Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 апреля 1999 г. N КАС 99-19
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И.
судей Верховного Суда РФ Пелевина Н.П. и Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 1 апреля 1999 года дело по жалобе Лобанова Н.Г. о признании незаконным абзаца 3 пункта 16 раздела VIII Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" по кассационной жалобе Лобанова Н.Г. на решение Верховного Суда РФ от 18 января 1999 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства РФ по налогам и сборам Ковалевской Д.Е. и Думинской О.С., представителя Министерства финансов РФ Чехариной З.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Кассационная коллегия установила:
Согласно п.16 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) реализация товаров (работ, услуг) производится:
а) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость;
б) по государственным регулируемым ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость;
в) по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость.
Сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой:
- в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях), реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива приходных кассовых ордерах;
- в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), на основании которых производятся расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате (авансах), расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований.
При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
(В указанном пункте Инструкции имеется продолжение его содержания и после 3-его абзаца).
Лобанов Н.Г. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконным абзаца 3, данного пункта, VIII раздела Инструкции, сославшись на то, что это положение нормативного правового акта не соответствует требованиям действующего налогового законодательства и Конституции РФ и необоснованно ограничивает права граждан и юридических лиц на получение предусмотренных законом льгот по налогу на добавленную стоимость.
Решением Верховного Суда РФ от 18 января 1999 года в удовлетворении жалобы Лобанову Н.Г. отказано.
В кассационной жалобе Лобанов Н.Г. ставит вопрос об отмене судебного решения и вынесении нового решения об удовлетворении жалобы об оспаривании нормативного правового акта.
В обоснование кассационной жалобы Лобанов Н.Г. ссылается на те же обстоятельства (свидетельствующие, по его мнению, о несоответствии абзаца 3, пункта 16, раздела VIII Инструкции требованиям закона и нарушении этим актом прав граждан на пользование предоставленными законом льготами), которые были выдвинуты им и в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Отказывая заявителю в удовлетворении жалобы, Верховный Суд РФ сослался на то, что оспоренное положение нормативного акта не противоречит требованиям Закона и соответствует п.7 "Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914.
Данный вывод суда обоснован и сделан в результате полного исследования юридически значимых обстоятельств дела.
В соответствии со ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином (организацией), возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин (организация) освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство РФ по налогам и сборам доказало законность обжалованного нормативного правового акта.
Так, согласно п.1 ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) предприятиями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость; при этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой.
Регламентация приведенного пункта Закона РФ осуществлена Государственной налоговой службой РФ в 1 - 2 абзацах приведенного выше пункта 16 раздела VIII Инструкции.
Содержание же третьего (обжалованного заявителем) абзаца пункта 16 Инструкции о том, что расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы при отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)" с неизбежностью и логично вытекает из этого же положения Федерального закона (п.1 ст.7), установившего необходимость указания в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумму налогов отдельной строкой лишь в том случае, если реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
Обязанность же по указанию в таких документах суммы налога отдельной строкой и в том случае, когда, в частности, отгрузка товаров, оказание услуг, выполнение работ не облагаются налогом, а, следовательно, и цены реализации не увеличиваются на сумму НДС, ни Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость", ни другими законами не предусмотрена.
Более того, обжалованное заявителем положение Инструкции полностью соответствует пункту 7 "Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 года N 914, согласно которому при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счет-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
В свою очередь, заявитель не представил суду какие-либо доказательства, которые бы свидетельствовали о нарушении его прав и законных интересов оспоренным положением Инструкции.
Как в первичной жалобе на нормативный акт, так и в кассационной жалобе приведены многочисленные (повторяющиеся) положения исследований в области налоговой законодательства, по существу не имеющие отношения к настоящему спору и не свидетельствующие о несоответствии абзаца 3 пункта 16 раздела VIII Инструкции требованиям закона, а также о нарушении каких-либо прав и законных интересов заявителя.
При таком положении Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о необоснованности жалобы Лобанова Н.Г.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции. Этим доводам заявителя дана соответствующая оценка.
Другие обстоятельства, которые бы имели юридическое значения для разрешения настоящего спора, отсутствуют.
Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лобанова Николая Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи Верховного Суда РФ: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 апреля 1999 г. N КАС 99-19
Текст определения официально опубликован не был