Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Концепция cоздания общегородской системы центров развития предпринимательства в г.Москве

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 декабря 2001 г. N 1141-ПП

 

Концепция
cоздания общегородской системы центров развития предпринимательства в г.Москве

 

Москва, 2001

 

Настоящая концепция разработана в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 годы (проекты 3.2.1, 3.2.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.7, 3.1.8*) и определяет основные положения развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в городе и его административных округах.

 

1. Общие положения

 

1.1. Состояние малого предпринимательства в Москве характеризуется следующими показателями. В городе устойчиво работают около 203 тыс. малых предприятий, на которых занято около 2 млн. человек. По количеству малых предприятий на 1000 жителей (23,8) Москва приближается к оптимальным показателям, характерным для крупных мегаполисов (25). Эти данные приведены без учета предприятий, которые по формальным признакам в силу действующего законодательства не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, хотя по сути своей таковыми являются.

1.2. В процессе формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, продолжающемся на системной основе уже 11 лет, Правительство Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и другие органы управления планомерно и последовательно создавали структуры, обеспечивающие удовлетворение широкого круга потребностей предпринимателей. Совокупно малые предприятия города ежегодно получают от организаций инфраструктуры более 100 тысяч квалифицированных консультаций по различным аспектам ведения бизнеса. Количество обращений к ресурсам системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы превышает 6 миллионов в год. Проделанная работа во многом способствовала занятию Москвой позиции лидера в области развития малого бизнеса и обеспечении его вклада в решение социально-политических и экономических проблем города и его жителей. Накопленный при этом опыт широко используется во многих регионах России.

1.3. Анализ современных потребностей малых предприятий Москвы, изучение передовых зарубежных тенденций в построении систем поддержки малого предпринимательства, создание новой информационной среды на базе Интернет определили возможность выстраивания системы поддержки малого предпринимательства Москвы более эффективным образом.

1.4. Основными направлениями деятельности системы поддержки по обеспечению наращивания вклада малого бизнеса в решение социально-экономических задач развития города, его административных округов и районов должны стать:

- формирование условий, способствующих улучшению экономических показателей хозяйственной деятельности существующих малых предприятий;

- определение секторов рынка, форм и способов ведения бизнеса, обеспечивающих эффективное функционирование вновь создаваемых малых предприятий;

- достижение более рационального распределения малых предприятий по территории города, в том числе его спальных районов;

- увеличение вклада малых предприятий в позитивные социальные процессы в Московском мегаполисе (повышение занятости, сокращение маятниковой миграции, вовлечение в малый бизнес социально незащищенных групп населения и пр.).

1.5. К настоящему времени большая часть специализированных городских и окружных организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства (табл. 1.1), прошла в своем развитии стадии формирования и развертывания полномасштабной деятельности по соответствующим направлениям поддержки. В этой связи возникает необходимость переноса центра тяжести осуществляемых мер поддержки с городского уровня на окружной и районный, сохранив за структурами общегородского уровня главным образом решение стратегических задач развития малых форм хозяйствования, а также разработку и реализацию программ и проектов поддержки общегородского значения.

1.6. Основными факторами, ограничивающими дальнейшее наращивание эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на окружном уровне, являются, с одной стороны, необходимость расширения спектра консультационных услуг, оказываемых не только начинающим, но и развивающимся малым предприятиям, с другой стороны, недостаточно интегрированный характер деятельности существующих структур.

1.7. Для решения указанных проблем представляется целесообразным переход от реализованных ныне принципов линейной организации поддержки на качественно новый уровень интегрально-блочного построения комплексной поддержки малого предпринимательства (приложение 1), основанной на следующих принципах.

а) Интегрированность, т.е., объединение возможностей существующих и вновь создаваемых структур поддержки для реализации комплексного подхода к решению проблем, стоящих перед малыми предприятиями.

б) Информатизация, т.е. организация деятельности самих структур поддержки на основе современных методов и средств телекоммуникации, в первую очередь сети Интернет.

