Письмо Минфина РФ, Роскомзема и Госналогслужбы РФ
от 28 декабря 1994 г. NN 174, 5-16/2092, НП-4-02/119н
"Изменения и дополнения Инструкции Министерства финансов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1992 г. N 21, 2-10-1/1020, 11 по применению Закона РСФСР "О плате за землю"
Инструкцией Госналогслужбы РФ от 17 апреля 1995 г. N 29 настоящие Изменения и дополнения признаны утратившими силу с момента официального опубликования указанной Инструкции
В соответствии с Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в инструкцию Министерства финансов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1992 г. N 21, 2-10-1/1020, 11 по применению Закона РСФСР "О плате за землю"* вносятся следующие изменения и дополнения:
1. В названии и преамбуле инструкции слово "РСФСР" заменяется словами "Российской Федерации".
2. Абзац первый преамбулы инструкции исключается.
3. Преамбула инструкции дополняется абзацами пятым, шестым, седьмым и восьмым следующего содержания:
"Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением независящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации".
4. В пункте 1 слова "советских юридических лиц" заменяются словами "юридических лиц Российской Федерации".
5. В пункте 2:
абзац первый после слов "предоставленные юридическим лицам и гражданам" дополняется словами "собственность, владение или пользование.";
в абзаце седьмом исключаются слова "земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и управления, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, космических систем".
6. Пункт 3 излагается в следующей редакции:
"3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам".
7. Пункт 4 излагается в следующей редакции:
"4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения".
8. В пункте 5:
подпункты 3 и 4 излагаются в следующей редакции:
"3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
К указанным выше научным учреждениям и организациям другого профиля независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские институты, конструкторские организации, проектно-конструкторские и проектно-технологические институты, научно-технические центры, комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские (технологические) организации, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимодействиях бюджетов различных уровней" освобождаются от уплаты земельного налога только за землю, используемую для научных и научно-экспериментальных целей;
4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры";
в подпункте 5:
слова "и граждане" заменяются словами ", а также граждане";
подпункт дополняется словами "или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв";
подпункт 6 излагается в следующей редакции:
"6) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
От уплаты земельного налога в соответствии с этим подпунктом освобождаются:
участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.
Основанием для предоставления льготы является "Удостоверение участника войны";
лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих действующей армии.
Основанием для предоставления льготы является "Удостоверение о праве на льготы";
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (Указ Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235).
Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения;
граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов "Жителю блокадного Ленинграда" (Указ Президента Российской Федерации от 18.01.94 N 163).
Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения";
абзац первый подпункта 7 излагается в следующей редакции: "инвалиды I и II групп.";
подпункт 8 излагается в следующей редакции:
"8) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Указанная льгота распространяется на граждан, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с Законом РСФСР от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 15.06.92 N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 20.05.93 N 4996-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", соответствующих постановлений Верховного Совета РСФСР от 15.05.91, Верховного Совета Российской Федерации от 15.06.92 N 3062-I, от 20.05.93 N 4996-I о порядке введения в действие указанных законов.
В соответствии с указанными законами к таким лицам, в частности, относятся:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы, а также аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
инвалиды, включая III группу, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой и другими авариями на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также результатами испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;
граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
граждане, проживающие (работающие) в населенных пунктах на территории зоны проживания с правом на отселение или на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
граждане, проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение после чернобыльской катастрофы.
