Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего: генерал-лейтенанта юстиции Яськина В.А.
и судей: генерал-майора юстиции Захарова Л.М., генерал-майора юстиции Коронца А.Н.
рассмотрела в заседании 22 ноября 2001 года гражданское дело по протесту Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - Председателя Военной коллегии Верховного Суда на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 21 августа 2000 года, определение Ленинградского окружного военного суда от 18 сентября 2000 года и Постановление Президиума Ленинградского окружного военного суда от 11 апреля 2001 года, по жалобам офицеров войсковой части 2397 полковника Батаева В.М., подполковников Антипова В.П., Андруневича С.С., Жирнова В.И., Ипатова Н.П., Тарасенко А.В., майоров Алябьева В.И., Белоусова С.П., Бушуева Д.В., Варчени А.М., Драца В.Е., Жирнова А.И., Заломаева А.В., Минина Ю.Л., Останина Л.К., Паршина В.И., Паршина Г.И., Серебрякова И.П., Телевного Е.В., Чернорука В.И., капитана Негреева С.В. на действия начальника отдела кадров Северо-Западного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации и начальника управления кадров Федеральной пограничной службы Российской Федерации, связанные с отказом сохранить им размеры должностных окладов по ранее занимаемым должностям, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Заслушав доклад генерал-майора юстиции Коронца А.Н., заключение военного прокурора управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Корогодова И.В. об удовлетворении протеста, Военная коллегия установила:
Батаев В.М., Антипов В.П., Андруневич С.С., Жирнов В.И., Ипатов Н.П., Тарасенко А.В., Алябьев В.И., Белоусов С.П., Бушуев Д.В., Варченя А.М., Драц В.Е., Жирнов А.И., Заломаев А.В., Минин Ю.Л., Останин Л.К., Паршин В.И., Паршин Г.И., Серебряков И.П., Телевной Е.В., Чернорук В.И., Негреев С.В. проходили службу в отдельном авиационном полку, который в мае 1998 году был реорганизован в отдельную авиационную эскадрилью, в результате чего заявители были переведены на воинские должности с меньшими месячными окладами. Вместе с тем, командование отказало им в сохранении окладов по ранее занимаемым воинским должностям.
Полагая, что командование действовало не в соответствии с требованиями закона и считая, что этим нарушило их права и интересы, заявители обратились в военный суд.
Петрозаводский гарнизонный военный суд своим решением от 21 августа 2000 года, оставленным без изменения Ленинградским окружным военным судом 18 сентября 2000 года удовлетворил жалобы офицеров войсковой части 2397 полковника Батаева В.М., подполковников Антипова В.П., Андруневича С.С., Жирнова В.И., Ипатова Н.П., Тарасенко А.В., майоров Алябьева В.И., Белоусова С.П., Бушуева Д.В., Варчени А.М., Драца В.Е., Жирнова А.И., Заломаева А.В., Минина Ю.Л., Останина Л.К., Паршина В.И., Паршина Г.И., Серебрякова И.П., Телевного Е.В., Черноука В.И., капитана Негреева С.В. на действия начальника отдела кадров Северо-Западного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации и начальника управления кадров Федеральной пограничной службы Российской Федерации, связанные с отказом сохранить им размеры должностных окладов по ранее занимаемым должностям, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Суд признал, что на заявителей распространяются требования приказа Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 ноября 1999 года N 606 и обязал командира войсковой части 2397 с 5 ноября 1999 года сохранить за указанными военнослужащими оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новой воинской должности, а также произвести заявителям перерасчет образовавшейся задолженности из сохраненного оклада за период с 5 ноября 1999 года.
Суд также обязал начальника отдела кадров Северо-Западного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации установленным порядком оформить решения о сохранении за заявителями месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности.
Суд взыскал с войсковой части 2397 уплаченную заявителями государственную пошлину.
Президиум Ленинградского окружного военного суда 11 апреля 2001 года, по протесту Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - Председателя Военной коллегии указанные судебные решения отменил, принял по настоящему делу новое решение, отказав заявителям в удовлетворении жалоб.
В протесте ставится вопрос об отмене Постановления президиума Ленинградского окружного военного суда от 11 апреля 2001 года и изменении решения Петрозаводского гарнизонного военного суда от 21 августа 2000 года и определения Ленинградского окружного военного суда от 18 сентября 2000 года по следующим основаниям.
Из Постановления президиума Ленинградского окружного военного суда 11 апреля 2001 года видно, что в его основу положены правовые нормы, регулирующие порядок вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации.
При этом указано, что в соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральной исполнительной власти" от 23 мая 1996 года N 763, нормативные правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года, должны проходить государственную регистрацию.
При таких данных президиум военного суда округа пришел к выводу о том, что Приказ Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Федеральной пограничной службы" от 5 ноября 1999 года N 606, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 1999 года и опубликованный в "Российской газете" 14 декабря 1999 года, не содержащий какого-либо особого порядка введения в действие, вступил в силу с 25 декабря 1999 года.