в) Интерактивность, т.е. функционирование в режиме непрерывного диалога с предпринимателями и органами управления, а также мониторинга состояния малого бизнеса, обеспечивающих постоянную информационную, функциональную и структурную адаптацию инфраструктуры поддержки к потребностям предприятий.

1.8. Интегрально-блочная технология комплексной поддержки малого предпринимательства уже в значительной степени реализована в деятельности Московского центра развития предпринимательства (МЦРП), где под одной крышей располагаются практически все общегородские структуры поддержки малого предпринимательства. Любой предприниматель, обращающийся в Центр, прежде всего проходит собеседование с опытным консультантом в объединенной приемной для определения круга проблем, стоящих перед его предприятием. Очень часто сам предприниматель не способен правильно определить "слабые точки" развития своего бизнеса, а также потребность в профессиональной помощи консультантов. Определяя свою проблему как потребность в дополнительных финансовых ресурсах, с помощью консультанта он выясняет, что, на самом деле, ему требуется либо оборудование в лизинг, либо налаживание финансового менеджмента, либо нахождение дополнительных каналов сбыта, либо сочетание целого комплекса мер. Практика работы МЦРП показала, что подавляющее большинство предпринимателей, обращающиеся в центр, посещают 2-4 организации и, таким образом, решают сразу целый комплекс вопросов, связанных с развитием своего бизнеса. Так, ООО "Адрем лтд", занимающееся пошивом и реализацией мужской одежды, получило помощь от Московского агентства по развитию предпринимательства (МАРП) в разработке бизнес-планов под расширение производства. Московский фонд поддержки малого предпринимательства (МФПМП) предоставил данной фирме кредиты на покупку дополнительного оборудования и пополнение оборотных средств. Через Систему межрегиональных маркетинговых центров (Система ММЦ) были налажены каналы сбыта продукции фирмы в регионах РФ, а также найдены поставщики сырья. Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы (ОЭС) содействовал в предоставлении фирме помещения. В результате, компания за период с 1998 по 2001 гг. увеличила объем производства и сбыта в 10 раз, и на настоящий момент ее ежемесячный оборот достигает 20 млн. рублей. ООО "Экопродукт" получало консультации по бизнес планированию, финансовому менеджменту в МАРП, льготные кредиты в МФПМП, размещало информацию о своей продукции в информационной сети Системы ММЦ и НДП "Альянс Медиа", с помощью центра деловых контактов "Дельконт" участвовало в мероприятиях системы Партенариат и в различных отраслевых выставках. Этот комплекс мер позволил фирме увеличить объем производства и сбыта в 2 раза и создать 49 новых рабочих мест (из них 34 - в Москве и 15 - в регионах).

Кроме общей приемной в МЦРП функционируют общая серверная, локальная сеть, конференц-зал, столовая, хозяйственная служба, переговорные, библиотека. Общая инфраструктура центра позволяет каждой из организаций экономить как финансовые, так и людские ресурсы и сосредоточиться на реализации своих основных профессиональных функций.

Анализ функционирования аналогичных структур поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Германия, Голландия и др.) показывает, что объединение структур поддержки "под одной крышей" (one-stop shop) является одним из основных факторов высокого уровня координации и эффективности деятельности как отдельных элементов, так и системы в целом.

Внедрение указанной технологии в деятельность инфраструктурных подразделений всех уровней позволит:

- обеспечить необходимое количество специализированных информационно-консультационных услуг для малых предприятий города;

- создать условия для наращивания прибыли этих предприятий и их вклада в решение социально-экономических проблем города и его жителей;

- повысить эффективность использования средств, направляемых городом на поддержку и развитие малого предпринимательства;

- обеспечить органы управления всех уровней актуальной достоверной детализированной и обобщенной информацией, обеспечивающей выработку и принятие эффективных решений;

- наладить конструктивный диалог между предпринимателями и органами власти города.

