Решение Верховного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N ГКПИ99-668
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по жалобе М.В.Л., Г.В.К., Х.Е.Н., З.Т.В. и других, а также института "Экоюрис", Всероссийского общества охраны природы, Социально-экологического союза и других организаций о признании недействительным распоряжения Правительства РФ N 1131-р от 15 июля 1999 г. об утверждении "Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экологической зоны Российской Федерации в районах дальнего Востока" (далее Временный порядок), установила:
заявители обратились в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение Правительства РФ принято с нарушением требований ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
В жалобах указывают на то, что в результате несоблюдения установленного законом порядка принятия названного правового акта (без предварительного проведе ния государственной экологической экспертизы) были нарушены гарантии экологической безопасности общества и окружающей среды в случае его реализации.
Полагают, что Временный порядок, разрешающий отведение в море сточных вод, содержащих технологические продукты нормальной эксплуатации буровых установок, в том числе отработанных буровых растворов на водной основе, сброс в море выбуренного грунта в смеси с морской водой, содержащего нефть, нарушает также и требования ст. 144 Водного кодекса РФ.
Разрешение сброса сточных вод и буровых отходов по сути в местах концентрации основных запасов морепродуктов РФ и в местах обитания редких видов животных и растений создает реальную угрозу нанесения непоправимого экологического и экономического ущерба государству и его населению.
В судебном заседании заявители и их представители жалобы поддержали.
Представитель Правительства РФ К.Ю.Б. с жалобами не согласился и просил об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение не требует проведения экологической экспертизы, поскольку им утверждены фактически ранее действовавшие нормы сброса в море выбуренного грунта и других технологических продуктов бурения.
Проект распоряжения согласован со всеми заинтересованными ведомствами и в результате его реализации какого-либо вредного воздействия на окружающую природную среду оказано не будет.
Выслушав объяснения заявителей М.В.Л., З.Т.В., Х.С.Н., а также их представителей Я.О.А., Б.И.П., П.В.Ф., подержавших жалобы, возражения на них со стороны представителя Правительства РФ К.Ю.Б., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей жалобы удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
Как установлено судом, распоряжением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 1131-р был утвержден Временный порядок производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока, которым установлены правила отведения (удаления) в море сточных вод и технологических продуктов бурения, образующихся при бурении разведочных скважин, в том числе в смеси с морской водой, в соответствии с временно согласованными нормами сброса и содержания нефти в выбуренном грунте.
По утверждению заявителей и их представителей по проекту данного распоряжения Правительства РФ об утверждении Временного порядка государственная экологическая экспертиза не проводилась, хотя проведение такой экспертизы является обязательным, поскольку его реализация может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
Данное утверждение заявителей материалами дела не опровергнуто. Не представлено каких-либо доказательств в их опровержение и представителем Правительства РФ. Более того, в судебном заседании он не оспаривал того обстоятельства, что экологическая экспертиза проекта распоряжения не проводилась.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Правительства РФ об утверждении Временного порядка, как принятое с нарушением требований закона, не может быть признано правомерным.
Довод представителя Правительства РФ К.Ю.Б. о том, что утвержденный распоряжением Правительства РФ Временный порядок фактически исходит из норм и правил охраны морской среды в рамках действующего законодательства, распространяет на внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону РФ правила нормирования, ранее применяемые к этим объектам, вводит дополнительные запретительные и ограничительные нормы по предотвращению загрязнения морской среды и имеет целью обеспечить отсутствие негативного воздействия на окружающую природную среду не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со ст. 11 названного выше Закона по всем перечисленным обстоятельствам и должно быть соответствующее заключение государственной экологической экспертизы, которое не может быть заменено различного рода согласованиями с заинтересованными в этом вопросе ведомствами.
То обстоятельство, что проект указанного распоряжения Правительства РФ являлся объектом государственной экологической экспертизы по существу следует и их содержания представленного письменного отзыва Министерства природных ресурсов РФ от 17 сентября 1999 г. на поступившие в суд жалобы.
Ссылка представителя Правительства РФ при этом на то, что утвержденный Временный порядок не освобождает предприятия и организации от проведения экологической экспертизы ТЭОР и конкретных проектов буровых работ, а поэтому он не может отрицательно сказаться на состоянии морской среды, не может быть признана убедительной, поскольку указанные обстоятельства в силу ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не являлись основанием к освобождению проведения государственной экологической экспертизы самого проекта распоряжения и именно эта экспертиза, а не представитель Правительства РФ, должна ответить на вопрос об отсутствии отрицательного воздействия на окружающую среду в случае его последующей реализации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решила:
жалобы заявителей удовлетворить.
Распоряжение Правительства РФ N 1131-р от 15 июля 1999 г. об утверждении "Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока" признать незаконным (недействительным) и не подлежащим применению со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 сентября 1999 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., N 10, стр. 10 (в извлечении)