Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2001 г. N ГКПИ01-62
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N КАС01-207 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Редченко Ю.Д.
Верховного Суда Российской Федерации
при секретаре Бирюковой Е.Ю.
с участием прокурора Белан М.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Высотиной Светланы Михайловны - представителя детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш" о признании незаконным пункта 10 "Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 19-01-122-97, установил:
Высотина С.М. в качестве представителя общественного объединения - детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш", действующей на территории Свердловской области, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт названных Правил (далее Правила) противоречит Федеральному закону "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. и ограничивает предусмотренные ч.1 ст.30 Конституции Российской Федерации права граждан на объединение.
Полагает, что п.10 Правил позволяет Министерству юстиции Российской Федерации без законных оснований вмешиваться в деятельность общественных объединений путем вызова учредителей и других заинтересованных лиц для дачи объяснений, чем, в нарушение ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, ограничиваются их права.
Не соответствуют положения п.10 Правил и нормам международного права (ст.11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый пункт Правил допускает дискриминацию по признаку организационно-правовой формы организации.
В судебном заседании представитель общественного объединения Высотина С.М. жалобу поддержала, но при этом уточнила заявленное требование и просила признать незаконными только абзац 1 п.10 Правил в части слов: "в необходимых случаях вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов", абзац 2 этого же пункта Правил в части слов: "и иных дополнительных материалов" и абзац 3 п.10 Правил в полном объеме по основаниям их несоответствия законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Фокина Г.А., Михалевич В.И. и Смирнова Е.В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя общественного объединения, представителей Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.9 "Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954, Министерство юстиции Российской Федерации вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Аналогичными полномочиями обладало Министерство юстиции и по ранее действовавшему Положению.
Согласно ст.21 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации.
Государственная регистрация региональных общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, в соответствии с возложенными на Министерство юстиции Российской Федерации обязанностями по регистрации общественных объединений приказом Министра юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. были утверждены "Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", согласно абзацам 1, 2 и 3 п.10 которых Министерство юстиции Российской Федерации при осуществлении регистрации общественных объединений в необходимых случаях вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, которая предполагает получение для ознакомления у обратившегося общественного объединения подлинных экземпляров учредительных документов и иных дополнительных материалов, а также получение справок и объяснений от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения.
По утверждению представителей Министерства юстиции Российской Федерации, государственная регистрация общественного объединения влечет за собой получение им прав юридического лица и соответствующего статуса. Федеральный закон "Об общественных объединениях" (ст.23) предусматривает возможность отказа в регистрации общественного объединения в случае, если органом, регистрирующим общественное объединение, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация.
Следовательно, данным Законом на регистрирующие органы возлагается обязанность, а значит, и предоставляется право на осуществление проверки достоверности информации, содержащейся в представленных документах. Оспариваемый пункт Правил, устанавливающий процедуру проверки достоверности учредительных документов, не содержит положений, нарушающих право граждан на объединение, а лишь способствует объективному подтверждению обстоятельств фактического создания общественного объединения, наличия у него региональных структур, других сведений, предусмотренных законом, необходимых для регистрации общественного объединения. Практика показывает, что в результате проводимых проверок документов, представленных на регистрацию, органами юстиции вскрываются многочисленные случаи фальсификации учредительных документов, что является основанием к отказу в регистрации общественных объединений.
Эти утверждения представителей Министерства юстиции Российской Федерации материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителем заявителя. Кроме того, представителем заявителя не приведено и каких-либо убедительных обоснований о том, в чем конкретно заключается противоречие содержащихся в оспариваемом пункте Правил положений требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормам международного права.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых абзацев 1, 2 и 3 п.10 Правил в указанной выше части незаконными не имеется.
Довод заявителя о том, что положения п.10 Правил противоречат ст.55 Конституции Российской Федерации и ст.11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, как ограничивающие права граждан на объединение, не может быть признан обоснованным, поскольку данные Правила вопросы создания общественных объединений не регулируют, о лишь устанавливают процедуру проверки достоверности представленных документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения в качестве юридического лица.
Положения ст.55 Конституции Российской Федерации и 11 Европейской конвенции содержат требования, согласно которым права и свободы человека и гражданина (в том числе и право на объединение) могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, государственной безопасности и защиты прав и свобод других лиц.
Такого рода ограничения установлены п.5 ст.13 Конституции Российской Федерации, ст.16 Федерального закона "Об общественных объединениях", а также ст.23 этого же Закона в части, касающейся регистрации общественных объединений в качестве юридических лиц, чем фактически и обусловлены положения п.10 оспариваемых Правил.
Не может быть принято во внимание и утверждение заявителя о том, что оспариваемый пункт Правил нарушает свободу деятельности общественных объединений, поскольку названные Правила вопросы их деятельности, как и вопросы их создания, также не регулируют, а поэтому ссылка на нарушение ими требований ч.1 ст.30 Конституции Российской Федерации является необоснованной.
Не может суд согласиться и с доводом заявителя в той части, что п.10 Правил допускает дискриминацию по признаку организационно-правовой формы организации, так как он ничем не подтвержден и опровергается самим содержанием этого пункта Правил, в котором каких-либо дискриминационных положений не имеется.
Другие доводы, на которые представитель заявителя ссылалась в суде, также не могут служит основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу представителя заявителя Высотиной Светланы Михайловны о признании незаконным п.10 (абзацев 1, 2 и 3) "Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Министра юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 19-01-122-97, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий - |
Ю.Д.Редченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2001 г. N ГКПИ01-62
Текст документа опубликован в журнале "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации", 2001 г., N 5, стр. 44
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N КАС01-207 настоящее решение оставлено без изменения