1.9. Для реализации интегрально-блочной технологии на уровне округов необходимо создание системы Территориальных центров развития предпринимательства (ТЦРП), которые объединят все основные окружные структуры поддержки МП с целью обеспечения широкомасштабного и комплексного обслуживания предпринимателей округа, обеспечат горизонтальное и вертикальное информационно-аналитическое и организационное взаимодействие с органами власти и предпринимательскими организациями всех уровней.

В результате создания системы центров развития предпринимательства на базе уже существующих организаций (ТАРПы, Муниципальные фонды) и встраивания в них недостающих элементов инфраструктуры на уровне административных округов будет полностью сформирована вся городская инфраструктура поддержки МП. Фактически будет определено конечное число инфраструктурных подразделений всех уровней, необходимое для полноценной поддержки МП в городе. В дальнейшем с помощью интегрально-матричного метода в зависимости от потребностей времени функции существующих подразделений могут расширяться или сужаться, но это не приведет к созданию новых институциональных единиц системы.

1.10. Цели и задачи создания в г.Москве системы центров развития предпринимательства в полной мере соответствуют базовым положениям Закона г.Москвы от 26 февраля 1997 года N 5 "О Правительстве Москвы", Закона г.Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной управе в городе Москве" (в ред. Законов г.Москвы от 10.03.1999 N 7, от 01.12.1999 N 38, от 14.07.2000 N 23, от 21.02.2001 N 6, от 27.06.2001 N 27) и Распоряжения Мэра Москвы от 6 апреля 2001 г. N 316-РМ "О Положении об административном округе города Москвы и Примерной структуре префектуры административного округа города Москвы" (в редакции распоряжения Мэра Москвы от 3 июля 2001 г. N 609-РМ) в части:

- формирования экономических структур города и систем экономических и правовых регуляторов, обеспечивающих переход городских предприятий на рыночные отношения;

- координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней по разработке и реализации комплексных программ развития приоритетных направлений предпринимательской деятельности;

- содействия развитию малого предпринимательства, разработки дополнительных мер по стимулированию деятельности субъектов малого предпринимательства;

- обеспечения социальной защиты населения, труда и занятости, молодежной и семейной политики;

- взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления, общественными объединениями, действующими в сфере малого предпринимательства, научно-экспертными организациями, средствами массовой информации.

 

Таблица 1.1

 

Основные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы

 

Наименование организации

Год создания

Основные функции

Общегородские структуры

Московский фонд поддержки малого предпринимательства (МФПМП)

1990

Финансирование проектов и программ субъектов малого предпринимательства г.Москвы, развитие и координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Московская лизинговая компания (МЛК)

1993

Предоставление в лизинг оборудования, производственных линий, автотранспорта малым предприятиям города; лизинг "под ключ", оперативный лизинг.

Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП)

1994

Предоставление консультационных услуг по различным аспектам ведения бизнеса (включая юридическую защиту предпринимателей); внедрение дистанционных методов консультирования; ведение Реестра малых предприятий города.

Московский фонд подготов ки кадров (МФПК)

1994

Обучение населения основам предпринимательской деятельности, подготовка предпринимателей, развитие управления на предприятиях в приоритетных для города отраслях, повышение квалификации работников городских структур управления, связанных с поддержкой и развитием малого предпринимательства, подготовка и переподготовка финансистов-практиков, создание и развитие учебной инфраструктуры, организация семинаров, конференций и стажировок с целью обмена опытом и внедрения передовых методов обучения персонала и управления производством.

Московский центр деловой информации "Бинек"

1996

Технологическая поддержка информационного обеспечения организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса Москвы.

Издательский дом "Деловая пресса"

1996

Формирование благоприятного общественного мнения, информационная поддержка малого предпринимательства через печатные СМИ и специализированные издания.

Международный центр деловых контактов "Дельконт"

1996

Организация и проведение специализированных выставок, двух- и многосторонних бизнес-встреч российских и зарубежных предпринимателей, форумов системы "Партенариат", конференций, семинаров.

Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)

1997

Оказание помощи предприятиям в установлении прямых деловых контактов, выявление потребностей регионов и территорий в товарах и услугах, налаживание прямого товарообмена, содействие в продвижении товаров и услуг московских производителей на внешние рынки (включая страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья)

Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа"

1999

Формирование единой информационной системы поддержки бизнеса; развитие электронных форм ведения бизнеса на основе современных информационных технологий (включая интерактивные); объединение информационных ресурсов для предпринимательства; облегчение доступа малых и средних предприятий к информационным массивам, деловой информации.

Межрегиональный центр субконтрактации и партнерства

1998

Содействие установлению и развитию производственного сотрудничества малых, средних и крупных предприятий на местном, национальном и международном уровнях.

Московский центр малого предпринимательства и ремесел

1998

Поддержка ремесленной деятельности в Москве

Центральный дом предпринимателя

2000

Объединение предпринимателей города, продвижение предпринимательской инициативы, проведение мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение взаимодействия между бизнесом и властью, популяризация идей предпринимательства.

Учетный центр

2001

Минимизация затрат малых предприятий через организацию системы централизованного бухучета и аудита.

Технопарк "Зеленоград"

2000

Предоставление комплексных услуг создаваемым и развивающимся инновационным малым предприятиям, в т.ч. предоставление производственных и офисных помещений и оборудования, сервисная (в том числе патентно-юридическая и инвестиционная) поддержка.

Структуры административных округов

Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства (МуФПМП)

1998

Экспертиза и финансирование предпринимательских проектов

Территориальные агентства по развитию предпринимательства (ТАРП)

1996-1997

Предоставление консультационных услуг предпринимателям по общим и специализированным вопросам ведения бизнеса; ведение Реестра малых предприятий по административному округу.

Учетные центры

2001-2003

Минимизация затрат малых предприятий через организацию системы централизованного бухучета и аудита.

Бизнес-интернет-центры

2001-2003

Льготное обеспечение малых предприятий города возможностью доступа в глобальную компьютерную сеть Интернет для поиска потенциальных деловых партнеров, размещения информации о своих деловых возможностях и потребностях; внедрение передовых технологий в ведение бизнеса на малых предприятиях города.

Технопарк "Загорье"

2001

Предоставление комплексных услуг создаваемым и развивающимся инновационным малым предприятиям, в т.ч. предоставление производственных и офисных помещений и оборудования, сервисная (в том числе патентно-юридическая и инвестиционная) поддержка.

Бизнес-инкубатор "Золотой гребешок"

1998

Создание сети малых предприятий быстрого питания и комплекса их снабжения полуфабрикатами.

Дворы, улицы, центры ремесел

1999-2003

Поддержка ремесленной деятельности на уровне административного округа

Структуры районов

Районные (межрайонные) агентства по развитию предпринимательства

1999-2003

Оказание консультационных услуг по общим вопросам ведения бизнеса; ведение Реестра субъектов малого предпринимательства по району.

 

2. Центры развития предпринимательства - основа общегородской интегрированной инфраструктуры комплексной поддержки малого предпринимательства

 

2.1. Интеграция инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

 

2.1.1. Существующая система поддержки является иерархической трехуровневой (город - административный округ - район). Общее руководство ею осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства в г. Москве. На каждом уровне имеется совокупность структур, каждая из которых решает определенную часть общей задачи поддержки малого предпринимательства. Некоторые структуры являются вертикально интегрированными (имеющими представительства в округах и районах), другие юридически оформлены только на уровне города, но через систему договоров взаимодействуют с территориальными подразделениями по вертикали. Новые задачи инфраструктуры поддержки обуславливают необходимость совершенствования организации ее деятельности.

2.1.2. Поддержку малого предпринимательства осуществляет также целый ряд общественных организаций: Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Московское отделение Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Московская торгово-промышленная палата, Московская палата ремесел, Московская ассоциация предпринимателей, общественно-экспертные советы административных округов, советы предпринимателей, другие ассоциации, гильдии, товарищества предпринимателей и т.д. Осуществление эффективного взаимодействия с этими организациями в интересах решения общих задач является одним из важных направлений деятельности инфраструктуры поддержки.

