Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 22 апреля 2003 г. N 12355/02
См. комментарии к настоящему постановлению
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юкова М.К., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление государственного учреждения "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 02.07.02 по делу N А55-7309/02-39 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.02 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Восход-Волга-Строй" (истца) Мисяц А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а также объяснения представителя истца, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Восход-Волга-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району города Самары о признании недействительными ее решения от 28.05.02 N 10-31/2600, в соответствии с которым обществу предложено уплатить пени и оно привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа за невнесение платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Обществу направлено соответствующее требование от 28.05.02 N 69.
В обоснование искового требования общество указало, что является хозяйственным обществом, учрежденным общероссийской общественной организацией инвалидов "Благо" в лице ее Самарского отделения. Уставный капитал общества полностью состоит из вкладов названной организации. Среднесписочная численность инвалидов, работающих в обществе, в I квартале 2002 года составляла 55,5 процента, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда - 43 процента. Общество пользуется льготой по уплате единого социального налога и поэтому считает, что не должно платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Решением суда первой инстанции от 02.07.02 исковое требование удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 19.09.02 оставил решение без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор и удовлетворяя иск, исходили из того, что истец относится к категории налогоплательщиков, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты единого социального налога и сделали вывод о возможности применения положения данной статьи Кодекса к правоотношениям по уплате обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области" не было привлечено к участию в деле, но о его правах и обязанностях приняты судебные акты, поэтому в соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отделение обратилось с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Заявитель считает, что вывод судебных инстанций по рассматриваемому делу противоречит законодательству Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
Заявитель ссылается также на пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), в силу которого взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Однако суд не рассмотрел вопроса о привлечении органа Пенсионного фонда Российской Федерации к участию в деле, нарушив тем самым его права, предусмотренные указанной правовой нормой.
Исходя из Федерального закона N 167-ФЗ и принятого позднее Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование общество должно вносить в полном объеме.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании пунктов 1, 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также публичные интересы и права лица, не привлеченного судом к участию в деле.
Так как вопрос об определении состава лиц, участвующих в деле и о привлечении их к делу подлежит рассмотрению судом первой инстанции, дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктами 1, 3 статьи 304, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.07.02 по делу N А55-7309/02-39 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.02 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Самарской области.
Председательствующий |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, освобождаются от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Используя данную льготу по ЕСН, общество воспользовалось ею и в отношении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Посчитав данные действия необоснованными, налоговая инспекция привлекла общество к ответственности за неуплату страховых взносов.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд. Суды первой и кассационной инстанций поддержали позицию налогоплательщика.
Признавая выводы нижестоящих судебных инстанций неправомерными, Президиум исходил из того, что в силу Федеральных законов от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в состав единого социального налога.
Согласно ст.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" указанные страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Следовательно, страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, не являются налогом в смысле п.1 ст.8 НК РФ. В связи с этим к отношениям по их уплате законодательство о налогах и сборах применению не подлежит.
Таким образом, общество не вправе было применять льготу по страховым взносам, предусмотренную ст.239 НК РФ.
Учитывая данное обстоятельство, а также то, что нижестоящими судебными инстанциями для участия в рассмотрении дела не был привлечен Пенсионный фонд РФ, Президиум отменил решение первой и постановление кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 12355/02
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 10 (в извлечении)