Центральный банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительным распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ Росси; федеральная комиссия) от 30.11.98 N 1265-р "О приостановлении действия генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации".
Решением от 20.07.99 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.99 решение оставлено без изменения.
В протесте предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Банком России оспорено распоряжение ФКЦБ России от 30.11.98 N 1265-р, которым приостановлено действие выданной Банку России генеральной лицензии от 11.06.97 N 90-000-2-00001.
Основанием для издания такого распоряжения послужили допущенные Банком России, по мнению ФКЦБ России, нарушения, перечисленные в абзацах третьем, седьмом и восьмом пункта 21 Положения о генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее - Положение), утвержденного постановлением ФКЦБ России от 09.09.96 N 16 (в редакции постановления от 14.07.98 N 29).
В абзаце третьем пункта 21 Положения предусмотрена возможность приостановления действия генеральной лицензии в случае отсутствия ненадлежащего контроля лицензирующего органа за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым им были выданы лицензии, и непринятия в отношении них мер при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных актов федеральной комиссии. Абзацем седьмым приостанавливается действие лицензии за иное нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Положения и иных нормативных актов федеральной комиссии, повлекшее или могущее повлечь за собой нарушение прав и имущественных интересов инвесторов. В абзаце восьмом указано, что действие лицензии приостанавливается за нарушение лицензирующим органом ограничений, установленных федеральной комиссией в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.
Абзац восьмой введен в пункт 21 Положения постановлением ФКЦБ России от 14.07.98 N 29, которым установлено ограничение в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг в виде запрета иметь в составе своих органов управления и исполнительных органов лиц, являющихся государственными служащими, а также служащими Центрального банка Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска о признании недействительным распоряжения ФКЦБ России от 30.11.98 N 1265-р в части абзаца восьмого пункта 21 Положения, суд исходил из его соответствия упомянутому пункту 21 названного Положения. Суд сослался также на статью 90 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которой предусмотрено, что служащие Банка России согласно перечню должностей, утвержденному его Советом директоров, не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях. Довод истца о предоставлении решением Совета директоров Банка России от 02.06.97 права участвовать в капитале названных организаций председателю Банка России, а по его решению - иным его служащим суд отклонил.
Однако судом не учтено следующее.
Статьей 7 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрена возможность Банка России участвовать в капиталах организаций, обеспечивающих его деятельность.
Статье 16 названного Закона Совету директоров предоставлено право принимать решения об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России.
Согласно статье 90 упомянутого Закона Совет директоров утверждает перечень должностей, в соответствии с которым служащие Банка России не имеют права работать по совместительству, занимать должности в кредитных и иных организациях.
Из решения Совета директоров от 27.12.96 видно, что все служащие системы Банка России, за исключением работников подведомственных организаций, осуществляющих неосновную деятельность (медицинские работники, работники оздоровительных учреждений), не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, а также занимать должности в кредитных и иных организациях, если иное не установлено Советом директоров.
Вместе с тем решением от 02.06.97 Совет директоров установил, что председатель Банка России может участвовать в органах управления организаций, в капитале которых участвует Банк России. Иные служащие Банка России могут участвовать в органах управления указанных организаций по решению председателя Банка России.
Как видно из материалов дела, рекомендованные Банком России, в частности, в состав Биржевого совета ММВБ должностные лица были избраны собранием акционеров этой биржи.
Из материалов дела также усматривается, что на момент принятия распоряжения ФКЦБ России от 30.11.98 N 1265-р рекомендованные Банком России служащие не только участвовали в Биржевом совете ММВБ, но и были представителями в органах управления Сбербанка России, Внешторгбанка и некоторых других участников рынка ценных бумаг.
В связи с изложенным суду надлежало выяснить наличие фактов нарушения Банком России ограничений, введенных постановлением ФКЦБ России от 14.07.98 N 29, в отношении указанных организаций в части представительства в их органах управления.
Отказывая в удовлетворении иска о признании недействительным распоряжения ФКЦБ России от 30.11.98 N 1265-р в части устранения нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, допущенных при эмиссии и обращении облигаций Банка России (абз. седьмой п.21 Положения), суд сослался на отсутствие в действующем законодательстве предоставления Банку России права выпуска своих облигаций.
Однако суд не дал правовой оценки тому обстоятельству, что упомянутым абзацем седьмым пункта 21 Положения предусмотрено право ФКЦБ России приостанавливать действие генеральной лицензии в связи с иным нарушением требований законодательства о ценных бумагах (каковым является выпуск Банком России собственных облигаций), настоящего Положения и иных нормативных актов федеральной комиссии, лишь повлекшим или могущим повлечь за собой нарушение прав и имущественных интересов инвесторов.
Из оспариваемого распоряжения не усматривается, что выпуск Банком России облигаций нарушил права и имущественные интересы инвесторов, поэтому необходимо было исследовать, имели ли место факты нарушения указанных интересов инвесторов.
Судебными инстанциями необоснованно оставлена без внимания ссылка ответчика в его распоряжении от 30.11.98 N 1265-р на абзац третий пункта 21 Положения, предусматривающий приостановление действия генеральной лицензии в случае отсутствия надлежащего контроля лицензирующего органа за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и непринятия в отношении них мер при выявлении определенных нарушений, поскольку само распоряжение не содержит сведения о допущенных истцом нарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 марта 2000 г. N 7672/99 "О спорах с участием банков" (извлечение)
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2000 г., N 5