2.1.3. Эффективная реализация интегрированных функций инфраструктуры поддержки на каждом уровне возможна лишь при наличии единого центра, организующего ее деятельность по всем направлениям. На уровне города эту роль должен играть Московский центр развития предпринимательства, а в административных округах - Территориальные центры развития предпринимательства, создаваемые путем объединения всех структур поддержки, имеющихся в округе, в единый комплекс с интеграцией материальной базы и необходимым усилением. Центры развития предпринимательства создаются в форме некоммерческих партнерств.

2.1.4. Центр развития предпринимательства представляет собой систему, включающую как элементы существующих структур, так и вновь создаваемые подразделения. Важнейшей особенностью такой системы является наличие специфических свойств, не присущих ни одному из ее элементов и обеспечивающих переход к качественно новому этапу развития инфраструктуры поддержки. Основным содержанием этого этапа является перенос центра тяжести в организации работы с реализации узкоспециальных функций каждой структуры поддержки на их полную интеграцию в едином центре для каждого административно-территориального образования.

2.1.5. Главной функцией центров развития предпринимательства является полный охват всех направлений комплексной поддержки малого предпринимательства, что создает принципиально новые возможности реализации интегрированных функций комплексной поддержки. Для специализированных подразделений инфраструктуры это будет означать:

- переход от решения узкоспециальных задач, сформулированных самими предпринимателями, к квалифицированному выявлению и комплексному решению объективно существующих проблем предприятий;

- приближение организаций инфраструктуры поддержки к повседневной деятельности малых предприятий;

- переход к активным формам работы, инициативному вступлению в контакт с предпринимателями и предложению им услуг;

- способность к гибкой и оперативной адаптации функций и структур центров к изменяющейся обстановке;

- перенос функций по организационной и информационно-аналитической работе из специализированных консультационных подразделений в службы ТЦРП и, таким образом, высвобождение квалифицированных специалистов для работы с предпринимателями.

2.1.6. Функции организационно-маркетингового и информационно-аналитического взаимодействия с органами власти и предпринимательскими структурами, а также координации работы и организационно-хозяйственного обеспечения жизнедеятельности специализированных подразделений берет на себя ТЦРП.

Специфические функции Территориальных центров развития предпринимательства (ТЦРП)

- сбор, аналитическая обработка и предоставление в органы власти достоверной и полной информации о месторасположении, отраслевой структуре, количестве занятых, конкурентоспособности и других показателях деятельности МП на территории административного округа;

- совместно с префектурами разработка и управление реализацией окружной комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства;

- координация деятельности структур поддержки на территории округа (включая общественные организации);

- по согласованию с ДМП, префектурами и объединениями предпринимателей проведение информационно-рекламных и организационных мероприятий (конкурсы предпринимателей, выставки, семинары, встречи с представителями органов управления в округе и т.д.);

- организация взаимодействия с ДМП и МЦРП;

- организация работы общей приемной;

- обеспечение функционирования и жизнедеятельности здания, в котором располагается центр (в т.ч. прокладка и обслуживание локальной сети, ремонт здания и техники, работа единой инфраструктуры, снабжение расходными материалами и т.д.).

2.1.7. Формирование Территориальных центров позволит накопить дополнительный практический опыт комплексной поддержки малого предпринимательства, создать единое информационное пространство для предпринимателей, подготовить специалистов в данной области, что создаст предпосылки для завершения интеграции инфраструктуры поддержки путем создания и развития структур на уровне районов. В настоящее время на уровне районов действуют районные (межрайонные) агентства по развитию предпринимательства (РА/МРА). Они осуществляют следующие основные функции:

- ведение Реестра малых предприятий на районном уровне;

- предоставление адресов местонахождения малым предприятиям;

- консультирование по общим вопросам организации и ведения бизнеса.

