Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 05 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Фозиловой З.Т. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 15 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Омской региональной общественной организации потребителей "Центр по Защите Прав" в интересах Фозиловой " ... " о признании незаконным решения УФМС России по Омской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, о признании права на временное проживание в Российской Федерации, об обязании УФМС по Омской области выдать временное разрешение на временное проживание в Российской Федерации, о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Фозиловой З.Т., и её представителя Исаевой Л.А-К., пояснения представителя УФМС России по Омской области Сафарбагиной Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фозилова З.Т. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения УФМС России по Омской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ. Указала, что она является гражданкой Узбекистана.
22.07.2013 между ней и ФГУП " " ... "" ФМС был заключен договор, согласно которому предприятие взяло на себя обязательства по подготовке пакета документов для получения разрешения на временное проживание в РФ иностранным гражданином и обеспечение сопровождения данных документов.
В тот же день - 22.07.2013, она через ФГУП " " ... "" ФМС обратилась в Отдел УФМС России по Омской области в Ленинском АО г.Омска с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, с приложением пакета необходимых документов.
01.11.2013 она получила уведомление о том, что решением УФМС России по Омской области N N " ... " от 09.09.2013 ей отказано в выдаче разрешения на временное проживание по основанию - предоставление поддельных или подложных документов, либо сообщение заведомо ложных сведений. В Отделе УФМС России по Омской области в Ленинском АО г.Омска ей разъяснили, что причиной отказа послужило предоставление ею ложных сведений, а именно: не проживание по заявленному месту временного проживания. Однако данное обстоятельство не соответствует действительности и не подтверждено какими-либо доказательствами, в связи с чем считает отказ УФМС России по Омской области в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ незаконным.
Просила признать незаконным решение УФМС России по Омской области N N " ... " от 09.09.2013 об отказе выдаче ей разрешения на временное проживание на территории РФ; признать за ней право на временное проживание на территории РФ; обязать УФМС России по Омской области выдать ей указанное разрешение и взыскать с них расходы на оплату услуг представителя в размере " ... " рублей.
Фозилова З.Т. и ее представитель Абаимов С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали. Пояснили, что Фозилова З.Т. вместе с мужем до 18.10.2013 - момента продажи квартиры собственником, проживали по адресу: " ... " В настоящее время снимают квартиру и проживают по адресу: " ... ".
В судебном заседании представитель УФМС России по Омской области Сафарбагина Т.А. заявленные требования не признала. Пояснила, что в ходе осуществления проверки фактического места проживания Фозиловой З.Т. сотрудниками миграционный службы было установлено, что по ул. " ... " - месту постановки на миграционный учет, она не проживает и никогда не проживала. Квартира по ул. " ... " является местом массовой постановки на миграционный учет иностранных граждан.
Представитель Отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г.Омска в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Фозилова З.Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность факта ее не проживания по заявленному месту временного проживания. С момента подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание и до 18.10.2013 она проживала по адресу: " ... "., смены места проживания в данный период не производила. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля " ... ", являвшейся до 18.10.2013 собственницей указанной квартиры, которые необоснованно не приняты судом во внимание. Заключение инспектора Отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г.Омска " ... " не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт ее не проживания в указанной квартире. Каких-либо доказательств, в частности свидетельских показаний, которые бы с достоверностью подтверждали ее не проживание по ул. " ... " миграционной службой не представлено.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 245, 246, 247, 249, 254, 255 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям об оспаривании решений органов государственной власти.
Гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
Согласно ст. 29.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Пунктом 4 ст. 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (п. 8 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Вопросы выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации урегулированы Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 40 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации".
Согласно п. 36 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России. Заявление подается лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС России по предполагаемому месту временного проживания (п. 37 Административного регламента).
Перечень необходимых документов, представляемых иностранным гражданином одновременно с подачей заявления, предусмотрен п. п. 38 - 40.4 Административного регламента.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
В силу положений п. 8 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ и в соответствии с п. 58 Административного регламента решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на временное проживание оформляется в виде заключения по установленной форме.
В силу п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Из материалов дела следует, что гражданка республики " ... " Фозилова З.Т. прибыла в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, 25.05.2013 с целью постоянного проживания и трудоустройства на территории РФ.
В тот же день - 25.05.2013, Фозилова З.Т. была поставлена на миграционный учет по адресу: " ... " (л.д. " ... ").
22.07.2013 заявитель обратилась в Отдел УФМС России по Омской области в Ленинском АО г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы.
При подаче указанного заявления адрес предполагаемого временного проживания Фозилова З.Т. указала как " ... " (л.д. " ... ").
На основании распоряжения Отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г. Омска от 09.09.2013 N " ... ", с целью осуществления федерального контроля (надзора) за пребыванием, проживанием иностранных граждан в РФ и за их трудовой деятельностью, 09.09.2013 сотрудниками данного Отдела УФМС была осуществлена внеплановая выездная проверка фактического проживания Фозиловой З.Т. по адресу постановки на миграционный учет (л.д. " ... ").
Из акта проверки от 09.09.2013 N " ... ", рапорта инспектора Отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г. Омска " ... " следует, что в ходе проверки установлено, что заявитель по адресу " ... " - месту постановки на миграционный учет, не проживает (л.д. " ... ").
Согласно базы данных отдела УФМС России по Омской области в квартире по адресу: " ... ", значатся зарегистрированными 20 человек, большинство из которых иностранные граждане, в том числе и Фозилова З.Т. с 18.09.2013 по 18.10.2013. Всего с 2011 года на миграционный учет по вышеуказанному адресу, по средствам Отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г.Омска, а также отделений почтовой связи поставлено 109 человек (л.д. " ... ").
