Протокол
совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации,
президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета
при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям
от 20 марта 2002 г.
Председательствовал
Президент Российской Федерации - Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, председатель Государственного совета Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям Путин В.В.
Постоянные члены Совета Касьянов М.М., Рушайло В.Б., Иванов С.Б.,
Безопасности Российской Патрушев Н.П.
Федерации
Члены Совета Волошин А.С., Грызлов Б.В., Драчевский
Безопасности Российской Л.В., Квашнин А.В., Кириенко С.В., Латышев
Федерации П.М., Лебедев С.Н., Матюхин В.Г., Миронов
С.М., Осипов Ю.С., Полтавченко Г.С.,
Пуликовский К.Б., Тоцкий К.В., Устинов
В.В., Чайка Ю.Я., Черкесов В.В., Шойгу С.К.
Члены президиума Гениатулин Р.Ф., Гужвин А.П., Неелов Ю.В.,
Государственного совета Прусак М.М., Строев Е.С., Титов К.А.,
Российской Федерации Фархутдинов И.П.
Члены Совета при Абрамов С.А., Аврорин Е.Н., Велихов Е.П.,
Президенте Российской Гончар А.А., Добрецов Н.Л., Каблов Е.Н.,
Федерации по науке и Ковальчук М.В., Кулипанов Г.Н., Кутафин
высоким технологиям О.Е., Лаверов Н.П., Левин В.К., Месяц Г.А.,
Петров Р.В., Платэ Н.А., Примаков Е.М.,
Садовничий В.А., Скринский А.Н., Скрябин
К.Г., Фортов В.Е., Чазов Е.И., Чубарьян
А.О.
Приглашены Мельников И.И., Никитов В.А., Кокошин А.А.,
Клебанов И.И., Румянцев А.Ю., Филиппов
В.М., Кирпичников М.П., Трубников В.И.,
Московский А.М., Шаронов А.В., Коптев Ю.Н.,
Ноздрачев А.В., Пак З.П., Поспелов В.Я.,
Григоров С.И., Подуфалов Н.Д., Рыбас А.Л.
Бетин О.И., Катанандов С.Л., Лужков Ю.М.,
Толоконский В.А., Ходырев Г.М., Яковлев
В.А. Андреев А.Ф., Козлов В.А., Костюк
В.В., Некипелов А.Д., Сергиенко В.И.,
Черешнев В.А., Кудрявцев А.П., Никандров
Н.Д., Романенко Г.А.
Присутствовали Абрамов А.С., Сурков В.Ю., Шерстюк В.П.,
Потапов В.Я., Соболев В.А., Малахов А.В.,
Безбородов В.Г., Зуйкова М.Д., Михайлов
Ю.Н., Беляев И.И. Громов А.А., Попов А.А.,
Щеголев И.О., Скороспелов П.П., Островский
М.В., Емельяненко А.В., Трунов С.А.,
Абросимов Н.В., Колобаев Е.Ф., Костенко
Е.П., Кузнецова Т.А.
"Основы политики
Российской Федерации в области развития науки и технологий
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу"
(Клебанов И.И., Осипов Ю.С., Бетин О.И., Румянцев А.Ю., Ковальчук М.В.,
Толоконский В.А., Филиппов В.М., Велихов Е.П., Примаков Е.М.,
Чазов Е.И., Никандров Н.Д., Лужков Ю.М., Рушайло В.Б.,
Яковлев В.А., Романенко Г.А., Мельников И.И., Садовничий В.А.,
Каблов Е.Н., Кудрявцев А.П.)
Рассмотрев вопрос "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", Совет Безопасности Российской Федерации, президиум Государственного совета Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям отмечают, что в современных условиях достижения науки и технологий стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
Развитые страны уже перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой является создание экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в этих странах получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании и системах, квалификации кадров, организации производства.
Особую тревогу вызывает все более набирающий силу процесс передачи и практического использования научных знаний в целях усиления военного потенциала развитых стран мира, что создает реальные предпосылки к нарушению военно-политической стабильности в мире.
Анализ показывает, что уровень экономической, военной и технологической независимости государств в XXI веке будет в решающей степени определяться состоянием научно-технологического потенциала, способностью генерировать научные знания и применять их на практике.