В дальнейшем деятельность РА/МРА должна быть усилена за счет расширения спектра консультационных услуг (специализированные консультации) и усиления информационного компонента (технологическое подключение к окружным и городским информационным системам). Это даст возможность предпринимателю получать информацию в едином формате при обращении в любую точку системы.

 

2.2. Структура центров развития предпринимательства

 

2.2.1. Московский центр развития предпринимательства организационно объединяет существующие структуры поддержки городского уровня и вновь создаваемые подразделения.

2.2.2. Условия деятельности территориальных центров в различных административных округах характеризуются значительным разнообразием по количеству и состоянию малых предприятий, составу и развитости структур поддержки, уровню их взаимодействия с органами власти и другим факторам. В связи с этим центр должен объединить минимально необходимое количество структур для работы с предпринимателями, состав которых одинаков во всех округах:

- регистрационное подразделение Реестра МП (на базе ТАРП);

- информационно-консультационное подразделение (на базе ТАРП);

- бизнес-интернет центр (на базе ТАРП);

- муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (Муфонд);

- учетный центр (централизованный бухучет).

2.2.3. ТРЦП выполняет через свои службы ряд функций, которые присущи только ему и никоим образом не дублируют деятельность ранее созданных элементов инфраструктуры округа. К таким службам относятся:

- информационно-аналитический центр;

- объединенная приемная;

- организационно-маркетинговый отдел;

- хозяйственная служба.

2.2.4. Базовым элементом в деятельности ТРЦП является информационно-аналитический центр (ИАЦ). ИАЦ организует сбор и обработку информации по всем возможным каналам, имеющим отношение к развитию предпринимательства и его инфраструктуры. С одной стороны, он организует и проводит опросы, отраслевые исследования, социологические обследования и т.д. на уровне административного округа и районных управ с целью аккумулирования и актуализации информации о состоянии и развитии предпринимательства на данной территории. Далее эти материалы из территориальных центров передаются в общегородской центр, а также предоставляются в распоряжение органов власти всех уровней. Это позволит органам управления иметь более четкую картину развития бизнеса на своих территориях и учитывать факторы, связанные с развитием предпринимательства и организацией самозанятости населения, при разработке социально-экономических программ развития.

С другой стороны, информация, поступающая изо всех организаций инфраструктуры, не только работающих в рамках центра, но и территориально удаленных от него, и касающаяся количества и состава обращений предпринимателей за информационной, консультационной, финансовой и иными видами поддержки позволит более гибко реагировать на изменяющиеся потребности МП и, соответственно, корректировать приоритеты окружных и городских комплексных программ, а также виды услуг, предлагаемых системой поддержки предпринимателям. Наконец, каждый информационно-аналитический центр организует и координирует работы по наполнению структурами поддержки МП баз данных, связанных с предпринимательской деятельностью и являющихся неотъемлемой частью общегородской системы информационной поддержки предпринимателей Москвы.

Все методики сбора и обработки информации, а также программное обеспечение, с помощью которого происходит обработка данных, едины для всех центров города и дают возможность органам управления составить целостную картину состояния предпринимательства в Москве и своевременно принимать управленческие решения по его поддержке и развитию, а предпринимателям получать информацию, полезную для ведения их бизнеса, в едином формате.

2.2.5. Объединенная приемная является одновременно "визитной карточкой" и "диагностическим центром" каждого ТЦРП. В приемной располагается схема работы всех структур поддержки МП и общественных организаций округа и города с адресами и телефонами, информационные листовки о деятельности этих структур, программа мероприятий, проводимых центром для предпринимателей. Там же располагается постоянно действующая выставка лучших предприятий округа и точка распространения деловой и справочной литературы по различным аспектам ведения бизнеса. В приемной работают опытные консультанты, хорошо знакомые с деятельностью каждого подразделения системы поддержки округа и города. Они ведут первичный прием и регистрацию предпринимателей, осуществляют комплексную диагностику их проблем, направляют предпринимателей на консультации в соответствующие подразделения центра, знакомят их с возможностями центра, а также разъясняют, какими льготами они могут воспользоваться.