Основанием для предоставления перечисленных в настоящем подпункте льгот являются специальные удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, выданных в соответствии с Положениями, разработанными Госкомчернобылем России и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и соответствующими другими заинтересованными министерствами и ведомствами, и зарегистрированными в установленном порядке в Минюсте России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.93 N 2228 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1263 "О порядке предоставления компенсаций и льгот гражданам Российской Федерации, проживавшим в 1949 - 1963 годах за пределами Российской Федерации и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (доведено до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 05.12.94 N ЮУ-6-10/468) освобождаются от уплаты земельного налога:
а) граждане, получившие в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
б) граждане, получившие в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр);
в) дети первого и второго поколений указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
Основанием для предоставления льгот гражданам, указанным в литере "а" и литере "б" настоящего подпункта, являются удостоверения, выдаваемые в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством труда Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и администрацией Алтайского края, а в литере "в" этого подпункта - заключение регионального межведомственного экспертного совета Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц с радиационным воздействием"**;
подпункт 10 после слов "Российской академии образования" дополняется словами "Российской академии архитектуры и строительных наук";
подпункт 11 излагается в следующей редакции:
"11) государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
К государственным предприятиям водных путей и гидросооружений Минтранса России, подлежащим освобождению от уплаты земельного налога, в настоящее время относятся 10 госпредприятий водных путей тех или иных бассейнов рек (например, госпредприятие "Водные пути Волжского бассейна", в которое на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят 6 районов водных путей, например, Казанский район водных путей и 5 районов гидросооружений, например, Самарский район гидросооружений) и 4 госпредприятия тех или иных каналов (например, госпредприятие "Канал имени Москвы", в которое также на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят Серпуховской и Муромский районы водных путей и 8 районов гидросооружений, например, Рыбинский и Тушинский районы гидросооружений). Кроме того, подлежат освобождению от уплаты земельного налога также Саратовский судоремонтный и Жигаловский судостроительный заводы, входящие в систему предприятий водных путей и гидросооружений Минтранса России.***
К предприятиям, независимо от форм их собственности, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, освобождаемым от уплаты земельного налога, относятся:
морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, пароходства, администрации морских и речных портов, районные управления речного транспорта;
судоремонтные и судостроительные заводы, базы технического обслуживания флота, ремонтно-технологическое предприятие атомного флота (РТП "Атомфлот"), завод "Теплоход", верфи, ремонтно-эксплуатационные базы флота, Киренский строительный участок;
бассейновые аварийно-спасательные управления (БАСУ) и отряды аварийно-спасательных и судоподъемных работ (отряды АСПТР);
управления морских путей;
Гидрографическое предприятие и входящие в его состав подразделения (гидробазы);
строительный трест "Арктикстрой" и его строительно-монтажные управления;
предприятия спутниковых систем и связи морского и речного транспорта;
экспедиция спецморпроводок, объединение "Подводречстрой" и его предприятия;
"Совмортранс" с принадлежащими ему предприятиями, филиалами и представительствами.
К искусственно созданным территориям следует относить участки площади предприятий, образованные на дне морей, рек, озер, водохранилищ или затапливаемых участках берега путем намыва, отсыпки грунта либо установки специальных конструкций и сооружений. К ним, в частности, относятся намытые или отсыпанные территории и площадки морских и речных портов, судоремонтных заводов, баз технического обслуживания флота, молы, пирсы, судоподъемные слипы, оградительные и берегоукрепительные сооружения и т.п.
К землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог).
В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям.
Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется местной администрацией в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией.
Освобождаются от уплаты земельного налога предприятия, государственные учреждения и организации воздушного транспорта и Комиссии по регулированию воздушного движения "Росаэронавигации" за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование, а аэродром (вертодром, гидроаэродром) - это земельный или водный участок, включая здания, сооружения и оборудование, предназначенный для взлета, посадки и обслуживания воздушных судов. Границы отвода земельных участков для указанных целей определяются генпланом, утвержденным органами исполнительной власти местного самоуправления";
подпункт 13 после слов "и муниципальной" дополняется словами ", а также профсоюзной";
пункт 5 дополняется подпунктами 14 - 22 следующего содержания:
"14) предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации;
15) внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;
16) военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.
Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.
Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;
17) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".
Льготы предоставляются на основании соответствующих книжек названных Героев и орденских книжек;
18) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
К указанным учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" относятся:
учреждения, исполняющие наказания;
территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы;
центральные органы управления уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения;
19) налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного транспорта за указанные земли должно производиться по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Российской Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог в городской или сельской местностях.
При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга принимаются средние ставки налога за сельскохозяйственные угодья соответственно Московской и Ленинградской областей.
Под полосой отвода железной дороги понимается земельный участок, на котором размещается земляное полотно с верхним строением пути и водоотводными устройствами, защитные лесонасаждения, линии связи, электроснабжения, производственно-технические и другие железнодорожные сооружения.
Налог за другие земли железнодорожного транспорта, расположенные за пределами полосы отвода железных дорог, исчисляется по установленным законодательством ставкам в зависимости от места расположения облагаемых объектов;
20) земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации;
21) земли общего пользования населенных пунктов.
К землям общего пользования населенных пунктов в соответствии со ст.76 Земельного кодекса РСФСР относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта;
22) граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков";
пункт 5 дополняется абзацем следующего содержания:
"С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование)".
9. Пункты 6, 7, 8 инструкции исключаются.
10. Пункт 9 излагается в следующей редакции:
"9. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации".
11. Пункт 10 излагается в следующей редакции:
"10. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления".
12. Пункты 11, 12 и 13 инструкции исключаются.
13. Пункт 14 излагается в следующей редакции:
"14. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.
При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
Примеры:
1. Гражданин Н., уплативший земельный налог за текущий год в сумме "х" рублей, 20 ноября признан инвалидом II группы, в связи с чем получил право на льготу с 1 ноября.
В этом примере годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщику из расчета за два месяца ("х": 12 x 2).