Не оспаривая данного вывода суда надзорной инстанции, полагаю, что им допущена ошибка в отказе распространить действие названного нормативного правового акта с момента вступления в силу на военнослужащих, переведенных на низшие должности, до его издания.
Названный нормативный акт был издан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" от 17 марта 1999 года N 305.
Согласно п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации Директору Федеральной пограничной службы Российской Федерации было делегировано право сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новой воинской должности.
В суде установлено, что указанное распоряжение Правительства было выполнено изданием вышеуказанного Приказа Директора ФПС.
Кроме того, пунктом 3 указанного нормативного акта установлено производить данной категории военнослужащих месячные и иные дополнительные выплаты из сохраненного оклада за все время, за которое выплачивается этот оклад. При этом ежемесячную надбавку к денежному довольствию военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, исчислять из сохраненного оклада. Военнослужащим, уволенным с военной службы непосредственно с воинской должности, за время исполнения которой выплачивался сохраненный оклад, выплату единовременного пособия при увольнении с военной службы производить из этого оклада.
В судебном заседании достоверно установлено, что в мае 1998 года в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, связанными с реформированием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, заявители, с их согласия, были переведены на низшие должности, на которых они проходили военную службы в момент вступления в силу Приказа Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 ноября 1999 года N 606.
В соответствии с абз. 2 п. 1 Приказа Директора ФПС России от 5 ноября 1999 года N 606 оформление решения о сохранении за военнослужащими месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности при переводе его на воинскую должность с меньшим месячным окладом производить приказами Директора ФПС РФ по личному составу по представлению кадровых органов региональных управлений на основании рапорта военнослужащего.
Из материалов дела видно, что заявители обращались в кадровый орган с соответствующими рапортами, однако в представлении им было отказано.
Из изложенного следует, что исследуемый нормативный акт, также как и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 года N 305 не содержат каких-либо ограничений для возникновения у военнослужащих, назначенных с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, права на сохранение за ними месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям.
Данный вывод проистекает из требований ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", согласно которому для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Отказ в выплате заявителям денежного довольствия по ранее занимаемым должностям в связи с назначением на должность до вступления в силу нормативного акта, предусматривающего такое право, к тому же без содержания в нем каких-либо ограничений по данному обстоятельству, противоречит изложенному выше принципу единой системы правовой и социальной защиты, а также установленному ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" условию единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Судом надзорной инстанции оставлено без внимания, что как названное Постановление Правительства, так и Приказ Директора ФПС от 5 ноября 1999 года N 606, были изданы на основании Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры" от 16 июля 1997 года N 725с, согласно которому Правительству Российской Федерации предписывалось разработать предложения по обеспечению целевого финансирования сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом проведения мероприятий по социальной защите военнослужащих.
При таких данных следует признать, что президиумом Ленинградского окружного военного суда допущена ошибка в применении норм материального права, что в соответствии со ст. 330 ГПК РСФСР является основанием для отмены судебного решения.
Вместе с тем в протесте указывается на то, что должны быть изменены и принятые по настоящему делу решения гарнизонного и окружного военного судов.
Установлено, что Приказ Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Федеральной пограничной службы" от 5 ноября 1999 года N 606, установивший спорное право заявителей на сохранение месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям, вступил в силу 25 декабря 1999 года, следовательно, с этого момента данные выплаты им должны быть произведены.
Рассмотрев материалы дела и соглашаясь с протестом по изложенным в нем основаниям, Военная коллегия, руководствуясь ст. 329 ГПК РСФСР, определила:
постановление президиума Ленинградского окружного военного суда от 11 апреля 2001 года по гражданскому делу по жалобам полковника Батаева В.М., подполковников Антипова В.П., Андруневича С.С., Жирнова В.И., Ипатова Н.П., Тарасенко А.В., майоров Алябьева В.И., Белоусова С.П., Бушуева Д.В., Варчени А.М., Драца В.Е., Жирнова А.И., Заломаева А.В., Минина Ю.Л., Останина Л.К., Паршина В.И., Паршина Г.И., Серебрякова И.П., Телевного Е.В., Чернорука В.И., капитана Негреева С.В. на действия начальника отдела кадров Северо-Западного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации и начальника управления кадров Федеральной пограничной службы Российской Федерации, связанные с отказом сохранить им размеры должностных окладов по ранее занимаемым должностям, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий отменить.
Решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 21 августа 2000 года и определение Ленинградского окружного военного суда от 18 сентября 2000 года по настоящему делу изменить, установив право заявителей на сохранение за ними окладов по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новой воинской должности с 25 декабря 1999 года.
С этого же момента произвести заявителям перерасчет и выплатить им образовавшуюся задолженность по месячным и иным дополнительным выплатам из сохраненного оклада с 25 декабря 1999 года.
В остальной части указанные судебные решения оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 6н-34/01 "При переводе военнослужащих в связи с реформированием органов, в которых законом предусмотрена военная служба, на воинские должности с меньшими месячными окладами, за ними, сохраняются месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям"
Текст определения официально опубликован не был