Информационное письмо ЦБР от 31 октября 2002 г. N 20
"Вопросы по применению Указания Банка России "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России" N 1030-У от 10.09.2001* и Инструкции Банка России "О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте" N 101-И от 10.09.2001**"
Указанием ЦБР от 15 июня 2004 г. N 1451-У Указание ЦБР от 10 сентября 2001 г. N 1030-У признано утратившим силу с 18 июня 2004 г.
О порядке осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами см. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
1. Вправе ли уполномоченный банк зачислять на валютный счет юридического лица - резидента кредит (заем) в иностранной валюте, поступивший от нерезидента - третьего лица, не являющегося стороной по договору? Вправе ли уполномоченный банк осуществлять списание иностранной валюты с валютного счета юридического лица - резидента в счет возврата кредита (займа) в пользу нерезидента - третьего лица, не являющегося стороной по договору?
Пункты 1.1 и 1.4 Указания N 1030-У не содержат ограничений по субъектному составу нерезидентов, от которых поступает иностранная валюта в качестве кредитов (займов), предоставленных юридическим лицам - резидентам на срок более 180 дней, а также в пользу которых осуществляется возврат указанного кредита (займа).
На основании пункта 1.1 Указания N 1030-У на счет юридического лица - резидента может быть зачислен кредит (заем), предоставленный на срок более 180 дней, поступивший как от нерезидента, являющегося стороной по договору, так и от нерезидента - третьего лица.
Списание денежных средств в иностранной валюте с валютного счета юридического лица - резидента в счет исполнения обязательств по Кредитному договору на основании пункта 1.4 Указания N 1030-У также возможно в пользу третьего лица - нерезидента, не являющегося стороной по договору.
2. Возможно ли списание иностранной валюты в рамках Указания N 1030-У со счетов физических лиц - резидентов, являющихся третьими лицами, в счет возврата кредита (займа), предоставленного нерезидентом на срок свыше 180 дней?
Указание N 1030-У устанавливает порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и не распространяется на валютные операции, связанные с получением кредитов и займов физическими лицами - резидентами.
На валютные операции, связанные со списанием с банковского счета физического лица - резидента иностранной валюты в счет возврата кредита (займа), предоставленного нерезидентом на срок более 180 дней, уведомительный порядок проведения валютных операций, установленный Указанием N 1030-У, не распространяется.
3. Каким образом осуществляется учет валютных операций в соответствии с Инструкцией N 101-И при погашении через счета третьих лиц кредита (займа), предоставленного нерезидентом резиденту?
Указанием ЦБР от 15 июня 2004 г. N 1450-У Инструкция 10 октября 2001 г. N 101-И ЦБР от признана утратившей силу с 18 июня 2004 г.
О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок см. Инструкцию ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И
В соответствии с Инструкцией N 101-И учет валютных операций при погашении кредита (займа) через счета третьих лиц (как резидентов, так и нерезидентов) осуществляется Банком заемщика на основании представленной клиентом Справки о состоянии задолженности по кредитному договору.
При погашении через счета третьих лиц кредита (займа), предоставленного нерезидентом резиденту, Сведения о договоре, дополнения к Сведениям о договоре (Приложение 2 к Инструкции N 101-И) оформляются заемщиком. Третьи лица - резиденты, осуществляющие погашение кредита (займа), Сведения о договоре (дополнения к Сведениям о договоре) не оформляют. Учет валютных операций осуществляется на основании данных, которые были представлены заемщиком в Банк заемщика.
4. Какие документы необходимо требовать уполномоченному банку от заемщика-резидента для правильного учета валютных операций, подпадающих под действие Инструкции N 101-И, связанных с исполнением обязательств по возврату кредита (займа) со счетов третьих лиц?
В случаях полного или частичного исполнения третьими лицами обязательств заемщика-резидента по возврату кредита (займа) заемщик составляет и представляет в Банк заемщика (заимодавца) Справку о состоянии задолженности по Кредитному договору в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 Инструкции N 101-И (с указанием кода основания прекращения или изменения обязательств по Кредитному договору - "10").
При полном погашении третьими лицами задолженности заемщика по Кредитному договору заемщик представляет в Банк заемщика (заимодавца) заявление на закрытие Сведений о договоре и досье по Кредитному договору (подпункт 2.7.2 Инструкции N 101-И).
При необходимости Банк заемщика запрашивает дополнительную информацию, подтверждающую или уточняющую представленные заемщиком данные о сумме задолженности по основному долгу, в порядке, предусмотренном подпунктом 3.6.3.1 Инструкции N 101-И. В качестве такой информации заемщик может представить в Банк заемщика документы, подтверждающие погашение третьим лицом задолженности по Кредитному договору.
5. Каковы действия уполномоченного банка при учете состояния задолженности клиента по Кредитному договору при представлении информации о проведении операций, указанных в Приложении 7 к Инструкции N 101-И?