2.2.6. Организационно-маркетинговая служба занимается как активным привлечением предпринимателей и их организаций для взаимодействия с территориальным и городским центрами, связью с окружными и городскими СМИ, так и организацией мероприятий для предпринимателей в рамках работы центра и префектуры в целом. Эта служба во взаимодействии с префектурами и районными управами организует привлечение предпринимателей к окружным, городским, межрегиональным и международным выставкам, ярмаркам, семинарам, конкурсам и т.д. Под ее руководством работает деловой клуб. Деловой клуб Территориального центра организует и проводит мероприятия по расширению контактов предпринимателей с представителями органов управления, структурами поддержки малого предпринимательства, обмену передовым опытом и его пропаганде, предоставляет свои ресурсы для проведения мероприятий общественными организациями, поддерживающими малое предпринимательство. В ТЦРП также работает специализированная библиотека, где собраны не только учебные справочные и методические материалы по ведению бизнеса, но также существует отдел постоянно обновляемой региональной деловой прессы (региональные издания журналов "Оптовик", "Товары и цены", "Из рук в руки", "Желтые страницы" и т.д.).

В ТЦРП располагаются представительства общественных организаций поддержки малого предпринимательства, работающие в виде общественных приемных. Наконец, ТЦРП как арендатор здания должен иметь хозяйственную службу, обеспечивающую функционирование и жизнеобеспечение здания. Кроме этого хозяйственная служба должна технически обеспечивать работу общей инфраструктуры здания (столовая, ремонт техники и оборудования, автотранспорта, оперативная полиграфия и т.д.) Поскольку большинство функций, придаваемых ТЦРП, в той или иной мере выполнялись ТАРПами, предлагается на период организации и становления ТЦРП назначить руководителем центра директора ТАРПа (по согласованию с префектурой).

2.2.7. Материальная база Территориального центра должна включать:

- помещения общей площадью до 2 тыс. кв. м, находящиеся в одном здании (подобранном либо специально построенном), удобном для прибытия предпринимателей как на общественном, так и на личном транспорте;

- средства вычислительной и телекоммуникационной техники;

- программные средства информационно-аналитического обеспечения деятельности центра, доступа предпринимателей к Интернету, решения других задач;

- офисное и другое оборудование.

 

Расчет
площади помещений, необходимых для размещения Территориального центра развития предпринимательства

 

NN п/п

Назначение помещений

Потребная общая площадь, кв.м

1.

Дирекция

50

2.

Объединенная приемная

100

3.

Информационно-аналитический центр

100

4.

Организационно-маркетинговый отдел

50

5.

Хозяйственная служба (включая складские помещения)

100

6.

ТАРП (консультационное подразделение)

150

7.

Бизнес-интернет центр

200

8.

Регистрационное подразделение Реестра МП

50

9.

Муниципальный фонд поддержки МП

100

10.

Учетный центр

80

11.

Общественная приемная предпринимательских объединений

50

12.

Деловой клуб

30

13.

Универсальный зал

300

14.

Библиотека деловой литературы

100

15.

Учебные классы

90

16.

Помещения для ведения переговоров (20х5)

100

17.

Пункт оперативной полиграфии

50

18.

Серверная (включая помещения для техперсонала)

50

19.

Кафе-столовая

60

20.

Пищеблок

70

21.

Помещения охраны и обслуживающего персонала

60

22.

Гардероб

50

23.

Помещения общего пользования

60

 

Итого

2050

 

2.3. Ожидаемый эффект

 

2.3.1. Основными показателями эффективности функциони рования системы центров развития предпринимательства являются:

- доля малых предприятий, с которыми сотрудничают центры развития предпринимательства; в настоящее время система поддержки стабильно работает с 20 тыс. МП города. Необходимо довести эту цифру до 60-80 тыс. в год;

- радикальное увеличение количества услуг, оказанных организациями поддержки МП; так, за прошлый год всей системой было оказано около 100 тыс. очных консультаций, а требуется довести ее до 500 тыс. в год. При достижении заданных показателей радикально увеличивается количество стабильно работающих МП в городе, повышается профессиональный уровень работников малых предприятий а, следовательно, увеличиваются объемы произведенной ими продукции и услуг.

