Методические указания
органам федерального казначейства по проверкам
своевременности исполнения банками платежных поручений
налогоплательщиков на перечисление средств в федеральный
бюджет, а также своевременности перечисления средств
федерального бюджета на счета получателей
и их целевого использования
(утв. Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ
11 января 1995 г. N 3-А2-1)
Письмом Минфина РФ от 30 июля 2001 г. N 03-01-01/15-270 настоящие Методические указания отменены
В соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации", Положением "О федеральном казначействе Российской Федерации", а также согласно телеграмме Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы и Центрального банка Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. N 03-01-07, N НП-6-13/424 и N 248-93 в целях усиления контроля за движением средств федерального бюджета и их целевого использования территориальными органами федерального казначейства проводятся ежемесячные проверки соблюдения банками сроков прохождения платежных поручений налогоплательщика на перечисление платежей в федеральный бюджет, своевременности зачисления средств бюджета на счета получателей и их целевого использования.
Настоящие методические указания являются внутренним документом системы казначейства и не подлежат передаче в другие учреждения и организации.
В ходе проверок органами федерального казначейства проверяются следующие вопросы.
I. Доходы
Нарушение сроков перечисления платежей в бюджет возможно в случаях несвоевременного представления налогоплательщиком документов в банк, неправильного их оформления, также отсутствия средств на расчетном счете плательщика. В указанных случаях ответственность перед бюджетом по всей сумме задолженности с момента образования до полного ее погашения несет налогоплательщик. Проверки полноты и правильности исчисления, своевременности взимания, также как и применение санкций к налогоплательщику осуществляют налоговые органы.
Цель проверки, проводимой органами федерального казначейства, - установить насколько своевременно и правильно выполняются банками платежные поручения налогоплательщика на перечисление средств в федеральный бюджет.
Проверка осуществляется специалистами казначейства по письменному поручению руководителя территориального органа федерального казначейства (Приложение N 1) в два этапа: в коммерческом банке и в расчетно-кассовом центре.
Выбор банка производится исходя из объема поступивших платежей на основании обрабатываемых выписок по счетам федерального бюджета, имея в виду обеспечение в течение года проверки всех коммерческих банков, находящихся на территории.
Источником информации при проверке являются:
- первичные расчетные документы (платежные поручения налогоплательщиков, инкассовые поручения налоговых органов);
- выписки из лицевых счетов налогоплательщиков - клиентов банка;
- выписки счетов доходов федерального бюджета.
Кроме того, используются документы аналитического и синтетического учета в банках (оборотно-сальдовый баланс банка, расшифровки по корреспондентскому счету банка, документы банковского дня, шифры вида операций и другие).
Исполненные платежные документы, т.е. которые полностью оплачены, с отметкой о дате исполнения, находятся в документах того банковского дня, когда произведена оплата.
Частично оплаченные платежные поручения находятся в картотеке N 2, при этом их погашение производится мемориальными ордерами банка, которые помещаются в документы соответствующего дня. Дата списания сумм со счета клиента с указанием реквизитов платежного поручения, по которому производится погашение, должна совпадать с датой мемориального ордера.
Частично исполненные и неисполненные платежные документы помещаются в картотеку N 2 и учитываются на забалансовом счете 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Своевременность прохождения платежного поручения определяется на основе сопоставления:
- даты составления платежного документа (заполняется налогоплательщиком и является обязательным реквизитом документа);
- даты поступления документа в банк (если банком не производится календарная регистрация приема платежных документов, то принимается дата выписки платежного поручения);
- даты списания средств со счета налогоплательщика (календарный штемпель даты проводки сверяется с выпиской лицевого счета клиента);
- даты списания средств с корреспондентского счета (определяется по расшифровкам по корреспондентскому счету);
- даты зачисления средств на доходные счета федерального бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации (определяется по документам расчетно-кассовых центров).
1. Сроки прохождения платежного документа с даты поступления платежного поручения в банк до даты списания денежных средств со счета налогоплательщика и зачисления на счета федерального бюджета в коммерческом банке.
При рассмотрении указанного вопроса следует руководствоваться:
- Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", в соответствии с которым предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет;
- совместным указанием Центрального банка Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1992 г. N 165-92, N ИЛ-6-13/243 и N 03-01-12, согласно которому указанные платежные поручения принимаются банками к исполнению независимо от состояния расчетного счета;
- порядком применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", установленным Государственной налоговой службой Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации от 16 августа 1994 г. N ВТ-4-13/94н, N 104 и N 104;
- Правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банка в СССР, утвержденными Госбанком СССР от 30 сентября 1987 г. N 7, в соответствии с которыми все расчетно-денежные документы, поступившие в течение первой половины рабочего дня (в течение операционного дня), подлежат приему и отражению в бухгалтерской отчетности. Если платежные поручения поступили в банк по истечении операционного дня, они исполняются на следующий рабочий день. В случае отсутствия средств на расчетном счете плательщика, они помещаются в картотеку N 2.