При указании клиентом в графе 2 Справки о состоянии задолженности по Кредитному договору кода основания прекращения (изменения) обязательств по Кредитному договору в соответствии с Приложением 7 к Инструкции N 101-И Банк заемщика (заимодавца) учитывает состояние задолженности на основании информации клиента, независимо от наличия или отсутствия информации о нарушении клиентом валютного законодательства при проведении операций, указанных в Приложении 7 к Инструкции N 101-И.
6. В какой графе пункта 10 Сведений о договоре (Приложение 2 к Инструкции N 101-И) необходимо отражать информацию о штрафных санкциях, начисляемых в процентах на просроченные платежи в погашение основного долга?
В соответствии с порядком заполнения пункта 10 Сведений о договоре предусмотренные Кредитным договором штрафные санкции, начисляемые в процентах на просроченные платежи в погашение основного долга, подлежат отражению в графе 6 пункта 10 в составе прочих (дополнительных) платежей, независимо от периода, за который они начисляются.
7. Какая дата должна указываться в графе 2 пункта 14 Сведений о договоре (Приложение 2 к Инструкции N 101-И) при зачислении средств в иностранной валюте на счет клиента: дата зачисления на транзитный валютный счет или на текущий валютный счет?
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Инструкции N 101-И под "счетом" понимаются счета в иностранной валюте, открытые уполномоченными банками резидентам на основании договора банковского счета, включая счета, открываемые в соответствии с требованиями валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, понятие "счет", используемое в Инструкции N 101-И, распространяется на любой валютный счет клиента, в том числе транзитный валютный счет.
В связи с этим при поступлении по Кредитному договору средств в иностранной валюте в пользу клиента - юридического лица в графе 2 пункта 14 Сведений о договоре указывается дата первого зачисления иностранной валюты на его счет, которым в данном случае в соответствии с валютным законодательством является транзитный валютный счет клиента.
Прочие вопросы по применению валютного законодательства
8. Возможно ли без разрешения Банка России списание иностранной валюты со счетов физических лиц - резидентов, являющихся третьими лицами, в счет возврата кредита (займа), предоставленного нерезидентом на срок до 180 дней?
Возможность осуществления физическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с получением и предоставлением кредитов (займов) на срок не более 180 дней напрямую вытекает из Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (подпункт "б" пункта 9 статьи 1 Закона).
При этом данная норма не содержит ограничений по субъектному составу резидентов, осуществляющих вышеуказанные валютные операции.
В связи с этим операции по списанию иностранной валюты со счетов физических лиц - резидентов, являющихся третьими лицами, в счет возврата кредита (займа), предоставленного нерезидентом юридическому лицу - резиденту на срок до 180 дней, осуществляются на основании подпункта "б" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и не требуют получения разрешения Банка России.
9. Допускается ли совместное хранение (в одной папке) Досье по паспорту импортной сделки, подписанного в соответствии с Инструкцией Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" N 91-И, N 01-11/28644 от 4.10.2000 (далее по тексту - Инструкция N 91-И), и Досье по специальному транзитному счету, формируемого в соответствии с требованиями Указания Банка России "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 383-У от 20.10.98 (далее по тексту - Указание N 383-У)?
Исходя из требований Инструкции N 91-И, а также Указания N 383-У под понятием "Досье" понимается систематизированная подборка документов для контроля за обоснованностью осуществления валютных операций.
Указанием ЦБР и ГТК РФ от 29 июня 2004 г. NN 1461-У, 01-10/11 Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 4 октября 2000 г. N 91-И, 01-11/28644 признана утратившей силу
О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок см. Инструкцию ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И
Указанием ЦБР от 15 июня 2004 г. N 1451-У Указание ЦБР от 20 октября 1998 г. N 383-У признано утратившим силу с 18 июня 2004 г.
О порядке осуществления валютных операций резидентами см. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
В Инструкции N 91-И и Указании N 383-У приведен перечень документов, которые должны помещаться в Досье. При осуществлении валютного контроля уполномоченные банки вправе помещать в Досье дополнительные документы.
Поскольку валютные операции по импортному контракту (покупка иностранной валюты, перевод купленной иностранной валюты в оплату товаров) представляют собой логическую последовательность расчетов, за которыми уполномоченный банк обязан осуществлять валютный контроль, то уполномоченный банк вправе хранить Досье (Импорт) и Досье операций в иностранной валюте по специальному транзитному валютному счету Импортера в одной папке при условии наличия в указанных досье документов, перечень которых установлен Инструкцией N 91-И и Указанием N 383-У. В этом случае исключается дублирование документов, являющихся обоснованием покупки иностранной валюты и оплаты товаров. Совместное хранение указанных Досье (в одной папке) не является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов Банка России.
10. В каком порядке резиденты должны осуществлять оплату в иностранной валюте пошлин и взносов за международную регистрацию товарных знаков в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14.04.1891, с изменениями и дополнениями от 28.09.1979)?
В соответствии с подпунктом 1.1.22 Положения Банка России "О порядке проведения некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" N 39 от 24.04.96 (далее по тексту - Положение N 39) переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в оплату пошлин и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством иностранных государств осуществляются без разрешения Банка России.
