2. Меры по взысканию недоимки по страховым взносам и пени
за нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов
2.1. Направление требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени
При выявлении у страхователя по результатам выездной проверки недоимки по страховым взносам исполнительный орган Фонд должен направить ему требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в порядке, определенном Методическими указаниями, утвержденными постановлением Фонда N 102.
По результатам камеральной проверки при выявлении у него недоимки по страховым взносам исполнительный орган Фонда должен с учетом требований действующего законодательства не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты страховых взносов подготовить и направить страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени, выставляемое страхователю в соответствии с решением исполнительного органа Фонда по результатам проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В требовании об уплате недоимки по страховым взносам и пени необходимо указывать конкретную дату уплаты платежа (число, месяц, год).
При этом при направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени по результатам камеральных проверок страхователей используется форма требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, аналогичная форме требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, утвержденной постановлением Фонда от 24.10.2001 N 102.
Исполнительный орган Фонда обязан вести учет направляемых страхователям требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени, обращая внимание на сроки их направления и исполнения страхователями.
В случае неуплаты страхователем недоимки по страховым взносам и пени в срок, установленный в требовании, исполнительный орган Фонда должен принять меры по их взысканию.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со страхователей - юридических лиц производится в бесспорном порядке, со страхователей - физических лиц - в судебном порядке.
2.2. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со страхователей - юридических лиц за счет денежных средств, находящихся на их счетах
В случае неуплаты страхователем недоимки по страховым взносам и пени в срок, установленный в требовании об уплате недоимки по страховым взносам и пени, исполнительный орган Фонда должен в соответствии со ст.8 Федерального закона от 12.02.2001 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", действие которой было продлено на 2002 год ст.9 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ, вынести решение о взыскании в бесспорном порядке образовавшейся задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке.
Решение о взыскании образовавшейся задолженности за счет денежных средств страхователя выносится исполнительным органом Фонда не позднее 60 дней после истечения срока, установленного в требовании для погашения недоимки по страховым взносам и пени.
Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, вынесенного по результатам выездной проверки страхователя, утверждена постановлением Фонда от 24.10.2001 N 102. По аналогичной форме выносятся решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пени по результатам камеральной проверки.
Обращаем Ваше внимание на то, что после истечения указанного срока исполнительный орган Фонда утрачивает право бесспорного взыскания соответствующих сумм недоимки по страховым взносам и пени, однако в этом случае он должен обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя данной задолженности.
Одновременно с вынесением решения о взыскании образовавшейся задолженности за счет денежных средств страхователя исполнительный орган Фонда должен подготовить и направить в банк, в котором открыты счета страхователя, инкассовое поручение (распоряжение) на списание со счета страхователя и перечисление на счет исполнительного органа Фонда необходимых денежных средств.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени в бесспорном порядке может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
Если страхователь финансируется из бюджета и имеет только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства или бюджетные счета, бесспорное взыскание недоимки по страховым взносам и пени невозможно.
При отсутствии у страхователя счетов, с которых может быть произведено бесспорное взыскание сумм недоимки по страховым взносам и пени, исполнительный орган Фонда должен обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам и пени.
В случае непоступления в срок, установленный исполнительным органом Фонда исходя из сложившейся практики, средств по инкассовому поручению на его счет, инкассовое поручение должно быть отозвано.
В заявлении об отзыве инкассового поручения, направляемом в банк, исполнительный орган Фонда должен уведомить банк о возврате инкассового поручения с обязательной отметкой "возвращено без исполнения в связи с отсутствием денежных средств на банковском счете клиента".
Порядок оформления, отзыва и возврата инкассовых поручений определен в Положении Центрального банка Российской Федерации от 08.09.2000 N 120-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Исполнительным органам фонда необходимо вести учет направленных инкассовых поручений и поданных исковых заявлений о взыскании задолженности за счет денежных средств страхователей.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя, подтвержденных отметкой банка на инкассовом поручении о невозможности взыскания денежных средств в связи с их отсутствием на счете, а также при отсутствии информации о счетах страхователя исполнительный орган Фонда взыскивает недоимку по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя.
2.3. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователей - юридических лиц
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, определенном ст.47 НК РФ и Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", через службу судебных приставов.
Данный порядок взыскания недоимки по страховым взносам и пени применяется только в случае невозможности взыскания соответствующей задолженности в бесспорном порядке за счет денежных средств страхователя вследствие недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах страхователя или отсутствия информации о его счетах.
Исполнительный орган Фонда принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя, оформляемое в письменном виде, на основании которого принимается постановление о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя, являющееся исполнительным документом.
Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя должно отвечать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, закрепленным в ст.8 Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Формы решения и постановления исполнительного органа Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя исполнительный орган Фонда может разработать самостоятельно с учетом требований ст.47 НК РФ и по согласованию со службой судебных приставов.
Рекомендуем использовать в качестве образцов для решения и постановления исполнительного органа Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя формы решения и постановления, данные в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.11.2001 N ФС-6-10/840@ и приказе Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.02.2000 N 140.