2. Соблюдение банками очередности оплаты поступивших платежных поручений с расчетных (текущих) счетов предприятий, а также очередность погашения платежных документов, помещенных в картотеку N 2.
В ходе проверок данного вопроса органы федерального казначейства руководствуются:
- Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", в соответствии с которым платежные поручения на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды исполняются в первоочередном порядке;
- Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", согласно которому с 1 июля 1994 года выплаты средств на неотложные нужды (в размере 5% среднедневных поступлений на расчетный счет за предшествующий квартал), платежи в бюджет всех уровней и в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются в первоочередном порядке;
- Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1666 "О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005", согласно которому платежи в федеральный дорожный фонд Российской Федерации осуществляются также в первоочередном порядке;
- письмом Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве";
- указаниями Министерства финансов Российской Федерации "О предоставлении отсрочек по платежам в федеральный бюджет".
3. Сроки прохождения платежных поручений с даты зачисления на доходные счета федерального бюджета в коммерческом банке и даты перечисления платежей с корреспондентского счета коммерческого банка в учреждения Центрального банка Российской Федерации.
При проверке указанного вопроса следует руководствоваться:
- телеграммой Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. N 03-03-07, N 245-92 и N ИЛ-6-13/370, в соответствии с которой коммерческие банки обязаны не позднее следующего рабочего дня обеспечить перечисление в учреждения Центрального банка Российской Федерации платежей, принятых в доходы федерального бюджета.
II. Расходы
Проверка целевого использования средств, а также своевременного их зачисления на счета получателей начинается на предприятии, в организации, в бюджетном учреждении, а затем в учреждениях банка, их обслуживающих.
Цель проверки, проводимой органами федерального казначейства, - установить, насколько своевременно банками зачисляются средства федерального бюджета на счета их получателей, а также как и на какие цели расходуются предприятием, организацией и учреждением указанные средства, соответствуют ли направления расхода бюджетным назначениям.
При проверке необходимо обратить внимание на следующие основные вопросы.
1. Сроки прохождения бюджетного финансирования начиная от даты зачисления средств на текущие счета министерств и ведомств до получения их подведомственными предприятиями и организациями.
Длительность прохождения платежного поручения определяется на основе сопоставления:
- даты составления платежного документа (заполняется распорядителем кредита и является обязательным реквизитом документа);
- даты поступления документа в банк (если банком не производится календарная регистрация приема платежных документов, то принимается дата выписки платежного поручения);
- даты списания средств со счета распорядителя кредита;
- даты зачисления средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего получателя средств (определяется по расшифровкам по корреспондентскому счету);
- даты зачисления средств на бюджетный счет получателя средств федерального бюджета (определяется на основании выписок к лицевому счету). Если получатель средств федерального бюджета не имеет бюджетного счета, то зачисление производится на расчетный счет получателя.
Своевременность зачисления средств проверяют в банке, обслуживающем получателя, для чего необходимо проверить дату поступления средств, выделенных из федерального бюджета на корреспондентский счет банка, обслуживающего данное предприятие, открытый в расчетно-кассовом центре Центрального банка Российской Федерации, а также дату зачисления указанных средств на счета получателей бюджетных средств в коммерческих банках. В случае несвоевременного зачисления средств укажите причины.
При необходимости следует указать длительность межбанковского оборота, указать случаи длительного прохождения платежного документа (через несколько отделений банков, и банков).
При проверке следует указать на какой счет (бюджетный, расчетный, текущий или иной) поступают средства, с какого счета осуществляется их расходование.
2. Имеются ли факты несвоевременной выдачи средств на заработную плату при наличии средств на счете предприятия, организации. При наличии таких фактов укажите причины.
3. Направление предприятиями, организациями, учреждениями средств, выделенных из федерального бюджета, на депозитные счета в коммерческих банках или на другие цели, не предусмотренные сметой расходов.
4. На факты безакцептного списания с текущих счетов средств на другие цели, указать конкретно на какие.
5. Полноту и целевое финансирование расходов в разрезе статей бюджетной классификации, указанных в платежных поручениях. Целевое использование бюджетных средств предприятиями и организациями проверяется на основании ежедневных выписок с приложениями к ним по текущему счету в банке. Соответствуют ли произведенные расходы договорам, предусмотренным сметой расходов.
