного характера, которые могут объективно затрагивать права и интересы граждан и рассчитаны на неоднократное применение.
При таком положении суд считает, что изданное Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации (оспоренное заявителями) Указание от 13 февраля 1996 г. и это же Указание в редакции от 24 мая 1996 г. не может быть признано законным и действующим в какой бы то ни было части (как в обжалованной, так и в не обжалованной части) как принятое с нарушением установленного Указами Президента Российской Федерации порядка. Так как по изложенным мотивам Указание ГТК Российской Федерации не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и разрешения споров, суд не считает необходимым проверять доводы заявителей о несоответствии Закону содержащихся в этом акте положений.
При этом суд учитывает, что при возможном решении вопроса о государственной регистрации нормативного акта ГТК Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации будет проведена соответствующая экспертиза на предмет соответствия положений этого приказа требованиям закона по существу.
Вместе с тем, заявители в случае нарушения их прав и законных интересов, допущенного на основании обжалуемого ими положения Указания не лишены возможности обратиться за судебной защитой этих конкретных прав и интересов, поставив при этом вопрос о неприменении при разрешении спора данного Указания ГТК Российской Федерации.
В судебном заседании также установлено, что обжалованное заявителями Указание ГТК Российской Федерации было направлено в таможенные управления субъектов Российской Федерации и другие подведомственные Государственному Таможенному комитету Российской Федерации органы для применения.
Это обстоятельство подтверждается материалами дела (в частности, письмом заместителя начальника Московского таможенного управления - л.д.24-25), а также подтвердили в судебном заседании представители ГТК Российской Федерации.
Суд считает необходимым возложить на руководителя Государственного Таможенного комитета Российской Федерации обязанность по отзыву из подведомственных ГТК Российской Федерации органов не вступившего в силу и не подлежащего применению нормативного акта.
При этом суд учитывает положение, содержащееся в п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", согласно которому федеральным органам исполнительной власти предписано исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке, а также п.19 указанных Правил, согласно которому федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 231, 232 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
указание Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 13 февраля 1996 г. N 01-14/142 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость" в редакции Указания Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 24 мая 1996 г. N 01-14/540 признать незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.
Обязать Председателя Государственного Таможенного комитета Российской Федерации отозвать данное Указание из таможенных управлений и других подразделений ГТК Российской Федерации.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации |
А.И.Федин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 1998 г. N ГКПИ98-151-185-186-221
Текст решения размещен на официальном сервере Верховного Суда РФ в Internet (www.supcourt.ru)