По истечении 3-х дней с момента вынесения решения исполнительный орган Фонда должен направить в службу судебных приставов по месту нахождения должника следующие документы:
- постановление о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя;
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя;
- инкассовое поручение с отметкой банка о возвращении без исполнения в связи с отсутствием денежных средств на банковском счете клиента (справка банка об отсутствии денежных средств на банковском счете клиента);
- иные документы (перечень документов определяется региональным отделением Фонда самостоятельно, исходя из практики, сложившейся в регионе).
Исходя из положений ст.47 НК РФ нет ограничений по срокам вынесения решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя.
Если в течение 3-х дней с момента принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя исполнительным органом Фонда не будет направлено в службу судебных приставов соответствующее постановление, он утратит право на взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя через службу судебных приставов - исполнителей. В этом случае исполнительный орган Фонда должен взыскивать недоимку по страховым взносам и пени в судебном порядке.
В целях повышения эффективности взыскания задолженности за счет имущества страхователей исполнительным органам Фонда необходимо обеспечить учет принимаемых решений и постановлений о взыскании задолженности за счет имущества страхователей, а также поданных исковых заявлений о взыскании задолженности за счет имущества страхователей.
Необходимо отметить, что обязанность страхователя по уплате страховых взносов считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Также следует иметь в виду, что исполнительный орган Фонда не вправе принимать в счет погашения недоимки по страховым взносам и пени имущество страхователя-должника, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя.
При осуществлении взыскания недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей исполнительным органам Фонда, как взыскателям, для защиты интересов Фонда необходимо максимально использовать все права, предоставленные им Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а именно:
- знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
- представлять дополнительные материалы;
- заявлять ходатайства;
- участвовать в совершении исполнительных действий (в розыске, описи, аресте и реализации имущества и др.);
- давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий;
- высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;
- возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
- заявлять отводы.
При обнаружении случаев нарушения судебными приставами-исполнителями процедуры исполнительного производства (нарушение сроков, необоснованный отказ в возбуждении исполнительного производства и др.) исполнительный орган Фонда должен обжаловать действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя на основании ст.31 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Для повышения эффективности работы по взысканию недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей исполнительные органы Фонда должны активизировать работу по взаимодействию со службой судебных приставов - исполнителей. Для этого региональными отделениями Фонда могут быть подписаны совместные документы со службой судебных приставов, в которых определяется порядок взаимодействия региональных отделений Фонда и службы судебных приставов по исполнению постановлений региональных отделений Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователей.
В случае отсутствия в настоящее время таких документов рекомендуем при определении взаимоотношений со службой судебных приставов использовать в качестве образца Порядок взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства юстиции Российской Федерации от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215.
2.4. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со страхователей - физических лиц
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со страхователей - физических лиц может быть произведено только в судебном порядке.
В случае неуплаты страхователем недоимки по страховым взносам и пени в срок, установленный в требовании об уплате недоимки по страховым взносам и пени, исполнительный орган Фонда должен подготовить и направить в соответствующий суд исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя, в том числе денежных средств на его счетах в банке и наличных денежных средств.
Исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя может быть подано исполнительным органом Фонда в суд в течение 6-ти месяцев после истечения срока, установленного в требовании для погашения недоимки по страховым взносам и пени.
3. Взыскание штрафов
В соответствии со ст.ст.104, 114 Налогового кодекса Российской Федерации исполнительный орган Фонда может взыскать со страхователя штрафные санкции только в судебном порядке.
Порядок взыскания исполнительными органами Фонда штрафных санкций со страхователей, допустивших соответствующие правонарушения, в 2002 году регулируется ст.8 федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (разъяснения даны в письме Фонда от 18.02.2002 N 02-18/05/1137) и частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Постановление Фонда N 1 от 10.01.2000 "О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов" признано постановлением Фонда от 06.05.2002 N 50 утратившим силу.
Штрафные санкции применяются исполнительными органами Фонда за нарушения, выявленные по результатам:
- камеральных проверок;
- выездных проверок страхователей.
При этом при применении штрафных санкций по результатам камеральных проверок используется форма решения о привлечении страхователя к ответственности, аналогичная форме решения о привлечении страхователя к ответственности, утвержденной постановлением Фонда от 24.10.2001 N 102.
Обращаем Ваше внимание на необходимость соблюдения исполнительными органами Фонда сроков давности привлечения страхователя к ответственности и давности взыскания штрафных санкций.
В соответствии со ст.113 НК РФ срок давности привлечения страхователя к ответственности составляет три года со дня совершения правонарушения.
Указанный срок является пресекательным, т.е. по его истечению у сторон прекращаются соответствующие права и обязанности.
Таким образом, в случае пропуска этого срока исполнительный орган Фонда не имеет законных оснований для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций.
В соответствии со ст.115 НК РФ исполнительный орган Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании финансовой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.