Из заключения инспектора отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г. Омска " ... " N N " ... " от 09.09.2013 следует, что в ходе миграционного контроля было установлено, что гражданка республики " ... " Фозилова З.Т. по месту постановки на миграционный учет по адресу: " ... " не проживает. Гражданка Фозилова З.Т. сообщила о себе ложные сведения, что является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание (л.д. " ... ").
Решением N N " ... " от 09.09.2013 Фозиловой З.Т. было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в РФ в связи с предоставление заявителем заведомо ложных сведений в части места своего проживания по адресу: " ... " (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Уведомление об отказе в выдаче разрешения на временное проживание было получено лично Фозиловой З.Т. 01.11.2013.
Таким образом, учитывая наличие правового основания, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", для отказа заявителю в выдаче разрешения на временное проживание, суд пришел к правомерному выводу о том, что решение УФМС России по Омской области от 09.09.2013 N " ... " является законным.
При этом, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что оспариваемое решение принято УФМС России по Омской области в пределах своих полномочий, осуществляя государственный контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации; права и свободы заявителя не были нарушены, обоснованно отказал Фозиловой З.Т. в удовлетворении заявленных ею требований.
Ссылки Фозиловой З.Т. в жалобе на недоказанность факта ее не проживания по заявленному месту временного проживания, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела.
Так, из пояснений инспектора отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г. Омска " ... ", проводившей проверку в отношении заявителя, данных ею в судебном заседании в районном суде следует, что в ходе проверки ею было обнаружено, что квартира по адресу " ... " является местом массовой регистрации иностранных граждан. При проведении проверки с выездом на данную квартиру, было установлено, что Фозилова З.Т. по данному адресу не проживает. Дверь квартиры ей никто не открыл и в квартиру она не попала. Один из жильцов дома, отказавшийся назвать номер своей квартиры и личные данные, пояснил ей, что иностранных граждан в указанной квартире он не видел. Данное обстоятельство подтвердил и участковый инспектор. Кроме того, в день подачи заявления и документов на получение временного разрешения, ей пришлось долго ждать Фозилову З.Т. и представитель ФГУП " " ... "" ФМС (оказывавшем содействие заявителю в получении разрешения на временное проживание на основании договора возмездного оказания услуг N " ... " на л.д. " ... ") пояснил, что она едет с " ... ", застряла в пробке. При получении информации по РВП Фозилова З.Т. пояснила инспектору, что адреса места временного проживания не знает, он указан в миграционной карте.
Из пояснений самой Фозиловой З.Т. в суде первой инстанции следует, что в настоящее время она с мужем проживает в " ... " ( " ... ").
Как указывалось выше, согласно базы данных Отдела УФМС России по Омской области в квартире по адресу: " ... ", значатся зарегистрированными 20 человек, большинство из которых иностранные граждане. Всего с 2011 года на миграционный учет по вышеуказанному адресу, по средствам Отдела УФМС России по Омской области в Ленинском АО г.Омска, а также отделений почтовой связи было поставлено 109 человек. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела свидетельствами о регистрации по месту пребывания (л.д. " ... "). При этом указанная выше квартира " ... " в д. " ... " по ул. " ... " в г.Омске является однокомнатной.
Допрошенная в судебном заседании в районном суде свидетель " ... " (бывшая собственница квартиры по ул. " ... ") пояснила, что с мая 2013 года Фозилова З.Т. вместе со своим супругом стала проживать в указанной квартире, письменный договор найма с ними она не заключала. Проживали они в квартире до 18.10.2013 - момента ее продажи, за проживание платили деньги. Не отрицала, что осуществляла в указанной квартире регистрацию иностранных граждан за плату, при этом никто из зарегистрированных там иностранных граждан в квартире никогда не проживал, кроме Фозиловых.
Из представленных административным органом в материалы дела письменных объяснений " ... " от 14.11.2013 (также зарегистрированной в квартире по ул. " ... ") следует, что с " ... " она познакомилась на почте. Последняя пояснила ей, что занимается постановкой на регистрационный учет за плату и предложила помочь. Объявила стоимость данной услуги, на что она согласилась. При этом в указанной квартире она никогда не проживала, где находится квартира - не знает (л.д. " ... ").
Давая оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе, показаниям свидетелей, судья районного суда обоснованно взял за основу показания свидетеля " ... " поскольку они не противоречат материалам дела.
Показания свидетеля " ... " (бывшей собственницы квартира " ... " в д. " ... " по ул. " ... " в г.Омске) обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам и материалам дела. Её поведение свидетельствует о её недобросовестности, поэтому она является заинтересованным лицом. В свою однокомнатную квартиру за плату ставила на регистрационный учет значительное количество иностранных граждан.
Доводы апелляционной жалобы Фозиловой З.Т. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фозиловой З.Т.- без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Председательствующий: Шибаева Г.Б. Дело N 33-436/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 05 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Фозиловой З.Т. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 15 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Омской региональной общественной организации потребителей "Центр по Защите Прав" в интересах Фозиловой " ... " о признании незаконным решения УФМС России по Омской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, о признании права на временное проживание в Российской Федерации, об обязании УФМС по Омской области выдать временное разрешение на временное проживание в Российской Федерации, о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, отказать".
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фозиловой З.Т.- без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.