Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
ОК 028-99 (ОКОПФ)
Russian classification of organisational and legal forms
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)
1/99, 2/2001, 3/2007, 4/2007, 5/2011, 6/2012
Дата введения 1 января 2000 г.
В соответствии с приказом Росстандарта от 16 октября 2012 г. N 505-ст с 1 января 2013 г. взамен настоящего классификатора вводится Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
См. также Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) в увязке с кодами КОПФ, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97
Изменением 6/2012 во Введение внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.
Введение
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно-правовых форм (далее - КОПФ), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.
ОКОПФ предназначен для:
- формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;
- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
- анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, указанными в приложении А.
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и т.д.).
К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества.
К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
С учетом изложенного в ОКОПФ выделены следующие основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица; индивидуальные предприниматели и определен состав относящихся к ним позиций.
В классификаторе принята следующая форма записи позиций:
Код | Наименование | Алгоритм сбора |
Каждая позиция в классификаторе содержит:
- двухразрядный цифровой код;
- наименование организационно-правовой формы;
- алгоритм сбора.
В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КОПФ, отменяемого после введения в действие настоящего классификатора, в ОКОПФ сохранены кодовые обозначения организационно-правовых форм, ранее использованные в КОПФ.
Для раскрытия содержания понятий отдельных организационно-правовых форм (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную организационно-правовую форму.
Пример построения позиции ОКОПФ:
60 Акционерные общества 47 + 67,
где 60 - код акционерных обществ (акционерные общества - наименование организационно-правовой формы);
47 + 67 - алгоритм сбора акционерных обществ, состоящих из открытых акционерных обществ (код 47) и закрытых акционерных обществ (код 67).
В ОКОПФ введена позиция "иные неюридические лица", не установленная законодательством, но необходимая для обработки статистической информации.
К позициям ОКОПФ в приложении А даны соответствующие пояснения.
Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в алфавитном порядке в приложении Б и в порядке возрастания кодов в приложении В.
Разработка изменений к ОКОПФ и его ведение осуществляются в соответствии с Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".
Изменением 6/2012 в раздел "Организационно-правовые формы" внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 .
Организационно-правовые формы
Код | Наименование | Алгоритм сбора |
39 Юридические лица, являющиеся коммерческими 40 + 48 + 52
организациями + 53 + 61
48 Хозяйственные товарищества и общества 51 + 60 + 64
+ 65 + 66
51 Полные товарищества
64 Товарищества на вере
65 Общества с ограниченной ответственностью
66 Общества с дополнительной ответственностью
60 Акционерные общества 47 + 67
47 Открытые акционерные общества
67 Закрытые акционерные общества
52 Производственные кооперативы
53 Крестьянские (фермерские)хозяйства
Пояснение: сохраняют статус юридического лица на период до 1 января 2013 г.
Согласно ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, однако в соответствии со статьей 259 Кодекса членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Кроме того, в соответствии со статьей 23 ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство может осуществлять деятельность путем регистрации его главы как предпринимателя
40 Унитарные предприятия 41 + 42
42 Унитарные предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения
41 Унитарные предприятия, основанные на праве
оперативного управления
61 Хозяйственные партнерства
70 Юридические лица, являющиеся 76 + 77 +
некоммерческими организациями + 78 + 80 +
+ 81 + 82 +
+ 83 + 84 +
+ 85 + 86 +
+ 88 + 89 +
+ 93 + 94 +
+ 96 + 97
71 Частные учреждения
72 Бюджетные учреждения
73 Автономные учреждения
85 Потребительские кооперативы
83 Общественные и религиозные организации (объединения)
84 Общественные движения
86 Государственные компании
88 Фонды
81 Учреждения 71 + 72 + 73 + 74
78 Органы общественной самодеятельности
96 Некоммерческие партнерства
97 Автономные некоммерческие организации
93 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
77 Объединения крестьянских (фермерских) хозяйств
80 Территориальные общественные самоуправления
94 Товарищества собственников жилья
76 Садоводческие, огороднические или дачные
некоммерческие товарищества
82 Государственные корпорации
89 Прочие некоммерческие организации
74 Казенные учреждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-99 (ОКОПФ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)
Текст классификатора приводится по официальному изданию (ИПК Издательство стандартов, 1999 г.)
Дата введения 1 января 2000 г.
Текст классификатора приводится с учетом поправок, опубликованных в ИУС "Государственные стандарты", 2004 г., N 8
Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97
Разработан Управлением статистического планирования Госкомстата России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
Представлен Государственным комитетом Российской Федерации по статистике
Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России
В соответствии с приказом Росстандарта от 16 октября 2012 г. N 505-ст с 1 января 2013 г. взамен настоящего классификатора вводится Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение 6/2012
Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.
Изменение 5/2011
Изменения вступают в силу с 3 января 2012 г.
Изменение 4/2007
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2008 г. с правом досрочного применения
Изменение 3/2007
Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г. с правом досрочного применения
Изменение N 2/2001
Изменение N 1/99