2. Инвалид II группы при очередном переосвидетельствовании во ВТЭК в сентябре текущего года был переведен на III группу инвалидности, в связи с чем он утратил право на льготу с 1 октября.
В этом случае ему предъявляется к уплате не годовая сумма налога (х), а только за три месяца ("х": 12 x 3)".
14. В пункте 17:
абзацы второй и третий исключаются;
абзац четвертый излагается в следующей редакции:
"Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право".
15. В пункте 18 абзац третий исключается.
16. Пункт 19 излагается в следующей редакции:
"19. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно приложению 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Для расчета ставок налога за земли водного фонда, лесного фонда (статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю") органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья по административным районам".
17. Пункт 20 излагается в следующей редакции:
"20. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящего пункта) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящем пункте, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза".
18. Пункт 21 излагается в следующей редакции:
"21. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономический оценкой территории.
Налог на часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в абзаце 2 пункта 22 настоящей инструкции) взимается в двукратном размере.
Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре".
19. Пункт 22 излагается в следующей редакции:
"22. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель".
20. Пункт 23 исключается.
21. Пункт 24 излагается в следующей редакции:
"24. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в размере 10 рублей за квадратный метр.
Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
В соответствии со ст.77 Земельного кодекса РСФСР к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища".
22. В пункте 25:
в абзаце первом слова "Совета народных депутатов" заменяются словами "органа местного самоуправления";
абзацы третий и четвертый излагаются в следующей редакции:
"при изменении подчиненности органа местного самоуправления данного населенного пункта (например, сельский или поселковый орган местного самоуправления с его территорией с октября в административном отношении передан в подчинение городскому органу местного самоуправления) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов и их территорий ставкам, а в следующем году - по ставкам города.
Если сельский или поселковый орган местного самоуправления при этом административном переподчинении не упразднен, то в следующем году налог должен взиматься по ранее установленным для них ставкам;".
23. Пункт 26 излагается в следующей редакции:
"26. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек.
За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования".
24. В пункте 27 исключается слово "только".
25. Пункт 28 излагается в следующей редакции:
"28. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню".
26. В пункте 29 слово "взимается" заменяется словом "устанавливается".
27. Пункт 30 излагается в следующей редакции:
"30. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (приложение 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю")".
28. В пункте 31 слово "РСФСР" заменяется словами "Российской Федерации".
29. В пункте 32:
в абзаце первом слова "Советов народных депутатов" заменяются словами "органов местного самоуправления";
абзацы третий и четвертый излагаются в следующей редакции:
"органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами;
производственные объединения по энергетике и электрификации Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся линии электропередач, - за земли, занятые опорами высоковольтных линий электропередач напряжением 35 - 500 кВ и выше, и земли, занятые наземными кабельными сооружениями";
абзац восьмой исключается.
30. В пункте 33 слова "Совета народных депутатов" заменяются словами "органа местного самоуправления".
31. В пункте 36 слова "Советы народных депутатов" заменяются словами "Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления".
32. В пункте 37:
в абзаце втором слова "комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам" заменяются словами "комитетов по земельным ресурсам и землеустройству";
в абзаце третьем слова "сельских Советов народных депутатов" заменяются словами "сельских органов местного самоуправления".
33. В пункте 39:
абзац первый излагается в следующей редакции:
"Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме";
в абзаце втором слова "специальные бюджетные счета соответствующих Советов народных депутатов" заменяются словами "бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления".
34. В пункте 41:
абзац первый излагается в следующей редакции:
"Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года".
35. Пункт 43 излагается в следующей редакции:
"43. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется в полных рублях".
36. В пункте 45 абзаце первом исключаются слова "в момент их получения", а слова "в пункте 31" заменяются словами " в пункте 24".
37. Пункт 47 излагается в следующей редакции:
"47. После окончания проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные при проверке нарушения. Копия акта вручается юридическому лицу, а расчет дополнительно начисленных или сложенных сумм передается для производства соответствующей отметки в лицевом счете плательщика".
38. В пункте 49 слова "в размере 0,2%" заменяются словами "в размере 0,7 процента".
39. Пункт 50 излагается в следующей редакции:
"50. За нарушение Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
40. Пункт 51 излагается в следующей редакции:
"51. Платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления:
сельских органов местного самоуправления - за землю в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;
поселковых, городских органов местного самоуправления - за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение;
районных органов местного самоуправления - за земли в границах района за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления".
41. Пункт 52 излагается в следующей редакции:
"52. В соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации (приказ Минфина России от 27.07.94 N 97) в доходы соответствующих бюджетов зачисляются на раздел 37 "Земельный налог": параграф 1 - земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодья в составе лесного фонда; параграф 2 - земельный налог и арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения; параграф 3 - доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения; параграф 4 - доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли городов и других населенных пунктов; на раздел 10 "Платежи за пользование недрами и природными ресурсами", параграф 6 - лесные подати, включая арендную плату и плату за земли лесного фонда".