Несмотря на крайне сложные экономические условия последнего десятилетия, российская наука в основном сохранила свою жизнеспособность. В этот период были созданы уникальные исследовательские стенды и установки, получены научные знания, имеющие мировое значение.
В то же время состояние российской науки остается критическим. Доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 0,3 процента, доля инновационной продукции - менее пяти процентов от общего объема промышленной продукции.
Ежегодное обновление основных фондов научно-технологического комплекса не превышает 2-3 процентов, материально-техническая база научных организаций стремительно стареет.
Произошел существенный отток за рубеж ведущих ученых, в том числе ученых мирового уровня. Это вызвано прежде всего крайне недостаточной социальной защищенностью ученых, слабой оснащенностью современной аппаратурой, неразвитостью научной и инновационной инфраструктуры. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, превысил 55 лет и продолжает возрастать. Возникла реальная опасность утраты преемственности в науке, лидирующего положения отечественных научных школ в мировом сообществе.
Выделяемые на развитие науки и технологий бюджетные ассигнования распылены по министерствам и ведомствам без учета приоритетности научных направлений. Координация научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется слабо, в том числе в сфере взаимного обмена научными знаниями гражданского, военного, специального и двойного назначения.
Система управления российской наукой еще не адаптирована к условиям рыночной экономики, не обеспечивается рациональное сочетание методов государственного регулирования и самоуправления в управлении научными организациями. Не разработаны правовые нормы для стимулирования притока внебюджетных средств в инновационные сектора экономики.
Сложившееся положение создает реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, требует разработки и практической реализации политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на длительную перспективу и комплекса неотложных мер по выводу российской науки из кризиса.
Совет Безопасности Российской Федерации, президиум Государственного совета Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям решили:
1. Принять к сведению доклады Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации И.И.Клебанова и президента Российской академии наук Ю.С.Осипова.
2. Отнести задачу развития отечественной науки и технологий к числу высших приоритетов российского государства.
3. Одобрить:
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Основы);
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (далее именуются - Приоритетные направления);
Перечень критических технологий Российской Федерации (далее именуется - Перечень).
4. Признать, что с учетом реального состояния отечественного научно-технического комплекса выделяемые на его функционирование и развитие объемы ассигнований не обеспечивают решения назревших проблем перехода России на инновационный путь развития, совершенствования качественных и количественных показателей экономики страны.
Утвердить с учетом этого минимальные объемы ассигнований по разделу федерального бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", обеспечивающие в 2002-2010 годах поэтапный рост финансирования на эти цели, согласно приложению.
5. Правительству Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральным органам государственной власти. Российской академии наук, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться Основами, Приоритетными направлениями и Перечнем при осуществлении научной и научно-технической деятельности и принять необходимые меры по их реализации.
При проведении этой работы исходить из необходимости первоочередного обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышения качества жизни населения, достижения экономического роста, развития фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечения обороны и безопасности страны.
6. Правительству Российской Федерации (М.М.Касьянов):
а) обеспечить поэтапный рост объемов ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, согласно приложению;
б) организовать на постоянной основе проведение системного анализа и оценки состояния научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации с учетом экономических, политических, военно-технических, социальных и других факторов и обеспечить разработку и представление Президенту Российской Федерации ежегодных (в первом полугодии) докладов по проблемным вопросам развития науки, технологий и техники с необходимыми предложениями, уделив особое внимание оценке хода реализации Основ, Приоритетных направлений и Перечня;
в) разработать и представить Президенту Российской Федерации предложения:
в 4-месячный срок:
по совершенствованию законодательства Российской Федерации о развитии науки и технологий, предусмотрев меры по повышению престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;
по перечню, порядку и срокам реализации важнейших инновационных проектов государственного значения на период с 2003 по 2006 год (далее именуются - важнейшие инновационные проекты), предусмотрев увязку этих проектов с Приоритетными направлениями и Перечнем;
по обеспечению координации деятельности государственных заказчиков научной и научно-технической продукции гражданского, военного, двойного и специального назначения в интересах реализации Приоритетных направлений и важнейших инновационных проектов;
в 6-месячный срок:
по повышению эффективности системы управления научно-техническим комплексом Российской Федерации, обратив особое внимание на ускорение ее адаптации к рыночным механизмам экономики, совершенствование системы заказа государства на научную и научно-техническую продукцию, формирование государственного сектора науки и высоких технологий, определение порядка и сроков создания крупных интегрированных структур, составляющих организационно-функциональное ядро этого сектора;
