Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2002 г. N ВКПИ 02-48 О признании противоречащими федеральному законодательству части положений Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71 (с изменениями и дополнениями)

Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2002 г. N ВКПИ 02-48

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2002 г.

ГАРАНТ:

См. также решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N ВКПИ 02-129

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     Судьи Верховного Суда Российской Федерации        -    Коронца А.Н.;
     при секретаре                                     - Толкуновой Н.М.;
     с участием старшего военного прокурора
     отдела Главной военной прокуратуры                -    Осипова В.Ю.,
     представителей заинтересованного лица
     Правительства Российской Федерации:               -    Картухи Д.В.,
                                                       -  Наседкина Э.Л.
                                                        и Новицкого М.Б.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Нагорного Б.В. о признании несоответствующими закону абзацев 3, 4 раздела 2, абзаца 1 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 года N 71 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" от 8 апреля 2000 года N 315, в части ограничения: "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" для граждан уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, то есть на получение государственных жилищных сертификатов установила:

ГАРАНТ:

Согласно Определению Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 августа 2002 г N КАС 02-380 абзацы 3 и 4 раздела 2 вышеназванной Программы следует считать, соответственно, как абзацы 6 и 7 раздела 2

Нагорный обратился в Верховный Суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что приведенным выше Постановлением Правительства РФ ограничено его право на участие в Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" с целью приобретения жилья, что предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

Заявитель просил рассмотреть жалобу без его участия.

Представители Правительства Российской Федерации Новицкого М.Б., Наседкина Э.Л. и Картуха Д.В., возражали против удовлетворения жалобы Нагорного, указав, что в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 года N 71 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" от 8 апреля 2000 года N 315, действительно содержится ограничение для лиц, имеющих право на участие в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты".

Названное ограничение содержится в обжалуемых заявителем положениях Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в виде дополнительного требования, предъявляемого к участникам данной программы, которые, будучи признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, не должны иметь жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Вместе с тем, по мнению представителей заинтересованного лица право на внесение таких ограничений Правительство имеет согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

Выслушав представителей Правительства Российской Федерации и заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова В.Ю., полагавшего необходимым удовлетворить жалобу Нагорного Б.В., Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Абзацами 3, 4 раздела 2 и абзацем 1 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 года N 71 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" от 8 апреля 2000 года N 315 установлено, что право на участие в названной программе имеют, в том числе, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, п. 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" не содержит такого дополнительного требования к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, как отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Кроме того, указание представителей Правительства на то, что п. 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" предоставляет Правительству право вносить такие ограничения, является несостоятельным, поскольку указанная правовая норма лишь устанавливает, что Правительство определяет порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот.

Право на обеспечение жильем является конституционным правом граждан Российской Федерации, в том числе и военнослужащих. Условия при которых это право может быть реализовано военнослужащими определено Федеральным законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и не могут быть ограничены постановлением Правительства.

При таких данных следует прийти к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" противоречат федеральному закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 августа 2002 г N КАС 02-380 настоящее Решение в части признания несоответствующими закону содержащихся в абзацах 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 315 слов "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и" - оставлено без изменения. В остальной части Решение отменено и вынесено новое решение, которым истцу в удовлетворении других требований отказано

жалобу Нагорного Бориса Васильевича удовлетворить.

Абзацы 3, 4 раздела 2, абзаца 1 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 года N 71 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" от 8 апреля 2000 года N 315, в части ограничения на участие в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" для граждан уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, то есть на получение государственных жилищных сертификатов: "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" признать противоречащими Федеральному закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (п. 14 ст. 15) и недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

А.Коронец

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2002 г. N ВКПИ 02-48


Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, январь 2004 г., N 1


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 августа 2002 г N КАС 02-380 в настоящее решение внесены изменения