Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Требования к противогололедным материалам
ОДН 218.2.027-2003
(утв. распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р)
Согласно письму Федерального дорожного агентства от 8 сентября 2006 г. N 01-28/6301 до внесения изменений в настоящие Требования следует руководствоваться Временными требованиями к противогололедным материалам
Предисловие
1. Разработаны Государственным предприятием "РосдорНИИ" (докт. техн. наук Кретов В.А., инж. Розов Ю.Н., канд. техн. наук Полосина-Никитина Н.С., канд. хим. наук Орлов Ю.Н., инж. Розов С.Ю., канд. техн. наук Лебедихин А.В., канд. хим. наук Мазепова В.И.)
Внесены Департаментом эксплуататции и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Минтранса РФ.
2. Приняты и введены в действие Приказом Минтранса РФ от N .
3. Дорожный нормативный документ соответствует "Системе отраслевых и методических документов дорожного хозяйства. ОСТ 218.0.001-2002" в части требований к построению, изложению и оформлению.
4. Введен впервые
Введение
Нормативный дорожный документ "ОДН. Требования к противогололедным материалам" разработан впервые по заданию Росавтодора Минтранса РФ для организации выпуска отечественных противогололедных материалов, удовлетворяющих современным требованиям и нормам, с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью противогололедных материалов (далее ПГМ) и эффективности борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах Российской Федерации.
1. Область применения
Настоящий нормативный документ распространяется на химические, комбинированные и фрикционные противогололедные материалы, применяемые в твердом или жидком виде для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов, поселков и сельских поселений, а также на наполнитель "Грикол", используемый для приготовления асфальтобетонных смесей с антигололедными свойствами.
2. Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:
- ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
- Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, Минтранс РФ, 2003 г.
- Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89.
- ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
- ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические условия.
- ГОСТ 450-77. Кальций хлористый технический. Технические условия.
- ГОСТ 7759-73. Магний хлористый технический (Бишофит).
- Методика испытания противогололедных материалов, Минтранс РФ, 2003 г.
3. Определения
В настоящем нормативном документе применены следующие основные термины.
3.1. Дорожно-эксплуатационные материалы - естественные или искусственные средства (реагенты, вещества, материалы и т.п.), используемые для ухода и направленные на поддержание в допустимом состоянии всех элементов автомобильной дороги в процессе их эксплуатации.
3.2. Противогололедные материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах.
4. Общие положения
4.1. Настоящий документ предназначен для организаций-разработчиков, заводов-изготовителей и предприятий-потребителей противогололедных материалов при осуществлении ими входного, операционного и инспекционного контроля выпускаемой и используемой продукции, а также качества работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.
4.2. Наиболее сложным периодом содержания для дорожно-эксплуатационных предприятий России остается зима, когда на дорожных покрытиях создаются условия к образованию различных видов зимней скользкости (снег, накат, гололедица и др.) и, соответственно, к снижению безопасности дорожного движения.
4.3. Требования к состоянию дорожного покрытия в зимних условиях определены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", соблюдение которых в современных условиях возможно только с применением различных противогололедных материалов.
4.4. Противогололедные материалы, предназначенные для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их применения (температура воздуха, количество осадков, вид и назначение элемента дороги и т.п.). Противогололедные материалы, применяемые на федеральных и им приравненных дорогах, должны быть сертифицированы.
4.5. Нормы расхода, выбор материала, технология обработки, способ хранения и другие условия применеия ПГМ определены "Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах". Соблюдение всех требований и условий использования ПГМ позволяет повысить эффективность борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях, улучшить условия движения и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.
5. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
5.1. К противогололедным материалам относятся твердые или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах. Классификация противогололедных материалов приведена на рис.1.
5.2. В зависимости от используемого сырья и его происхождения противогололедные материалы делят на три группы: химические, фрикционные и комбинированные, которые выпускают в твердом или жидком виде.
5.3. Фрикционные ПГМ по своему происхождению бывают искусственные (щебень, шлак) и естественные (песок, ПГС). Они должны обеспечивать снижение зимней скользкости за счет повышения шероховатости снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях.
