Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2001 г. N ВКПИ 01-18
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N КАС01-198 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации - генерал-майора юстиции Хомчика В.В.
при секретаре - капитане юстиции Третьякове С.В.,
с участием военного прокурора Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Морозова Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе гражданина Корсака Юрия Вадимовича о признании незаконным Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 года N 434 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2000 N 826) - Перечня районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха, установила:
Заявитель Корсак обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый им нормативный акт противоречит закону и нарушает его права, поскольку на его основании военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в г.Мирный Плесецкого района Архангельской области - районе, приравненном к Крайнему Северу, продолжительность очередного отпуска увеличивается только на 10 суток.
Заявитель полагает, что в соответствии п.5 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы, время увеличения продолжительности очередного отпуска военнослужащих в г.Мирный должно суммироваться: 10 суток за службу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, и 5 суток за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями.
По мнению заявителя, Правительство Российской Федерации вправе определять лишь перечень районов Крайнего Севера, местностей, приравненных к ним, и местностей с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, а не нормы увеличения продолжительности очередного отпуска военнослужащих, что было сделано в обжалуемом Постановлении Правительства РФ.
Кроме того, заявитель указывает на то обстоятельство, что оспариваемый нормативный акт противоречит Положению о порядке прохождения военной службы, поскольку устанавливает для военнослужащих, проходящих военную службу в г.Мирный, размер указанного увеличения за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями не на 5, а на 10 суток.
Заявитель просит также обязать Министерство обороны РФ производить суммирование дополнительных отпусков в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Заявитель Корсак Ю.В. в судебном заседании свои требования поддержал.
Представители Правительства Российской Федерации полковник Кройтор И.М. и подполковник юстиции Марков Е.Л. с жалобой заявителя не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 434 от 5 июня 2000 года издано в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и не противоречит Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года.
Заслушав доводы заявителя Корсака Ю.В., выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Кройтора И.М., Маркова Е.Л., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Морозова Ю.Ю., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении жалобы Корсака Ю.В., Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Корсака Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных или за пределами территории Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации. Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.11 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 31.12.1999 N 229-ФЗ) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы.
Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (п.п."б", п.4, ст.29), устанавливает, что продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) в соответствии с нормами:
в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями - на 15 суток;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - на 10 суток;
в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных - на 5 суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 года N 434 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 октября 2000 года N 876) утвержден Перечень районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха (Приложение N 2).
Указанный Перечень состоит из трех разделов, в которые включены районы и местности с неблагоприятными климатическими условиями, продолжительность ежегодного основного отпуска военнослужащих в которых увеличивается соответственно на 15, 10 и 5 суток.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к этим районам, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 года).
Сравнение Перечня местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (Постановление СМ СССР N 1029 от 10 ноября 1967 года) и Перечня районов с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска на 10 суток (Постановление Правительства РФ N 434 от 5 июня 2000 года) позволяет прийти к выводу, что они полностью совпадают.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемый им нормативный акт не определяет норм увеличения продолжительности очередного отпуска военнослужащих, а лишь соотносит конкретные районы и местности с неблагоприятными климатическими условиями с нормами увеличения, установленными Положением о порядке прохождения военной службы.
Как правильно указывает заявитель, ссылаясь на п.5 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы, в случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска - 60 суток.
Основания увеличения продолжительности основного отпуска поименованы в подпунктах а), б) и в) пункта 4 статьи 29 Положения.
При этом в соответствии с действующим законодательством и районы Крайнего Севера, и приравненные к ним местности являются местностями с неблагоприятными климатическими условиями.
Таким образом, прохождение службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями:
в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
в других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, является одним основанием рассматриваемого увеличения, а не несколькими, как указывает заявитель.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия приходит к выводу о том, что Правительство Российской Федерации, утверждая Перечень районов и местностей с неблагоприятными климатическими условиями, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Иные требования заявителя (п.п.З и 4 жалобы) также не подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Корсаку Юрию Вадимовичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 года N 434 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.10.2000 N 826) - Перечня районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Хомчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2001 г. N ВКПИ 01-18
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N КАС01-198 настоящее решение оставлено без изменения