Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 69-О "По жалобе гражданина Игнатьичева Максима Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес", Законом Нижегородской области "О ставках налога на игорный бизнес" и Законом Ивановской области "О ставках налога на игорный бизнес"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" устанавливает минимальные ставки данного налога. При этом согласно п.3 ст.5 названного Закона конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов РФ, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные п.2 данной статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Гражданин посчитал, что федеральный законодатель не вправе был передавать субъектам РФ право на определение конкретного размера налоговой ставки, поскольку при этом субъекты РФ могут устанавливать ставки, превышающие минимальный предел, установленный п.2 ст.5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес". В связи с этим гражданин оспорил вышеназванную норму в Конституционный Суд РФ.

Как отмечается в комментируемом определении, вопрос о законности установления налога рассматривался Конституционным Судом РФ, в частности, в постановлениях от 08.10.1997 г. N 13-П, от 11.11.1997 г. N 16-П, 30.01.2001 г. N 2-П. Согласно правовой позиции, выраженной в указанных постановлениях, при установлении налога в законе должны быть указаны существенные элементы налогового обязательства, в число которых входит и ставка налога. Данная позиция также отражена в ст.17 НК РФ.

В то же время отсутствие в Федеральном законе "О налоге на игорный бизнес" указания на максимальные размеры ставок налога допускает произвольное определение конкретных ставок субъектами РФ. Поэтому данное обстоятельство расходится с конституционным принципом законности установления налогов и сборов, который закреплен в ст.57 Конституции РФ.

Однако необходимо учитывать, что средства, получаемые при взимании налога на игорный бизнес, направляются на пополнение доходной части как федерального, так и региональных бюджетов. В связи с этим немедленное исполнение решения о признании неконституционным п.3 ст.5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" способно повлечь нарушение иных конституционных прав граждан.

На этом основании Конституционный Суд в силу п.12 ч.1 ст.75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" в комментируемом определении предусмотрел, что оно подлежит исполнению с 1 января 2003 года, если только ранее данного срока Федеральным Собранием РФ не будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закона "О налоге на игорный бизнес".


Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 69-О "По жалобе гражданина Игнатьичева Максима Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес", Законом Нижегородской области "О ставках налога на игорный бизнес" и Законом Ивановской области "О ставках налога на игорный бизнес"



Текст Определения опубликован в "Российской газете" от 24 июля 2002 г. N 134, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 29 ст. 3005, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 4, в приложении к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты", 2002 г., N 39