по развитию международного сотрудничества в сфере науки и технологий в интересах реализации Приоритетных направлений и важнейших инновационных проектов;
по совершенствованию взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и использовании ее результатов;
по повышению эффективности деятельности федеральных, межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития в целях реализации Приоритетных направлений и важнейших инновационных проектов;
в 2002 году - по периодичности и порядку корректировки Приоритетных направлений и Перечня;
г) в 6-месячный срок с учетом утвержденных Основ и Приоритетных направлений внести необходимые уточнения в федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы, "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы", "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (предусмотрев привлечение к этой работе Минобороны России и федеральных органов управления оборонно-промышленным комплексом), а также проработать возможность и целесообразность разработки федеральной целевой программы "Научные кадры" на 2003-2006 годы;
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 540 постановление Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. N 660, федеральную целевую программу "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы", признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
д) разработать и утвердить:
в 3-месячный срок - план мероприятий по реализации Основ в 2002-2003 годах, определив в нем порядок и сроки введения в действие предусмотренных Основами мер государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в интересах реализации Приоритетных направлений и важнейших инновационных проектов;
в 6-месячный срок:
Основные положения инвестиционной политики Российской Федерации в научной и научно-технической деятельности, предусмотрев в них меры по интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, по ускорению внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в интересах реализации Приоритетных направлений и важнейших инновационных проектов;
порядок проведения научных исследований и экспериментальных разработок, а также использования научных и научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, окружающей природной среде;
е) до I квартала 2003 г. провести инвентаризацию научных организаций Российской Федерации, в том числе их основных фондов, экспериментальной и лабораторной базы, финансово-экономического и имущественного состояния, достигнутых научных результатов, и обеспечить разработку государственного реестра научных организаций Российской Федерации.
7. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации В.Б.Рушайло совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и в 6-месячный срок представить Президенту Российской Федерации предложения по программе проведения в 2003-2005 годах комплексных научных исследований, направленных на выявление, анализ и систематизацию потенциальных угроз национальной безопасности Российской Федерации в период до 2010 года и на обоснование рациональных путей их парирования.
8. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации:
а) в 2002 году обеспечить разработку и утверждение в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике":
государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации;
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в субъектах Российской Федерации;
б) организовать работу по повышению инновационной активности и привлечению средств местных бюджетов для развития научно-технологического комплекса;
в) при разработке программ социально-экономического развития регионов предусматривать увеличение доли продукции высокой степени переработки, расширение сырьевой базы, обеспечение необходимой динамики обновления технологий и создание на этой основе условий и предпосылок для усиления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и мировом рынке;
г) осуществить меры по формированию в федеральных округах и субъектах Российской Федерации инновационных центров, ориентированных на развитие инновационного предпринимательства и повышение конкурентоспособности отечественных производителей.
9. Минпромнауки России (И.И.Клебанов) и Российской академии наук (Ю.С.Осипов) совместно с Минэкономразвития России (Г.О.Греф) и Минобороны России (С.Б.Иванов) разработать и в 6-месячный срок представить предложения:
а) в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям:
по созданию системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий;
по организации независимой экспертизы важнейших инновационных проектов, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения субъектов, действующих в научной и научно-технической сфере деятельности.
б) в Правительство Российской Федерации:
по перечню критериев и методологии оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности и их пороговых значений;
по созданию на основе передовых информационно-телекоммуникационных технологий единой национальной системы учета научных, научно-технических результатов, продукции и услуг и контроля за их использованием.
10. Минобороны России (С.Б.Иванов) и Минатому России (А.Ю.Румянцев) совместно с Минпромнауки России (И.И.Клебанов) и Минэкономразвития России (Г.О.Греф) разработать и в 3-месячный срок представить Президенту Российской Федерации перечень базовых и критических военных технологий на период до 2010 года.
11. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации В.Б.Рушайло.
Секретарь Совета Безопасности |
В.Рушайло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г.
Текст протокола опубликован в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2002 г., N 4