Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минюста РФ и МНС РФ
от 9 июля 2003 г. N 162/БГ-3-29/402
Решение совместного заседания коллегий Минюста РФ и МНС РФ от 23 апреля 2003 г.
"О повышении эффективности взаимодействия службы судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию налоговой задолженности"
О взаимодействии налоговых органов с другими органами исполнительной власти см. справку
Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев состояние работы подведомственных служб по принудительному взысканию налогов и сборов, отмечают, что повышение эффективности взаимодействия служб судебных приставов территориальных органов Минюста России и налоговых органов является одним из приоритетных направлений.
Минюстом России и МНС России в 2001 - 2002 гг. проведен ряд совместных организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности взыскания задолженности по налогам и сборам. Позитивным сдвигам в работе по принудительному взысканию налоговой задолженности способствовали решения, принятые на совместном выездном заседании коллегий Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Координационного Совета руководителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, семинарах-совещаниях в Приволжском и Центральном федеральных округах.
Минюстом России установлен особый контроль за погашением задолженности по налогам у предприятий, имеющих долги 100 и выше млн. руб., с привлечением к этой работе руководителей федеральных управлений органов Минюста России.
С целью определения реальных перспектив по погашению задолженности путем применения мер принудительного взыскания разработаны и доведены до главных судебных приставов и руководителей территориальных органов Минюста России плановые задания на 1-е полугодие 2003 г.
Проведенная в 2002 году налоговыми органами Российской Федерации совместно со службами судебных приставов субъектов Российской Федерации работа явилась одним из факторов, обеспечивших снижение задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации на 63,6 млрд. руб., или на 3,6%.
Результаты работы служб судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2002 г. характеризовались следующими показателями.
В бюджеты всех уровней в результате мероприятий, проведенных судебными приставами, поступило 23,7 млрд.руб. По данным отчетности Департамента судебных приставов Минюста России, перечислено в бюджет в результате деятельности судебных приставов 19,6 млрд. руб., а также 3,2 млрд.руб. взысканных судами налогов, госпошлины, штрафов и 0,7 млрд.руб. таможенных платежей по постановлениям таможенных органов. Однако уровень взысканий в 2002 г. по сравнению с 2001 г. в службе судебных приставов снизился на 58,5% с 40,5 млрд. руб. в 2001 г. до 23,7 млрд. руб. в 2002 г.
Уменьшение показателей по взысканию задолженности за счет ареста имущества определилось в 2002 г. снижением базы для применения мер принудительного взыскания, недоимки на 28%, реструктуризацией значительной части задолженности. В целях сохранения экономического потенциала бюджетообразующих и градообразующих предприятий, имеющих задолженность по налогам и другим обязательным платежам, по состоянию на 1 января 2003 г. проведена реструктуризация налоговой задолженности свыше 134 тыс. предприятий на сумму 640 млрд. руб. Кроме того, в результате совместно осуществленных мер налоговыми органами инициировано 64 318 процедур банкротств в отношении безвестно отсутствующих должников. Необходимость принятия и направления в службу судебных приставов Минюста России постановлений о взыскании налогов за счет имущества отсутствующих должников обусловлена, прежде всего, позицией арбитражных судов, которые требуют от уполномоченного органа представления таких документов, как постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю, об окончании исполнительного производства. Необходимо отметить, что большая часть постановлений о взыскании налогов за счет имущества отсутствующих должников уже была направлена в службу судебных приставов и в текущем году эта часть совместной работы должна существенно уменьшиться.
Анализ работы по принудительному взысканию налогов и сборов показывает, что в ряде регионов наблюдается несогласованность действий налоговых органов и служб судебных приставов на местах, факты возвратов службами судебных приставов постановлений налоговых органов об обращении взыскания на имущество без достаточных на то оснований и без принятия мер по розыску имущества, необоснованные отзывы налоговыми органами своих постановлений. Зачастую, службы судебных приставов дублируют действия налоговых органов, выставляя инкассовые поручения на расчетные счета должника, с которых осуществлялось взыскание в соответствии со ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации. При исполнении постановлений налоговых органов судебными приставами в отдельных случаях не соблюдаются сроки возбуждения исполнительных производств, не в полном объеме выясняется наличие у должника ликвидного имущества, затягиваются сроки наложения ареста на имущество должника и передача арестованного имущества на реализацию в специализированные организации. Налоговые органы в необходимых случаях не применяют меры, предусмотренные ст.77 Налогового кодекса Российской Федерации, что в дальнейшем негативно отражается на эффективности мер принудительного взыскания.