Укажите, составляются ли в проверяемых организациях и учреждениях сметы расходов.
6. При проверке целевого использования ассигнований, выделенных на капитальные вложения, следует обратить внимание на следующее.
Открытие финансирования государственных капитальных вложений должно осуществляться с учетом произведенных затрат, но не более плановых, с учетом выделенных Министерством финансов Российской Федерации средств бюджета на основании титульных списков вновь начинаемых строек на весь период строительства, внутрипостроечных титульных списков и договоров подряда.
Как оплачиваются расходы по финансированию капитальных вложений (исходя из фактических расходов или авансовых платежей).
Перечень важнейших строек и объектов, принятых к финансированию, а также сумма бюджетного финансирования по стройкам и объектам, не включенным в указанный перечень раздельно по производственному и непроизводственному строительству, должны быть приведены в приложении к платежному поручению на перечисление средств бюджета.
При проверке следует руководствоваться письмами Министерства финансов Российской Федерации от 4 апреля 1994 г. N 44 "О временном положении о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации" и от 9 июня 1993 г. N 07-01-13 "О порядке финансирования государственных централизованных капитальных вложений в 1993 году".
7. Финансирование, учет и отчетность расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также расходов, связанных с выплатами льгот и компенсаций гражданам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 г. N 2228 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4996-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 253 "О порядке представления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий", по практическим мероприятиям, предусмотренным Единой государственной программой по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы на 1992 - 1995 годы и на период до 2000 года, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 5437-1 от 14 июня 1993 г.; программой "Дети Чернобыля"; программами по Алтайскому краю, Горному Алтаю, Оренбургской области и Уралу (Челябинская и Курганская области), производится в порядке и на условиях, установленных письмами Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 120/05-01 и от 20 апреля 1994 г. N 51, а также письмами Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 1993 г. N 81 и от 29 марта 1994 г. N 36 и письмом Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 25 апреля 1994 г. N 51/89.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Номер указанного выше Закона РФ от 20 мая 1993 г. следует читать "N 4995-I"
Программы должны быть утверждены местной администрацией и согласованы с местным комитетом Госкомчернобыля России. При выделении ассигнований через министерства и ведомства программа утверждается местным управлением данного министерства, ведомства по согласованию с вышестоящей организацией, местным комитетом Госкомчернобыля России и местной администрацией.
Для финансирования этих мероприятий территориями открыты счета по расходам федерального бюджета 120.
Расходы, осуществляемые финансовыми органами (в том числе за счет средств местных бюджетов с последующим их возмещением из федерального бюджета), а также министерствами и ведомствами Российской Федерации, для которых перечисляются средства платежными поручениями из федерального бюджета, во всех случаях документальная проверка кассовых и фактических расходов производится у источника возмещения этих расходов (на предприятии, учреждении, организации) с сопоставлением этих расходов с данными в отчете формы N 2 ЧАЭС, составляемой предприятиями, организациями, учреждениями об использовании средств по видам расходов на реализацию программ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и представляемой органам, осуществляющим финансирование этих программ.
8. При проверках целевого использования средств федерального бюджета в организациях, учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, руководствоваться Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. N 122.
III. Штрафные санкции
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе", а также п. п. 12, 13, 14, 15 Положения о федеральном казначействе органы федерального казначейства применяют следующие экономические санкции.
1. В случаях нарушения банками сроков прохождения платежных поручений на перечисление платежей в бюджет, а также несвоевременного зачисления средств, выделенных из федерального бюджета, на счета получателей средств налагается штраф в размере действующей в период нарушения в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившим нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании по выданным кредитам, увеличенной на 10 пунктов.
Количество дней просрочки исчисляется начиная со следующего дня после установленного срока зачисления по день фактического зачисления включительно.
При определении суммы штрафных санкций в расчет принимается средняя на момент допущенного нарушения в банке процентная ставка при краткосрочном кредитовании, увеличенная на 10 пунктов, в расчете на каждый день просрочки.
Пример:
Количество дней просрочки исполнения
платежного поручения по вине банка 5 дней
Сумма просроченных платежей
(несвоевременно зачисленных средств) 500 тыс. рублей
Средняя ставка при краткосрочном
кредитовании, действовавшая в данном банке,
в период нарушения 140 %
Учетная ставка Центрального банка Российской
Федерации в период нарушения 130 %
Расчет размера штрафных санкций за 140 + 10
каждый день просрочки ---------- = 0,417 %
360
Сумма штрафных санкций 500 х 5 х 0,417
----------------- = 10,4 т.р.
