Настоящее Положение введено в действие с 1 октября 1998 г.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Законов Российской Федерации "О недрах", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 116 и Положения о Госгортехнадзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 234.
2. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности, независимо от их организационно-правовой основы и форм собственности, включая иностранных юридических и физических лиц, осуществляющими проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию предприятий угольной промышленности.
3. Главными задачами маркшейдерской службы Минтопэнерго России являются:
своевременное и высококачественное осуществление комплекса маркшейдерских работ и документации, обеспечивающих наиболее полное и комплексное освоение угольных месторождений;
совершенствование организации и методов ведения маркшейдерских работ на основе широкого внедрения новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта;
строгое соблюдение государственных интересов (собственника недр) при пользовании недрами.
4. Маркшейдерское обеспечение при разработке угольных месторождений может осуществляться как маркшейдерскими службами, входящими в состав Министерства, акционерных обществ и предприятий, так и сервисными маркшейдерскими службами (организациями).
4.1. В Министерстве, акционерных обществах, предприятиях, осуществляющих разработку угольных месторождений, должны быть созданы самостоятельные структурные подразделения, возглавляемые главными маркшейдерами. Свою работу они могут строить на принципах хозрасчета и на договорной основе.
В организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и закрытие угледобывающих предприятий, маркшейдерская служба возглавляется главным маркшейдером и является самостоятельным структурным подразделением.
4.2. Главные маркшейдеры во всех подразделениях назначаются и освобождаются от должности только первыми руководителями по согласованию с главным маркшейдером вышестоящей организации. Главный маркшейдер подчиняется непосредственно техническому руководителю и является его заместителем по вопросам маркшейдерского обеспечения производства и развития горных работ.
В акционерных обществах, предприятиях, учреждениях правовое положение главного маркшейдера определяется уставом, который должен соответствовать настоящему Положению.
4.3. Маркшейдерская служба акционерных обществ предприятий является его функциональным подразделением по выполнению маркшейдерских, топографогеодезических, картографических и иных работ, на основе которых осуществляется горное производство, охрана зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, безопасность горных работ и охраны недр и является производственной структурой.
4.4. На работников маркшейдерской службы акционерного общества, предприятия, учреждения распространяются все льготы и условия оплаты труда и отдыха, полагающиеся для работников ведущих инженерных профессий предприятия.
4.5. На сервисной основе специализированными организациями могут выполняться:
капитальные маркшейдерские и топографогеодезические работы, требующие применения специальных методов и технических средств;
работы по наблюдению за деформацией горного массива и другие работы, связанные с маркшейдерским обеспечением действующих и строящихся угледобывающих предприятий.
5. Проектирование, строительство, эксплуатация, консервация и ликвидация угледобывающих предприятий без соответствующего маркшейдерского обеспечения запрещается.
6. Все акционерные общества, предприятия и организации, независимо от их организационно-правовой основы и форм собственности, в том числе и иностранные юридические и физические лица, могут вести маркшейдерские работы только на основании лицензии, выдаваемой органами Госгортехнадзора России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 234, подконтрольны Госгортехнадзору России.
7. Численность маркшейдерской службы акционерных обществ, предприятий и организаций, ведущих проектирование, строительство и эксплуатацию угледобывающих предприятий, должна быть достаточной для своевременного выполнения всего комплекса маркшейдерских работ в установленные требованиями нормативных документов сроки и определяться в соответствии с методикой, утвержденной Госгортехнадзором России и согласованной с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Рассчитанная по методике численность маркшейдерского подразделения является одним из основных условий для получения лицензии на право производства маркшейдерских работ, выдаваемой органами Госгортехнадзора России.
8. Сокращение численности маркшейдерской службы и смена ее руководителя должны быть убедительно обоснованными и допускаются только по согласованию с главным маркшейдером вышестоящей организации.
9. В своей деятельности маркшейдерское подразделение руководствуется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, правилами и нормами, утвержденными Госгортехнадзором России и Минтопэнерго России по вопросам маркшейдерского дела.
10. Маркшейдерская документация, заверенная ответственным работником маркшейдерского подразделения, является юридическим документом, не требующим нотариального или какого-либо иного подтверждения. Состав, оформление, способы получения, периодичность пополнения маркшейдерской документации регламентируются Технической инструкцией по производству маркшейдерских работ и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
См. Инструкцию по производству маркшейдерских работ РД 07-603-03, утвержденную постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 73
11. Комплект обязательной горной графической маркшейдерской документации при консервации, ликвидации угледобывающего акционерного общества, предприятия должен быть пополнен на день остановки работ предприятия и передан на постоянное хранение в Государственный Архивный фонд Российской Федерации или в архив вышестоящей организации.
12. Маркшейдерская документация (полевая, вычислительная и графическая), выполненная сервисными предприятиями на средства заказчика является собственностью заказчика и должна после обработки полевых материалов храниться на предприятии, т.е. у заказчика.
