Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 30 ноября 2010 г. N 755-ст, в настоящий ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51769-2001
"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. N 251-ст)
30 ноября 2010 г.
Resources saving. Waste treatment. Documentation and regulation of dealing with production and consumption waste treating. Basic principles
Дата введения 1 января 2002 г.
Введен впервые
См. также ГОСТ Р 53692-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов", утвержденный приказом Росстандарта от 15 декабря 2009 г. N 1092-ст
См. также ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст
Введение
В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением неутилизируемой части опасных и других отходов.
Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.
Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.
На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способно эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов.
Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-изготовителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.
Положения настоящего стандарта применяют расположенные на территории России предприятия, организации, региональные и другие объединения (далее - предприятия) любых форм собственности и подчинения, а также органы управления в части их деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 14.01-2005 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54099-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья
ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Общие положения
3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности;
- классификация отходов по ОК 005, [11], [12];
- учет образования по ГОСТ Р 53791, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно ГОСТ Р 53691, [1], [2] инертных и удалением отходов I-IV класса опасности, согласно ГОСТ Р 53692,, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
- качественное и количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по ГОСТ Р 51768, [3], [4], [6], [8], [9], [11] - [17];
- определение ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р 17.0.0.06, [18], [19], [21], [22];
- экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами по [5], [7], [10];
- контроль правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098 и достоверности информации в сфере обращения с отходами.
3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отходов, которые в краткой машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в п.3.1.
3.3. Паспорт отходов заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отходов открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.
3.4. Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.
3.5. Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.
3.6 Каждый этап технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р 53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.
3.7 Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО должно опираться на наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный в соответствии с ГОСТ Р 54097, межгосударственный, международный [23] - [26], [28] - [33], региональный [27], [34] и зарубежный опыт [35].
4. Документирование деятельности по обращению с отходами
4.1. Целью документирования отходов в аспекте их классификации и соответствующего кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой области между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так и на межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования входит номенклатурная часть идентификации отходов, место образования, месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом классификация может содержать элементы статистического учета (количество классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для облегчения общения на внутрироссийском и постсоюзном пространстве рекомендуется, в свою очередь, использовать классификаторы ОКП, ОКПО, ОКАТО, ГОСТ Р 52105, [12], [13].
4.2. Результаты образования (ГОСТ Р 53791), движения (ГОСТ Р 53692) и ликвидации отходов с утилизацией инертных их частей и удалением отходов I-IV класса опасности, захоронение которых проводят на основе требований [19], учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях.
Учитывая то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов, определяющих их опасность, рекомендуется последовательно расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Разработка любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в области обработки статистических данных.
4.3. Документирование отходов I-IV класса опасности [8], в т.ч. их токсичных [17] характеристик, заключается в оценке соответствующих классов опасности, определяемых расчетными или экспериментальными методами. При расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу "не более".
Кроме этого, документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность, горючесть и др.
4.4. Сведения о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных или, например, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052).
Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам.
4.5. При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
- сведения о составе и физико-химических, технологических свойствах отходов;
- сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;
- сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.
4.6. Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.
4.7 Процедуры контроля выполнения требований нормативных документов в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами производства и потребления осуществляют уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами.
4.7.1 Минприроды России осуществляет государственную политику [20], нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с отходами, а также проводит приостановление или отмену неправомерных решений служб и агентств.
4.7.2 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляет в регионах: выдачу разрешений на выбросы и сбросы; оформление лимитов размещения отходов; выдачу лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности; проведение государственной экологической экспертизы.
4.7.3 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляют в регионах государственный экологический контроль.
4.8. Исключен с 1 января 2012 г.
См. текст пункта 4.8
5. Региональная система регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации
5.1. Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления.
При отсутствии необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасного отхода.
5.2. Возможности регионального регулирования работами с отходами на основе их паспортизации и сертификации приведены на схеме (рисунок 1). Она может быть скорректирована исходя из региональной целесообразности, направленной на эффективное и комплексное решение проблем безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение и улучшение экологической обстановки.
Учет отходов Контроль за обращением с отходами
/------------------\ /--------------------\ /--------------------\
| Регистрация | | Система | |Система сертификации|
| отходов | | лицензирования | | |
\------------------/ \--------------------/ \--------------------/
\----------------------------------------------------/
| |
| |
/--------------\ /---------------------\ /--------------\
| Система | | Паспорт опасного | | Органы |
| информации, |-------|отхода (ГОСТ Р 53692,|----------| по |
|классификации,|-------| ГОСТ Р 53691) |----------| сертификации,|
|кодирования, |-------|Производитель, объем,|----------|испытательные |
| кадастры, | | состав, класс | | лаборатории |
| базы и банки | |опасности, требования| \--------------/
| данных | | безопасности при |
\--------------/ |удалении (переработ- |
|ка, захоронение, |
|уничтожение), правила|
| хранения |
\---------------------/
|
/--------------------------------------------------------\
| | | |
/--------------\ /---------------\ /--------------\ /--------------\
|Производство, | |Транспортирова-| | Переработка | | Захоронение, |
| маркетинг | | ние | | | | уничтожение |
\--------------/ \---------------/ \--------------/ \--------------/
Рисунок 1 - Схема регионального регулирования обращением с отходами на основе их паспортизации и сертификации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. N 251-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию ИПК "Издательство стандартов", Госстандарт России, 2001 г.
Дата введения 1 января 2002 г.
1. Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК N 349 "Вторичные материальные ресурсы"
Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов
НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук
Внесен Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России
2. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28 июня 2001 г. N 251-ст
В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:
Закона Российской Федерации "О техническом регулировании";
Закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе";
Закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления";
Закона Российской Федерации "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением";
Резолюции ОЭСР о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.)
3. Введен впервые
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 30 ноября 2010 г. N 755-ст
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.