К комбинированным относят материалы, обладающие химическими и фрикционными свойствами, в которых количество соли (чаще всего NaCl) по отношению к фрикционному материалу составляет не менее 5%. При содержании соли менее 5% ПГМ относят к фрикционной группе, так как в этом случае он применяется с целью повышения шероховатости снежно-ледяного слоя покрытия.
5.4. Химические ПГМ (реагенты) выпускают в твердом, жидком и смоченном виде. Сырьем для получения этих материалов чаще всего являются природные источники (бишофит, галит и др.) или отходы промышленности (сильвинитовые, карнолитовые и др.). С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Эти ПГМ называют "смоченные соли". По химическому составу ПГМ этой группы разделяют на четыре подгруппы:
- первая подгруппа - хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний и ПГМ на их основе),
- вторая подгруппа - ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция и ПГМ на их основе),
- третья подгруппа - карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра и ПГМ на их основе),
- четвертая подгруппа - нитраты (нитрат кальция, нитрат магния и ПГМ на их основе).
5.5. Краткая характеристика химических противогололедных материалов.
5.5.1. Первая подгруппа - хлориды. К этой подгруппе относятся ПГМ на основе NaCl, CaCl2 и MgCl2:
- ХКМ - хлористый кальций модифицированный, ингибированный. Выпускается в жидком виде по ТУ 2149-026-13164401-98 "Жидкий противогололедный состав ХКМ". Тр*** до -30°С.
- Биомаг - модифицированный хлористый магний (Бишофит - MgCl2 х 6H2O), выпускается 4 марок в твердом и жидком виде по ТУ 2152-001-53561075-02 "Противогололедный материал Биомаг - ХММ". Тр до -18° - -20°С.
- ХКФ -хлористый кальций фосфатированный выпускается по ТУ 2152-057-05761643-2000 "Кальций хлористый фосфатированный". Тр до -30°С.
- Технический хлористый натрий карьерный выпускается по ТУ 2152-067-00209527-95 "Натрий хлористый технический карьерный". Тр до -12° - -15°С.
- Противогололедный материал на основе хлористого натрия выпускается по ТУ 2152-082-00209527-99 "Материал противогололедный". Тр до -12° - -15°С.
- Природные рассолы и промышленные жидкие отходы. Природные рассолы по химическому составу чаще относятся к хлористо-натриевым или хлористо-кальциево-натриевым жидким материалам. Распространены в основном в Европейской части России и используются как местные ПГМ. Тр до -12°С.
5.5.2. Вторая подгруппа - ацетаты:
- Нордикс - разработан на основе ацетата калия и выпускается для дорог двух марок, в жидком виде по ТУ 2149-002-40874358-00 "Антигололедный реагент на ацетатной основе". Тр до -40°С.
- Антиснег-1 - разработан на основе ацетата аммония и выпускается в жидком виде по ТУ 2149-001-45052508-00 "Антиснег-1" противогололедная жидкость (раствор ацетата аммония)". Тр до -35°С.
5.5.3. Третья подгруппа - карбамиды:
- КАС - карбамидно-аммиачная селитра выпускается по ТУ 2149-001-40128052-97 "Состав жидкий противогололедный". Тр до -8°С.
5.5.4. Четвертая подгруппа - нитраты:
- НКМ (АНС) - химический реагент на основе нитрата кальция и мочевины по ТУ У 6-13441912.001-97 "Реагент антигололедный гранули-рованный", выпускается в твердом виде по ТУ 6-03-349-73. Тр до -10°С.
- НКММ - реагент разработан на основе нитрата кальция, магния и мочевины и выпускается по ТУ 2149-051-05761643-98 "Антигололедный реагент НКММ". Тр до -12°С.
5.6. Основные функции противогололедных материалов.
5.6.1. Химические ПГМ, применямые для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и улицах, должны выполнять следующие функции:
- Понижать температуру замерзания воды.
- Ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях.
- Проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы их смерзания с дорожным покрытием.
- Не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов.
