Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 24 апреля 2002 г. N 5704/99
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.04.01 по делу N АЗЗ-1008/99-С-2 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.07.01 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Заместитель прокурора Красноярского края в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - комитет) и открытому акционерному обществу "Красноярский завод лесного машиностроения" о применении последствий недействительности ничтожной сделки приватизации в части включения в уставный капитал названного акционерного общества стоимости здания общежития, находящегося по адресу: г.Красноярск, ул.Панфиловцев, д.7, и обязании акционерного общества возвратить это здание в муниципальную собственность города Красноярска.
К участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца судом привлечены администрация города Красноярска и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Красноярска.
Исковые требования мотивированы приватизацией акционерным обществом здания общежития с нарушением законодательства о приватизации, в связи с чем подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки приватизации в указанной части.
Решением от 25.03.99 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.05.99 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 07.07.99 указанные судебные акты оставил без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2000 все названные судебные акты отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Решением от 13.10.2000 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2000 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 19.02.01 решение суда первой инстанции от 13.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2000 отменил, дело передал на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.
При новом рассмотрении дела заместитель прокурора Красноярского края уточнил исковые требования и просил передать здание общежития в федеральную собственность.
Решением от 12.04.01 в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 25.07.01 решение оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суды ссылались на несоответствие законодательству изданного комитетом акта об утверждении плана приватизации в части включения стоимости здания общежития в уставный капитал акционерного общества. Вместе с тем передача здания общежития в уставный капитал общества произведена по воле собственника. Это не противоречит государственным и общественным интересам, и акционерное общество является добросовестным приобретателем переданного ему имущества, которое не может быть у него изъято.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.04.01 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.07.01 по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В период преобразования государственного предприятия в акционерное общество действовала статья 15 Закона Российской Федерации от 03.07.91 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации), предусматривающая определенные способы приватизации, в том числе приватизацию государственного предприятия путем преобразования его в акционерное общество.
Как следует из материалов дела, преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество осуществлялось в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Согласно пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (далее - Положение), утвержденного названным Указом, при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества.
Общежитие относится к жилищному фонду, приватизация которого согласно пункту 5 статьи 2 Закона о приватизации регулируется иными законодательными актами, и этот объект соответственно имеет особый режим приватизации.
По плану приватизации предприятия, утвержденному постановлением комитета от 08.08.93 N 05-06-461, в нарушение пункта 5 раздела 1 упомянутого Положения в уставный капитал акционерного общества была включена стоимость спорного здания общежития.
Судебные инстанции, сделав правильные выводы о том, что действия комитета по включению стоимости здания общежития в уставный капитал акционерного общества относятся к сделке приватизации и в этой части сделка не соответствует законодательству, ошибочно применили пункт 1 статьи 302 и статью 566 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), признав акционерное общество добросовестным приобретателем спорного имущества, которое не может быть у него изъято в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Так как пункт 1 статьи 302 Кодекса регулирует иные отношения (об истребовании имущества от добросовестного приобретателя, получившего его по сделке от лица, которое не имело права распоряжаться этим имуществом, и приобретатель имущества не знал и не мог знать об отсутствии у этого лица такого права), данная законодательная норма не подлежала применению по настоящему делу.
Поскольку в соответствии с приведенными нормами законодательства о приватизации стоимость объектов жилищного фонда, к которому относится здание общежития, не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе преобразования государственного предприятия, ссылки судебных инстанций на статью 566 Кодекса в подтверждение отказа в применении последствий недействительности ничтожной сделки также неосновательна.
Таким образом, оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
В связи с тем, что суд первой инстанции по возникшему спору по существу не рассмотрел заявленный иск, дело следует направить на новое рассмотрение в суд той же инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.04.01 по делу N А33-1008/99-С-2 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.07.01 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 апреля 2002 г. N 5704/99
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 8