2.3.2. Создание единого информационного пространства инфраструктуры поддержки, обеспечивающего доступ ко всем имеющимся информационным ресурсам (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну предприятий) с любого объекта системы, позволяет предпринимателям оптимизировать затраты на получение информации, необходимой для успешного ведения бизнеса.

2.3.3. Развертывание деятельности центров развития предпринимательства позволит существенно увеличить объем, достоверность и актуальность детализированной и обобщенной информации о состоянии малого предпринимательства. Аналитическая обработка этих сведений позволит повысить качество предложений и рекомендаций, представляемых Территориальными центрами органам управления административных округов и районов, а Московским центром - Правительству Москвы и городской Думе. На основе собранной и обработанной информации информационно-аналитические центры смогут:

- провести количественный и качественный анализ факторов, влияющих на текущее состояние малого бизнеса;

- выявить наиболее приоритетные для города, округа, района виды деятельности МП;

- создать "карту" наиболее рационального размещения малых предприятий в территориальном разрезе с целью максимального удовлетворения населения в товарах и услугах, а также снижения "маятниковой миграции";

- оценить влияние льгот и преференций на развитие малого предпринимательства;

- дать оценку налоговых поступлений на основе прогноза развития малых предприятий;

- представить предложения по оптимизации финансовых средств, направляемых на поддержку малого бизнеса;

- дать предложения по оперативному адаптированию системы поддержки и Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства округа к изменяющимся потребностям предпринимателей и города.

 

3. Порядок реализации Концепции

 

3.1. В соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 2001-2003 гг. создание системы центров развития предпринимательства в административных округах осуществляется в период 2001-2003 гг.

3.2. Основными этапами работ являются:

Первый этап - первое полугодие 2002 года.

На данном этапе выполняются следующие работы:

- осуществляется разработка типового проекта создания Территориального центра развития предпринимательства;

- прорабатываются вопросы подбора помещений или выделения земельных участков под их строительство, проектирования и организации строительства зданий;

- исходя из решения вопроса о размещении центров разрабатывается график создания Территориальных центров, согласовываемый с префектурами административных округов.

Второй этап - январь 2002 - декабрь 2003 года.

На базе типового проекта разрабатываются конкретные проекты для каждого округа и создаются Территориальные центры развития предпринимательства в административных округах, определяемых утвержденным графиком.

3.3. Проекты создания Территориальных центров развития предпринимательства разрабатываются для каждого административного округа и после согласования с префектурой административного округа выносятся на рассмотрение Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства для принятия решения о финансировании проекта.

3.4. Аренда земельных участков, строительство новых или реконструкция имеющихся помещений под центры осуществляется вновь создаваемым некоммерческим партнерством "Территориальный центр развития предпринимательства" данного административного округа.

3.5. В качестве соучредителей Территориальных центров развития предпринимательства могут выступать Московский центр развития предпринимательства, Территориальные агентства по развитию предпринимательства, Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, другие городские и окружные организации инфраструктуры поддержки МП, иные организации, заинтересованные в развитии.

3.6. Финансирование программы создания центров развития предпринимательства осуществляется Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы в соответствии с объемом средств, определенных Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 2001-2003 гг. и проводится в соответствии с этапами реализации в каждом административном округе на основании проектов, утвержденных Комиссией Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства.

 

------------------------------

* 3.2.1 - восстановление и развитие Общегородского центра поддержки малого предпринимательства,

3.2.2 - создание Территориальных центров поддержки малого предпринимательства в 10 административных округах,

3.1.2 - создание единой программно-технологической системы информационной поддержки малого предпринимательства,

3.1.3 - формирование единой городской системы информационных массивов для обеспечения предпринимательской деятельности,

3.1.7 - создание общегородского и территориальных информационно-аналитических центров,

3.1.8 - создание системы бизнес-интернет центров в административных округах.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.