Анализ результатов деятельности служб судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по налогам и другим обязательным платежам выявил также ряд проблем, решение которых позволит усилить взаимодействие и согласованность в организации совместной работы.
В целях дальнейшего повышения эффективности взаимодействия службы судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию налоговой задолженности коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам решили:
1. Одобрить в основном проект Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации по исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации.
2. Руководителям территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства юстиции Российской Федерации и главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с учетом состоявшегося обсуждения:
2.1. Осуществить согласованные меры по устранению отмеченных недостатков в совместной работе. С этой целью активнее практиковать обмен информацией о должниках, их деятельности, имуществе и т.д.;
2.2. Ежеквартально анализировать положение дел по взысканию задолженности по налогам и сборам в подчиненных подразделениях на совместных совещаниях, ежемесячно в обязательном порядке проводить сверки отчетных показателей.
3. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:
3.1. Принять меры по недопущению приостановления производства исполнительных действий судебными приставами - исполнителя до момента получения заключения ФСФО России о целесообразности возбуждения в отношении должника процедуры банкротства;
3.2. Во избежание нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации при рассмотрении вопросов о предоставлении рассрочек и отсрочек исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет иного имущества налогоплательщика, прекратить практику предоставления судебными приставами - исполнителями заключений о наступлении негативных последствий для должника при исполнении ими вышеназванных постановлений;
3.3. Взять под персональную ответственность выполнение плановых заданий и незамедлительно информировать Департамент судебных приставов о причинах неисполнения;
3.4. Уделять особое внимание работе с крупнейшими предприятиями - должниками, имеющими задолженность 100 и выше млн. руб., информируя об итогах этой работы Департамент судебных приставов и руководителей управлений Минюста России по федеральным округам.
4. Департаменту судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (А.М.Беляков) и Управлению налоговой задолженности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (С.Н.Хурсевич):
4.1. В III кв. доработать и в установленном порядке утвердить и довести до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и служб судебных приставов Минюста России Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации по исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;
4.2. Разработать единую методику ежемесячной сверки отчетных показателей и довести ее до территориальных подразделений МНС России и службы судебных приставов Минюста России (срок - III кв. 2003 г.);
4.3. В целях сопоставимости показателей МНС России и Минюста России внести необходимые изменения в порядок подготовки форм статистической отчетности, предусмотрев порядок внесения сведений о результатах деятельности на основании актов сверок (срок - III кв. 2003 г.);
4.4. Разработать единую методику мониторинга эффективности исполнительных действий в отношении должников, имеющих налоговую задолженность свыше 100 млн. руб. (срок - III кв. 2003 г.);
4.5. В целях выработки единой правоприменительной практики приостановления судами исполнительных производств, предоставления должникам отсрочек и рассрочек исполнения постановлений налоговых органов о принудительном взыскании налоговых и иных обязательных платежей в III кв. 2003 г. проанализировать сложившуюся судебную практику и подготовить письмо Председателю Верховного Суда Российской Федерации о даче разъяснений по вопросу приостановления судами исполнительных производств, предоставления должникам отсрочек и рассрочек исполнения постановлений налоговых органов.
5. Департаменту судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (А.М.Беляков) и Департаменту контроля налоговых органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (О.Н.Чернова):
5.1. В целях полноты и всесторонности деятельности по контролю обеспечить проведение скоординированных проверок деятельности служб судебных приставов Минюста России и налоговых органов по субъектам Российской Федерации;
5.2. С целью координации проверочных мероприятий обеспечить ежеквартальный обмен проектами планов проведения проверок территориальных органов по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации - главного судебного пристава Российской Федерации А.Т.Мельникова и первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.Смирнова.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минюста РФ и МНС РФ от 9 июля 2003 г. N 162/БГ-3-29/402 "Об утверждении решения совместного заседания коллегий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.