100
2. В случае использования средств, выделенных из федерального бюджета не по целевому назначению, территориальными органами федерального казначейства выдаются обязательные для исполнения предписания на взыскание с предприятий, учреждений и организаций сумм нецелевого использования в бесспорном порядке, а также налагается штраф в размере действующей в период совершения нарушения учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета см. письмо Минфина РФ от 4 октября 1995 г. N З-Е1-5
Пример:
Сумма нецелевого использования
средств бюджета 500 тыс. рублей
Количество дней нецелевого
использования бюджетных средств 50 дней
Учетная ставка Центрального банка Российской
Федерации на момент совершения нарушения 130 %
Расчет размера штрафных санкций за 130
каждый день просрочки ----- = 0,36 %
360
Сумма штрафных санкций 500 х 50 х 0,36
----------------- = 90 т.р.
100
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" взыскание пени не освобождает банк или кредитное учреждение от других видов ответственности.
В случае, если предприятия, учреждения и прочие организации размещают бюджетные средства на депозитных счетах в коммерческих банках с целью получения доходов, то в соответствии с письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N ВЗ-6-16/82 и N 03-01-07 вся сумма получаемых доходов в виде процентов за временное использование средств целевого финансирования должна зачисляться в доход соответствующего бюджета, осуществляющего финансирование этих организаций, на раздел 12 параграф 40 "Прочие поступления" Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации.
В случае временного отвлечения бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетными назначениями, на организации, учреждения налагается только штраф исходя из суммы и количества дней отвлечения.
IV. Оформление результатов проверки
По результатам проведенных проверок и выявленных нарушений органы федерального казначейства составляют Акт проверки (Приложение N 2.1, N 2.2), согласовывают его с банком и направляют вышестоящему органу федерального казначейства. На основании актов проверки территориальных органов федерального казначейства управлениями федерального казначейства направляется соответствующей государственной налоговой инспекции представление на взыскание сумм нецелевого использования в доход федерального бюджета, а также штрафа за несвоевременное исполнение банками платежных поручений на перечисление платежей в бюджет и несвоевременное перечисление средств бюджета на счета получателей и нецелевое их использование с указанием суммы штрафа, подлежащей в полном объеме зачислению в федеральный бюджет. Копии указанного представления направляются организации, в которой произведена проверка. Форма представления прилагается (Приложение N 3).
Территориальные управления федерального казначейства не позднее 1 числа каждого месяца представляют Главному управлению федерального казначейства информацию о произведенных за месяц проверках.
В части проверки своевременности зачисления средств в федеральный бюджет необходимо указать:
- количество проверенных банков, включая филиалы;
- количество случаев выявленных нарушений;
- сумму платежей, зачисленных в доход федерального бюджета с нарушением сроков;
- сумму предъявленных к взысканию штрафов;
- сумму штрафов, поступивших в доход федерального бюджета.
Кроме того, следует отразить причины задержки поступления платежей в бюджет; выделить банки, систематически нарушающие расчетно-платежную дисциплину; обратить особое внимание на своевременность перечисления средств, списанных со счетов налогоплательщика, на счета федерального бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
В части проверки своевременности зачисления средств на счета получателей, а также целевого их использования необходимо указать:
- общее число проверенных организаций и банков, включая филиалы;
- количество случаев выявленных нарушений (количество организаций, в которых обнаружены нарушения);
- размер бюджетных ассигнований, несвоевременно зачисленных на счета их получателей, с указанием количества дней просрочки, сумму нецелевого использования средств;
- сумму предъявленных к взысканию штрафов с выделением сумм, подлежащих восстановлению.
Также по результатам проверок органами федерального казначейства в случаях несвоевременного зачисления средств бюджета на счета получателей вносятся в Центральный банк Российской Федерации представления о лишении соответствующих банков лицензий на совершение банковских операций, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства или их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием средств республиканского бюджета, приостанавливаются операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения).
Начальник Главного управления |
А.В.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания органам федерального казначейства по проверкам своевременности исполнения банками платежных поручений налогоплательщиков на перечисление средств в федеральный бюджет, а также своевременности перечисления средств федерального бюджета на счета получателей и их целевого использования (утв. Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ 11 января 1995 г. N 3-А2-1)
Текст методических указаний размещен на сервере Федерального Компьютерного Центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР в Internet (www.db.ftcenter.ru)
Письмом Минфина РФ от 30 июля 2001 г. N 03-01-01/15-270 настоящие Методические указания отменены