Срок давности взыскания финансовых санкций также является пресекательным и его пропуск приводит к невозможности взыскания со страхователя соответствующих санкций.
Исполнительным органам Фонда необходимо вести учет подаваемых исковых заявлений о взыскании со страхователей соответствующих штрафных санкций.
4. Участие исполнительных органов Фонда в применении
процедур банкротства к организациям - должникам Фонда
Одним из направлений контроля за имеющейся задолженностью является работа исполнительных органов Фонда по выявлению у страхователей-должников признаков банкротства и принятию участия в процедурах банкротства, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для юридических лиц признаком банкротства является неисполнение обязанности по уплате обязательных перечислений в Фонд в течение трех месяцев с момента наступления ее исполнения. Для физического лица признаком банкротства является неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в Фонд, если данная обязанность не исполнена в течение трех месяцев с момента наступления даты ее исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
При наличии у страхователей-должников указанных признаков банкротства исполнительный орган Фонда должен направить документы, подтверждающие требования к должнику, в территориальные органы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО России), которые производят консолидацию требований по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
В процессе рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников исполнительные органы Фонда должны принимать активное участие в работе коллегий уполномоченных государственных представителей, образованных ФСФО России и ее территориальными органами для выработки единой позиции государства в отношении организации-должника.
В случае консолидации требований кредиторов к организации-должнику непосредственно ФСФО России исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации должен оперативно, по запросу центрального аппарата Фонда, представлять сведения в Фонд по данной организации, согласно письму Фонда от 18.07.2000 N 02-18/05-4760.
Также не противоречит действующему законодательству Российской Федерации обращение исполнительного органа Фонда в арбитражный суд с исками о признании отсутствующего должника банкротом в соответствии со ст.ст.177, 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
По вопросам применения процедур банкротства к организациям-должникам Фондом были направлены в региональные отделения рекомендательные - разъяснительные письма от 07.07.99 N 02-06/05-1555П, от 18.07.2000 N 02-18/05-4760 "Об активизации работы исполнительных органов Фонда по участию в применении процедур банкротства к организациям-должникам Фонда" и от 28.07.2000 N 02-18/05-5039 "О заключении мировых соглашений с должниками Фонда социального страхования Российской Федерации", которыми следует руководствоваться и в 2002 году.
5. Предоставление отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности
по обязательным перечислениям в Фонд и реструктуризация
просроченной задолженности по страховым взносам
Одним из направлений деятельности исполнительных органов Фонда по снижению задолженности является предоставление отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в 2002 году исполнительные органы Фонда вправе предоставлять отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд.
Порядок предоставления отсрочек (рассрочек) утвержден постановлением Фонда от 25.02.2002 N 33, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.05.2002, регистрационный N 3432.
По-видимому, в тексте настоящего письма допущена опечатка, дату "25.02.2002" следует читать: 25 марта 2002 г.
Также в 2002 году согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" (редакция от 21.02.2002) исполнительные органы Фонда проводят реструктуризацию просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Разъяснения по применению данного постановления Правительства Российской Федерации были даны Фондом в письме от 30.07.2001 N 02-18/06-5427 "О порядке проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по страховым взносам в Фонд социального страхования Российский Федерации".
О списании задолженности (по пеням и штрафам) сельскохозяйственных товаропроизводителей не погашенной по состоянию на 1 января 2002 г. см. Указ Президента РФ от 16 июля 2003 г. N 784
6. Работа по списанию задолженности
Одной из мер по упорядочению имеющейся задолженности является систематический анализ задолженности, безнадежной к взысканию, на основании которого должна проводиться работа по ее списанию.
Работа по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и пени проводится исполнительными органами Фонда в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
Недоимка по страховым взносам и пени может быть признана безнадежной к взысканию и списана в случае:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе ликвидации в порядке, определенном Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- смерти или объявления судом умершим физического лица.
Решение о признании недоимки по страховым взносам и пени безнадежной к взысканию и ее списании может рыть принято на основании следующих документов:
- выписки из единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица;
- копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
- копии свидетельства о смерти физического лица или копия судебного решения об объявлении физического лица умершим;
- а также иных документов (расширенный список документов дан в Порядке, утвержденном приказом МНС России от 01.06.2001 N ВГ-3-10/175).
В рамках проведения работы по сокращению задолженности страхователей исполнительные органы Фонда должны вести постоянный учет принимаемых мер по сокращению задолженности по всем вышеизложенным направлениям и по их результатам за полугодие вместе с финансовым отчетом об исполнении бюджета Фонда социального страхования российской Федерации (Ф 6-ФСС РФ) представлять информацию в Фонд (Департамент финансов, бухгалтерского учета и отчетности) по прилагаемой форме.
Председатель Фонда социального страхования |
Ю.А.Косарев |
------------------------------
* Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2002 г. N 02-18/05-5498 "О мерах по сокращению задолженности страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник государственного социального страхования" - "Социальный мир", октябрь 2002 г., N 10