13. Акционерное общество, предприятие, имеющее в своем составе маркшейдерское подразделение, обязано обеспечить его техническими средствами, приборами, инструментами, средствами измерения и контроля, специально оборудованными помещениями, транспортом.
14. В соответствии с главными задачами маркшейдерская служба Министерства:
а) обеспечивает:
техническое и методическое руководство маркшейдерской службой подведомственных предприятий, систематический анализ состояния технического уровня обеспечения маркшейдерских работ отрасли;
разработку предложений о проведении научных исследований по совершенствованию методов и технических средств осуществления маркшейдерских работ и охраны недр, внедрение в производство законченных научных разработок в этой области;
контроль в системе Министерства за правильностью разработки угольных месторождений, выполнением требований по охране недр, за выполнением лицензионных условий и соблюдением других нормативных требований, определяющих деятельность маркшейдерской службы;
информационное обеспечение маркшейдерских служб предприятий, организаций и учреждений, подведомственных Министерству, о действующих нормативных документах, методических указаниях и справочных пособиях;
координацию маркшейдерских работ, осуществляемых в отрасли, разработку предложений по совершенствованию организации маркшейдерской службы.
б) участвует:
в разработке годовых и перспективных программ развития отрасли в части обеспечения проектируемых строящихся и действующих акционерных обществ и предприятий разведанными запасами, охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; в рассмотрении: условий конкурсов и аукционов на предоставление недр в пользование и лицензионных условий, на которых недра предоставляются в пользование, а также представляемых в установленном порядке на согласование проектов строительства, реконструкции и ликвидации акционерных обществ и предприятий по добыче полезных ископаемых, проектов и схем разработки месторождений, программ развития горных работ и других документов, связанных с деятельностью маркшейдерской службы; в составлении установленной статистической отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов полезных ископаемых по отрасли; в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, по консервации и ликвидации акционерных обществ и предприятий; в работе региональных, отраслевых, межотраслевых, и государственных комиссий и групп по выработке предложений и решений по совершенствованию маркшейдерского дела и во внедрении таких предложений и решений;
15. В соответствии с главными задачами маркшейдерская служба акционерного общества, предприятий и организаций:
а) обеспечивает:
построение и развитие маркшейдерских опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках, производство съемок горных выработок и земной поверхности, составление и пополнение маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических элементов проектов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, границ безопасного ведения горных работ, барьерных и предохранительных целиков;
определение совместно с другими службами предприятия наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ, способов управления горным массивом на основе детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
периодический контроль за соблюдением установленных геометрических параметров технических сооружений при строительстве и эксплуатации;
правильность сопряжения основных геометрических элементов шагающих, роторных экскаваторов, отвалообразователей, транспортноотвальных мостов и конвейеров при их монтаже и ремонте;
организацию и проведение инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород, проявлениями горного давления, деформациями земной поверхности, зданий и сооружений, за устойчивостью уступов, бортов карьеров и откосов отвалов;
определение и своевременное нанесение на горнографическую документацию опасных зон возможного прорыва воды и газа в действующие выработки, зон повышенного горного давления от целиков на смежных пластах, газодинамических проявлений, выбросов и горных ударов;
контроль за выполнением в акционерном обществе, предприятии и в организации требований, содержащихся в проектах по добыче полезных ископаемых, в программах развития горных работ, требований по рациональному использованию и охране недр, за своевременностью и эффективностью выполнения мероприятий, связанных, с маркшейдерскими работами и обеспечивающими при проведении горных работ безопасность для жизни и здоровья работников и населения, зданий и сооружений от вредного влияния этих работ и за соблюдением других требований, относящихся к деятельности маркшейдерской службы;
контроль за достоверностью определения объемов выполненных горных работ;
приемку маркшейдерских и топографических работ, выполняемых сервисными организациями;
передачу маркшейдерской и топографогеодезической документации соответствующим предприятиям и организациям, являющимися правоприемниками передаваемых, объединяемых и разъединяемых предприятий, а при ликвидации и консервации предприятий - Государственному Архивному фонду Российской Федерации;
обоснование совместно с другими службами предприятия норм потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче по выемочным единицам и в целом по предприятию по добыче полезных ископаемых;
определение и учет с участием геологической службы на основании инструментальных замеров, маркшейдерской и геологической документации объемов выполненных горных работ, в том числе объемов добычи и потерь полезных ископаемых и полноты отработки запасов полезных ископаемых, учет состояния вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых;
подготовка совместно с геологической службой исходных данных для исчисления платы за право на пользование недрами, а также выполнение работ, связанных с геометризацией месторождения;
б) участвует:
в части своей компетенции в разработке проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, программ развития горных работ, мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, по предупреждению и ликвидации аварий, по охране зданий, сооружений от вредного влияния горных разработок, по рациональному и комплексному использованию угольных месторождений, проектов горных отводов и отводов земных участков, проектов застройки площадей залегания полезных ископаемых, рекультивации земель, нарушенных горными работами;
в подготовке материалов по переоценке, списанию и временной консервации запасов полезных ископаемых;
в составлении установленной отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов полезных ископаемых и состоянии горных выработок;
в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных угольных предприятий по определению возможности использования отработанных горных выработок для удовлетворения потребностей народного хозяйства, по консервации и ликвидации таких предприятий по ликвидации горных выработок и провалов, выходящих на земную поверхность по приемке горных выработок, а также в рассмотрении и решении других вопросов, связанных с маркшейдерским обеспечением.
