См. справку о нормативах платы за негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации. Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ03-49 пункт 2 вышеназванного постановления признан недействующим
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I утратил силу. См. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
См. комментарий к настоящему письму
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими от налоговых органов запросами о порядке исчисления и уплаты платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, сообщает следующее.
1. О порядке зачисления платежей и их распределении между бюджетами разного уровня
В соответствии со статьями 9 и 27 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду направляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, соответственно, 19 и 81 процентов доходов.
В целях обеспечения распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными данным Законом, указанные платежи, подлежат зачислению в полной сумме на счета органов федерального казначейства для осуществления ими распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами закрытых административно-территориальных образований.
Следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Минфина России от 29.12.2000 N 3-01-08/524 с 1 января 2001 года суммы по перерасчету платы за фактически произведенные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия за 2000 год, перечисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации в пропорциях, установленных статьями 9 и 27 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
Кроме того, письмом Минфина России и МНС России от 09.02.2001 NN 3-01-01/01-59/ФС-6-09/122 разъясняется, что по регулирующим доходам от уплаты налогов в счет погашения недоимки и по доначисленным суммам налогов по результатам документальных проверок и перерасчетам за прошедшие периоды применяются нормативы отчислений доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
Это положение распространяется и на платежи за загрязнение природной среды, т.к. последние предусмотрены в перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (код бюджетной классификации 1050600 "плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов"), утвержденным приказом Минфина России от 29.12.2000 г. N 420.
2. О контроле налоговых органов за поступлением платежей
Согласно статье 6 Закона Российской Федераций от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статьи 12-15 Налогового кодекса Российской Федерации вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 Кодекса продолжают взиматься налоги, сборы и другие платежи, установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 19 вышеназванного Закона платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду являются в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" одним из видов платежей за пользование природными ресурсами.
В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам.
Таким образом, контроль за поступлением указанных платежей, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах .
3. О взаимодействии налоговых органов с территориальными органами МПР России
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 г. N 726, МПР России утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, определяет лимиты размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду, организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие вредные физические воздействия на нее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
Таким образом, при проведении налоговыми органами проверок правильности исчисления и своевременности внесения платы за загрязнение окружающей природной среды следует обеспечить взаимодействие с территориальными органами МПР России.
Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации рекомендуется заключать с территориальными органами МПР России соглашения о взаимодействии, в которых следует предусматривать конкретные формы контроля за поступлением указанных платежей в бюджеты разного уровня.
В соглашениях, в частности, может быть определен порядок и сроки предварительного согласования организациями размеров платы с территориальными органами МПР России (как одной из форм контроля, осуществляемого этими органами за полнотой и обоснованностью физических показателей, отражаемых в расчетах по плате, представляемых налогоплательщиками в соответствующие территориальные налоговые органы).
4. О неправомерности предоставления льгот по платежам органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации
В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92. N 632, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов МПР России осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей, а также по согласованию с территориальными органами МПР России и Госсанэпиднадзора России могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной или культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняются вопросы, связанные с порядком зачисления платежей и их распределении между бюджетами различного уровня, контролем налоговых органов за поступлением платежей, порядком внесения платежей при аренде оборудования, являющегося источником загрязнения природной среды и др.
В частности, установление исполнительными органами субъектов РФ льгот по уплате платежей за пользование природными ресурсами, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ, неправомерно.
Письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833 "О платежах за загрязнение окружающей природной среды"
Текст письма опубликован в газете "Налоги", ноябрь 2001 г., N 44, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 29 ноября 2001 г., N 23, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 2001 г., N 12, в журнале "Официальные документы и разъяснения", декабрь 2001 г., N 24, в журнале "Налоговые известия Московского региона", 2002 г., N 1, в журнале "Налоговый вестник", 2002 г., N 5