42. Пункт 53 излагается в следующей редакции:
"53. На бюджетных счетах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, открываемых в учреждениях банков, централизуется часть средств, поступивших на бюджетные (текущие) счета районных и городских органов местного самоуправления в порядке платы за землю".
43. Пункт 54 излагается в следующей редакции:
"54. Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, централизуемых в федеральный бюджет, устанавливается в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю" согласно приложению 1 к этому Закону. Изменение указанной доли производится по представлению Правительства Российской Федерации, исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные статьей 24 указанного Закона, одновременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год.
Не централизуются в федеральный бюджет средства, поступающие от уплаты земельного налога за земли, указанные в абзаце восьмом преамбулы настоящей инструкции".
44. Пункт 55 излагается в следующей редакции:
"55. Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых районами на бюджетный счет субъектов Российской Федерации, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации с учетом отчислений в федеральный бюджет. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектами Российской Федерации, перечисляется не более десяти процентов от суммы средств земельного налога административного района.
Конкретный размер централизуемых в пределах указанной доли средств от налога устанавливается с учетом объемов финансирования мероприятий, указанных в пункте 50 настоящей инструкции".
45. Пункт 56 излагается в следующей редакции:
"56. Доля средств, перечисляемых на бюджетный счет Российской Федерации из общих поступлений средств от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков для финансирования централизованно выполняемых мероприятий, предусмотренных в пункте 50 настоящей инструкции, ежегодно устанавливается при утверждении федерального бюджета".
46. В пункте 57 абзац четвертый исключается.
47. Пункт 58 инструкции исключается.
48. В пункте 59 цифры "57" заменяются на цифры "50".
49. Пункт 60 инструкции исключается.
50. В пункте 63 слова "25 февраля 1992 г. N 112" заменяются словами "3 ноября 1994 г. N 1204".
51. Пункт 64 излагается в следующей редакции:
"64. Нормативная цена земли определяется для случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
52. Пункт 65 излагается в следующей редакции:
"65. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1204 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка соответствующего целевого назначения. При определении величины нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу, а также увеличение размера налога за превышение норм отвода земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в зависимости от уровня рыночных цен на земли различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъекта Российской Федерации повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, определенному в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. При этом размер нормативной цены земли не должен превышать 75 процентов уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.
Администрация района, города может повышать или понижать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством Российской Федерации, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка".
53. Пункты 66 - 68 исключаются.
54. Пункт 69 излагается в следующей редакции:
"69. В соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, установления коллективно-долевой собственности на землю, сверх бесплатно предоставляемой в районе, изъятия земли в порядке выкупа, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доход соответствующих бюджетов на раздел 23 "Доходы от приватизации", параграф 2 - "Доходы от продажи земли".
55. Пункт 70 инструкции исключается.
56. В связи с тем, что пункты 6 - 8, 11 - 13, 23, 58, 60, 66 - 68, 70 исключаются:
пункты 9, 10 считаются пунктами 6, 7;
пункты 14 - 22 считаются пунктами 8 - 16;
пункты 24 - 57 считаются пунктами 17 - 50;
пункт 59 считается пунктом 51;
пункты 61 - 65 считаются пунктами 52 - 56;
пункт 69 считается пунктом 57;
пункт 71 считается пунктом 58.
------------------------------
* Инструкция опубликована в Бюллетене нормативных актов N 7 за 1992 год.
** С положениями о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, указанным в подпункте 8, можно ознакомиться в соответствующих органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым сообщалось об этом письмами Госкомчернобыля России от 12.11.92 N ВД-8-3729, от 22.03.93 N ВД-8-1278, от 05.08.93 N ВС-10-3618, от 15.10.93 N ВД-10-4468 и письмом МЧС России от 22.03.94 N ВВ-1-835.
*** Перечень объектов определяется Минтрансом России по согласованию с Минфином России, Роскомземом и Госналогслужбой России.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 1995 г.
Регистрационный N 778
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ, Роскомзема и Госналогслужбы РФ от 28 декабря 1994 г. NN 174, 5-16/2092, НП-4-02/119н "Изменения и дополнения Инструкции Министерства финансов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1992 г. N 21, 2-10-1/1020, 11 по применению Закона РСФСР "О плате за землю"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 1995 г.
Регистрационный N 778
Настоящее письмо вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1995 г., N 4, в газете "Российские вести" от 27 апреля 1995 г. N 78
Инструкцией Госналогслужбы РФ от 17 апреля 1995 г. N 29 настоящие Изменения и дополнения признаны утратившими силу с момента официального опубликования указанной Инструкции