16. Деятельность маркшейдерской службы должна быть направлена на обеспечение эффективности производства и его рентабельности при строгом соблюдении требований нормативных документов, касающихся использования и охраны недр.
Работники маркшейдерских служб Министерства, акционерного общества, предприятия, учреждения несут ответственность за своевременность и эффективность осуществления возложенных на них функций, за объективность рассмотрения вопросов, возникающих при проведении ведомственного контроля за использованием и охраной недр.
Возложение на работников маркшейдерских служб функций, не связанных с осуществлением задач, определенным настоящим Положением, не допускается.
17. Руководитель маркшейдерской службы Министерства имеет право:
проверять деятельность подведомственных маркшейдерских служб и соблюдение ими требований законодательства о недрах, выполнение приказов, инструкций и других нормативных актов, регулирующих деятельность маркшейдерской службы;
давать обязательные для акционерных обществ, предприятий, учреждений подведомственных Министерству, указания по вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении нарушений требований законодательства о недрах, других нормативных документов;
приостанавливать работы по строительству и реконструкции угольных предприятий, если проведение этих работ может повлечь за собой нерациональное использование и необоснованные потери запасов полезных ископаемых, возникновение условий, опасных для жизни и здоровья работников и населения, а также на государственных предприятиях - неоправданные затраты государственных средств;
представлять соответствующим руководителям предприятий предложения о поощрении работников предприятий за рациональное, комплексное использование месторождений полезных ископаемых и высококачественное выполнение маркшейдерских работ, а также о наложении в установленном порядке на работников взысканий за нарушение требований законодательства о недрах;
запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений и предприятий сведения и материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.
18. Руководитель маркшейдерской службы акционерного общества, предприятия, учреждения имеет право:
давать руководителям участков цехов и других подразделений предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении нарушений требований законодательства о недрах, программ развития горных работ, другой утвержденной проектной и технической документации в целях предотвращения сверхнормативных потерь полезных ископаемых и недопущения других нарушений, наносящих ущерб государственным интересам (собственнику недр);
приостанавливать работы по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых, если проведение этих работ может повлечь за собой порчу месторождений полезных ископаемых, опасность деформации горных выработок, прорыв в горные выработки воды и вредных газов и возникновение других аварийных явлений, незамедлительно ставя об этом в известность руководителя предприятия, вышестоящую организацию по подчинению и органы Госгортехнадзора России;
браковать горные работы выполненные с отступлениями от программ развития горных работ и утвержденной проектной и технической документации;
представлять руководителю акционерного общества, предприятия, учреждения предложения о поощрении работников за рациональное использование недр и высококачественное выполнение маркшейдерских работ, а также о наложении в установленном порядке на работников взысканий за нарушение требований законодательства о недрах и утвержденной проектной и технической документации.
В случае получения от руководителя акционерного общества, предприятия, учреждения распоряжения, противоречащего требованиям законодательства о недрах, руководитель маркшейдерской службы обязан письменно уведомить этого руководителя о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении распоряжения руководитель маркшейдерской службы исполняет его, если это не несет непосредственной угрозы жизни и здоровью работающих и населения, незамедлительно сообщая об этом вышестоящей организации.
19. Руководитель маркшейдерской службы (в том числе осуществляющий работы на сервисной основе) наряду с руководителями акционерного общества, предприятия, учреждения несет ответственность за достоверность отчетных данных акционерного общества, предприятия, учреждения о полноте извлечения из недр запасов полезных ископаемых, правильности подготовки исходных данных для исчисления платежей за право пользования недрами, маркшейдерской документации по учету объемов выполненных работ, а также других документов, связанных с деятельностью маркшейдерской службы.
20. Руководитель акционерного общества, предприятия и учреждения несет ответственность в установленном порядке:
а) за принуждение работников маркшейдерской службы к искажению результатов измерений и маркшейдерской документации;
б) за препятствование или создание помех в выполнении маркшейдером его контрольных функций;
в) за непринятие мер по выполнению предписаний маркшейдеров или их некачественное выполнение.
21. Государственный контроль за организацией работы маркшейдерской службы и соблюдением нормативных требований при выполнении маркшейдерских работ при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации угледобывающих акционерных обществ и предприятий осуществляют органы Госгортехнадзора России.
Согласовано
Письмо Госгортехнадзора РФ
от 19 июня 1998 г. N 04-35/408
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое положение о маркшейдерской службе в угольной промышленности (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 2 сентября 1998 г. N 292)
Текст Положения официально опубликован не был
Настоящее Положение введено в действие с 1 октября 1998 г.