При осуществлении указанных переводов на основании пункта 8 Положения N 39 юридические и физические лица представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления валютных операций в порядке, установленном этим Положением.
Статьей 8 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков предусмотрено, что регистрация знака в Международном бюро производится при условии предварительной уплаты международной пошлины.
В соответствии с Общей инструкцией к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, принятой 1 апреля 1992 г., документом, удостоверяющим наличие оснований для осуществления переводов иностранной валюты при уплате резидентами (юридическими и физическими лицами) патентных пошлин в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, может являться копия заявки на международную регистрацию знаков.
Однако, учитывая, что в соответствии с подпунктом 5 статьи 8 Закона Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" оплата пошлины за регистрацию товарного знака должна быть произведена на момент подачи заявки, считаем возможным осуществление указанных переводов из Российской Федерации без представления в уполномоченный банк обосновывающих документов, на основании которых осуществляется валютная операция.
При осуществлении указанных валютных операций в поручении уполномоченному банку о перечислении пошлины Международному бюро ВОИС, которое является основанием для перевода, резиденту рекомендуется указывать в графе "Назначение платежа" текст следующего содержания: "Уплата патентной пошлины в соответствии со статьей 8 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков".
Действие Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12.02.99, а также Инструкции Банка России "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства N 500-У от 12 февраля 1999 года" N 83-И от 28.06.99 не распространяется на переводы резидентами иностранной валюты из Российской Федерации при оплате патентных пошлин.
Согласно письму Минюста от 18 февраля 1999 г. N 1210-ВЭ указание ЦБР от 12 февраля 1999 г. N 500-У не нуждается в государственной регистрации, т.к. носит технический характер
11. Должен ли осуществляться учет валютных операций по выдаче физическому лицу наличной иностранной валюты, ранее переведенной из Российской Федерации без открытия текущего валютного счета и возвращенной в Российскую Федерацию в связи с неверно указанными реквизитами бенефициара или по иным причинам?
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка составления и представления Отчета о некоторых видах валютных операций (форма N 602), установленного Указанием Банка России "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" N 7-У от 24.10.97 (далее по тексту - Порядок), в Журнале учета валютных операций и в форме отчетности N 602 подлежат отражению только операции, проводимые в порядке, установленном нормативными актами Банка России, перечисленными в пункте 1 Порядка.
При этом следует иметь в виду, что указанными нормативными актами, в том числе Порядком осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов N 508 от 27.08.97, утвержденным Приказом Банка России N 02-371 от 27.08.97, не установлен порядок осуществления валютных операций по выдаче физическому лицу наличной иностранной валюты, ранее переведенной им из Российской Федерации без открытия текущего валютного счета и возвращенной в Российскую Федерацию в связи с невозможностью получения переведенной иностранной валюты переводополучателем по каким-либо причинам.
Указанием ЦБР от 15 июня 2004 г. N 1450-У Порядок ЦБР от 27 августа 1997 г. N 508 признан утратившим силу с 18 июня 2004 г.
О порядке перевода иностранной валюты без открытия текущих валютных счетов см. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
В связи с этим указанные валютные операции не подлежат отражению в Журнале учета валютных операции и в форме отчетности N 602.
В соответствии с подпунктом 1.1.5, пунктом 7 Положения N 39 и пунктами 2, 3 письма Банка России "О порядке ведения журнального учета и формирования отчетности по валютным операциям, осуществляемым в соответствии с Положением Банка России N 39 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Положением Банка России N 152-П)" N 168-Т от 28.12.2001 в Журнале учета валютных операций подлежат отражению переводы резидентами и нерезидентами иностранной валюты, связанные с возвратом авансов, предварительной оплаты, задатков по неисполненным договорам, а также с возвратом ошибочно зачисленных сумм, осуществляемые путем безналичных расчетов через валютные счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
______________________________
* Далее по тексту - Указание N 1030-У.
** Далее по тексту - Инструкция N 101-И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, что Указание N 1030-У не содержат ограничений по субъектному составу нерезидентов, от которых поступает иностранная валюта в качестве кредитов (займов), предоставленных юридическим лицам - резидентам на срок более 180 дней, а также в пользу которых осуществляется возврат указанного кредита (займа). На счет юридического лица - резидента может быть зачислен кредит (заем), предоставленный на срок более 180 дней, поступивший как от нерезидента, являющегося стороной по договору, так и от нерезидента - третьего лица. Списание денежных средств в иностранной валюте с валютного счета юридического лица - резидента в счет исполнения обязательств по кредитному договору также возможно в пользу третьего лица - нерезидента, не являющегося стороной по договору.
Информационное письмо ЦБР от 31 октября 2002 г. N 20 "Вопросы по применению Указания Банка России "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России" N 1030-У от 10.09.2001 и Инструкции Банка России "О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте" N 101-И от 10.09.2001"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 20 ноября 2002 г. N 62, в еженедельном приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 4 декабря 2002 г. N 45, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 6 декабря 2002 г. N 23, в журнале "Экспресс-закон", февраль 2003 г., N 7