- Быть технологичным при хранении, транспортировке и применении.
- Не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду (зеленые насаждения) и не оказывать токсичного действия на человека и животных.
- Не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу, резину.
5.6.2. Фрикционные ПГМ должны:
- Повышать шероховатость снежно-ледяных отложений на покрытиях для обеспечения безопасности движения;
- Иметь высокие физико-механические свойства, препятствующие разрушению, износу, дроблению и шлифованию ПГМ.
- Обладать свойствами, препятствующими увеличению запыленности воздуха и загрязнения придорожной полосы.
5.6.3. Комбинированные ПГМ должны обладать одновременно фрикционными и химическими свойствами.
6. Показатели противогололедных материалов
6.1. Свойства химических противогололедных материалов оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы: органолептические, физико-химические, технологические и экологические.
6.1.1. Органолептические.
- Внешний вид
- Цвет
- Запах
6.1.2. Физико-химические.
- Зерновой состав
- Массовая доля растворимых солей (концентрация)
- Температура начала кристаллизации
- Массовая доля нерастворимых в воде веществ
- Водородный показатель (рН)
- Влажность
- Плотность
- Вязкость
6.1.3. Технологические.
- Плавящая способность
- Гигроскопичность
- Слеживаемость
- Показатель скользкости
6.1.4. Экологические.
- Удельная эффективная активность естественных радионуклидов
- Коррозионная активность на металл
- Агрессивное воздействие на цементобетон
6.2. Свойства фрикционных противогололедных материалов оценивают по следующим показателям.
- Тип
- Внешний вид
- Цвет
- Зерновой состав
- Количество пылеватых и глинистых частиц
- Плотность
7. Нормы противогололедных материалов
7.1. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах должны удовлетворять требованиям настоящего документа.
7.2. По органолептическим, физико-химическим, технологическим и экологическим показателям химические противогололедные материалы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1.
Требования к химическим противогололедным материалам
Наименование показателей | Норма | |
Твердые | Жидкие | |
1 | 2 | 3 |
Органолептические: | ||
1. Внешний вид | Гранулы, кристаллы, чешуйки |
Водный раствор без механических включений осадка и взвеси. |
2. Цвет | От белого до светло-серого (допускается светлокоричневый, светлорозовый) |
Светлый, прозрачный (допускается со слабой окраской желтого или голубого цвета) |
3. Запах | отсутствует | отсутствует |
(для населенных пунктов) | ||
Физико-химические: | ||
4. Зерновой состав, %, массовая доля |
||
частиц размером: | ||
- св. 10 мм | не допускается | - |
- св. 5 мм до 10 мм вкл., не более |
10 |
- |
- св. 1 мм до 5 мм вкл., не менее |
75 |
- |
- 1 мм и менее, не более | 15 | - |
5. Массовая доля растворимых солей, % (концентрация), не менее |
- |
20 |
6. Температура кристаллизации, °С, не выше |
-10 |
-10 |
7. Влажность, %, не более | 5 | - |
8. Массовая доля нерастворимых в воде веществ, %, не более |
2,5 |
- |
9. Водородный показатель, ед. (pH) |
5 - 9 |
5 - 9 |
10. Плотность, г/см3 | 0,8 - 1,15 | 1,1 - 1,3 |
11. Динамическая вязкость, сантипуаз, (кг·сек)/м2, не более |
4 |
5 |
Технологические: | ||
12. Плавящая способность, г/г, не менее |
5 |
2,5 |
13. Гигроскопичность, % /сутки | 10 - 50 | - |
14. Слеживаемость | не допускается | - |
15. Показатель скользкости, не более |
0,2 |
0,2 |
Экологические: |
740 |
740 |
16. Удельная эффективная актив- ность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более: |
||
- для дорог и улиц в населенных пунктах |
||
- для внегородских дорог | 1500 | 1500 |
17. Коррозионная активность на металл (Ст3), мг/см2·сут, не более |
0,8 |
0,8 |
18. Показатель агрессивности цемен-тобетона, %, не более |
0,5 |
0,5 |
7.3. Фрикционные противогололедные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять требованиям таблицы 2.
