Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо МНС РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 5 октября, 10 сентября 1999 г. NN АС-6-16/784, АА-3107 "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля"

ГАРАНТ:

О взаимодействии налоговых органов с другими органами исполнительной власти см. справку

В связи с поступающими от налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции запросами о порядке применения норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регулирующих вопросы взаимодействия налоговых органов и органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации до издания соответствующего нормативного правового акта устанавливает следующий порядок взаимодействия при осуществлении налогового контроля.

1. В соответствии со статьями 82 и 101 Кодекса функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов. Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.

Вместе с тем, если органы налоговой полиции при осуществлении своих полномочий, перечисленных в пункте 2 статьи 36 Кодекса, выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, они в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Кодекса обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

На основании указанных материалов налоговыми органами организуются выездные налоговые проверки, в том числе совместные проверки с участием сотрудников органов налоговой полиции, по результатам которых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в соответствии с требованиями статьи 101 Кодекса.

Материалы федерального органа налоговой полиции, направляемые в налоговый орган, должны содержать:

полное наименование налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (далее по тексту - налогоплательщика), соответствующий идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя), а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности (указывается в случае осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, сведения об обособленных структурных подразделениях организации-налогоплательщика);

характер и содержание предполагаемого налогового правонарушения;

предложения по участию в проверке сотрудников федерального органа налоговой полиции (при наличии целесообразности их участия).

Не позднее десяти дней с даты поступления указанных материалов налоговый орган должен проинформировать федеральный орган налоговой полиции, направивший эти материалы, о принятом по ним решении о назначении проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) либо об отказе в ее проведении (с указанием оснований данного отказа). В случае необходимости уточнения фактов, содержащихся в материалах федерального органа налоговой полиции, до истечения десятидневного срока со дня получения данных материалов по инициативе руководителя (заместителя руководителя) налогового органа или начальника (заместителя начальника) федерального органа налоговой полиции может быть проведено совместное совещание руководителей (уполномоченных лиц) этих органов.

Основаниями для отказа налогового органа в вынесении решения о назначении выездных налоговых проверок по материалам, представленным федеральным органом налоговой полиции, могут являться:

отсутствие в представленных федеральным органом налоговой полиции материалах фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении;

несоответствие вытекающих из представленных федеральным органом налоговой полиции материалов целей проверки полномочиям налоговых органов;

наличие обстоятельств, препятствующих назначению выездной налоговой проверки (в текущем календарном году налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка соответствующей организации (ее филиала или представительства) или индивидуального предпринимателя по тем видам налогов и за те налоговые периоды, необходимость проверки которых вытекает из материалов органа налоговой полиции; период деятельности налогоплательщика, в котором, согласно материалам органа налоговой полиции, были допущены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации-налогоплательщика).

В случае отказа налогового органа в назначении выездной налоговой проверки федеральный орган налоговой полиции вправе направить материалы о налоговых правонарушениях в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа или об организации выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку налогоплательщика.

В трехдневный срок с момента вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения по результатам выездной налоговой проверки, назначенной на основании направленных федеральным органом налоговой полиции материалов, заверенная надлежащим образом копия указанного решения направляется соответствующему органу налоговой полиции.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Кодекса органы налоговой полиции полномочны по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках.

Мотивированный запрос налогового органа об участии федерального органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке может быть направлен органу налоговой полиции как перед началом налоговой проверки, так и процессе ее проведения.

Основаниями для направления мотивированного запроса налогового органа федеральному органу налоговой полиции об участии в выездной налоговой проверке могут являться:

наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения;

назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных федеральным органом налоговой полиции в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Кодекса;

необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.

Запрос налогового органа должен содержать:

полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение (адрес) налогоплательщика, сведения о наличии обособленных структурных подразделений организации-налогоплательщика;

изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников федерального органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке, описание формы, характера и содержания предполагаемого налогового правонарушения, основанное на имеющейся у налогового органа информации (в случае, если проверка назначена по результатам рассмотрения материалов о налоговых правонарушениях, направленных федеральным органом налоговой полиции в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа налоговой полиции, с которым были предоставлены эти материалы);

обоснование необходимости обеспечения охраны (при наличии такой необходимости);

предложения по количеству и составу сотрудников федерального органа налоговой полиции, привлекаемых для участия в налоговой проверке;

предполагаемые сроки проведения проверки.

Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа федеральный орган налоговой полиции направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа в удовлетворении запроса налогового органа об участии федерального органа налоговой полиции в налоговой проверке могут являться:

- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения;

- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели проверки компетенции федеральных органов налоговой полиции.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и федеральный органов налоговой полиции.

 

Первый заместитель Министра

Российской Федерации по налогам

и сборам - государственный советник

налоговой службы 1 ранга

А.В. Смирнов

05.10.99 N АС-6-16/784

 

Первый заместитель директора

Федеральной службы налоговой

полиции Российской Федерации

А.В. Агеенков

10.09.99 N АА-3107

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Для правильного применения норм части первой Налогового кодекса, регулирующих вопросы взаимодействия налоговых органов и органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля, Министерством по налогам и сборам и Федеральной службой налоговой полиции устанавливается порядок их взаимодействия при осуществлении налогового контроля.



Письмо МНС РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 5 октября, 10 сентября 1999 г. NN АС-6-16/784, АА-3107 "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля"


Текст письма опубликован в газете "Налоги", ноябрь 1999 г., N 32, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 2 декабря 1999 г., N 23, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1999 г., N 12, в журнале "Экспресс-Закон", декабрь 1999 г., N 46, в журнале "Закон", июнь 2002 г., N 6