Таблица 2.
Требования к фрикционным противогололедным материалам
Наименование показателей | Нормы | ||
Песок | Щебень | Шлак | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Зерновой состав, %, массовая |
|||
доля частиц размером: | |||
- св.10 мм | не допускается |
не допускается |
не допускается |
- св. 5 мм до 10 мм, не более |
5 | 5 | 5 |
- св. 1 мм до 5 мм, не менее | 75 | 80 | 80 |
- 1 мм и менее, не более | 20 | 15 | 15 |
2. Модуль крупности | 2,0 - 3,5 | - | - |
3. Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более |
3 | 3 | 5 |
4. Массовая доля глины в комках, %, не более |
0,35 |
не допускается |
не допускается |
5. Массовая доля металлических примесей, %, не более |
- |
- |
3 |
6. Марка по прочности, не менее |
- | 600 | 600 |
7. Влажность, %, не более | 5 | 5 | 5 |
8. Удельная эффективная актив-ность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более: |
|||
для дорог и улиц в населенных пунктах |
740 |
740 |
740 |
для внегородских дорог | 1500 | 1500 | 1500 |
7.4. Комбинированные ПГМ должны удовлетворять требованиям таблицы 3, при этом, в зависимости от способа и условий их применения, содержать:
- не менее 5% (+- 1%) твердых солей (NaCl) для предотвращения смерзания фрикционных материалов;
- 10 - 20% твердых хлористых солей для повышения эффективности работы фрикционных ПГМ.
Для наиболее распространенного комбинированного ПГМ на основе песка и технической соли (NaCl) требования приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Требования к песко-соляной смеси
Наименование показателей | Норма |
1. Зерновой состав, %, массовая | |
доля частиц размером: | |
- св.10 мм | не допускается |
- св. 5 мм до 10 мм, не более | 5 |
- св. 1 мм до 5 мм, не менее | 75 |
- 1 мм и менее, не более | 20 |
2. Влажность, %, не более | 5 |
3. Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более |
3 |
4. Массовая доля глины в комках, %, не более |
0,35 |
5. Массовая доля химических ПГМ, %, не менее |
10 (5)* |
6. Удельная эффективная активность естес-твенных радионуклидов, Бк/кг, не более: |
|
для дорог и улиц в населенных пунктах |
740 |
для внегородских дорог | 1500 |
Примечание: * для предотвращения смерзания песков, применяемых в качестве фрикционных ПГМ.
7.5. Для повышения противогололедного эффекта кристаллические химические ПГМ (NaCl) обогащают растворами 20 - 25% концентрации хлористых солей (чаще всего кальция или магния) в количестве 20 - 30% от массы ПГМ. Такие соли называют "смоченные".
7.6. Технические требования к антигололедному наполнителю для асфальтобетона (ТУ 5718-003-052-04773-95 "Антигололедный наполнитель "Грикол") приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Физико-механические показатели продукта "Грикол"
Наименование показателей | Норма |
Зерновой состав, % по массе, не менее: |
|
мельче 1,25 мм | 100 |
--//-- 0,315 мм | 95 |
--//-- 0,071 мм | 80 |
Пористость, % по объему, не более | 30 |
Набухание образцов из смеси порошка с битумом, % по объему, не более |
1,5 |
Показатель битумоемкости, г, не более |
50 |
Влажность, % по массе, не более | 0,5 |
Гидрофобность, час, не менее | 24 |
Внешний вид | Порошок от светлосерого до темносерого цвета. Оттенок не нормируется. Без запаха. |
Массовая доля хлоридов, %, не менее |
90,0 |
Массовая доля нерастворимых в воде веществ, %, не более |
10,0 |
Насыпная плотность, г/см3 | 1,3 |
Удельная поверхность, см2/г | 3000 |
Класс опасности - 4. Гарантийный срок - 6 месяцев со дня изготовления. Антигололедный наполнитель не горит, не выделяет газов и не взрывоопасен.
8. Условия применения показателей
Установленные показатели должны применяться при контроле качества ПГМ н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.