Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г. N ГКПИ03-424
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 июля 2003 г. N КАС 03-315 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании незаконными пунктов 4 и 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее Правила), установил:
Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Правил не соответствуют требованиям Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приняты Правительством РФ с превышением своих полномочий, содержащиеся в них положения нарушают ее права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В судебном заседании представитель заявительницы И. требование поддержал.
Представители Правительства РФ В., Ц., Б. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые Правила, в том числе и пункты 4 и 5 этих Правил, приняты Правительством РФ в пределах своих полномочий и каких-либо охраняемых законом прав и интересов заявительницы не нарушают.
Выслушав объяснения заявительницы, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (недействующими).
Как установлено судом, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.
Согласно пункту 4 оспариваемых Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 5 этих же Правил предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
По утверждению представителей Правительства РФ, до 1 января 2002 г. (до принятия ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей (пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей) определялось с учетом соответствующего Списка профессий и должностей работников народного образования, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции постановления от 1 февраля 2001 г. N 79).
Разделом "Наименование должностей" Списка от 6 сентября 1991 года должность "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена, т.е. работа в этой должности до 1 ноября 1999 г. права на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не давала.
Списком от 22 сентября 1999 г. была предусмотрена должность "Музыкальный руководитель" и работа в этой должности, начиная с 1 ноября 1999 г., стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Оспариваемыми Правилами ранее действующий порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в отношении музыкальных руководителей сохранен.
Более того, пунктом 5 этих Правил предусмотрено, что периоды работы в этой должности засчитываются им в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, т.е. их права, в части зачета периодов работы в льготный стаж, по сравнению с ранее действовавшими Правилами с Списками, расширены.
Право утверждать такого рода Списки и Правила предоставлено законом Правительству РФ, что им и было сделано при утверждении оспариваемых Правил.
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных доказательств в их опровержение и представителем заявительницы.
Анализ содержания оспариваемых пунктов Правил также свидетельствует о соответствии их требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо предусмотренных ст. 13 ГК РФ оснований для признания оспариваемых пунктов Правил незаконными не имеется.
Довод заявительницы о том, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Правил требования, в нарушение положений Конституции РФ, ставят музыкальных руководителей в неравное положение с другими педагогическими работниками в части исчисления льготного стажа, не может быть признан обоснованным.
Согласно пп. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года, введенного в действие с 1 января 2002 года, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 3 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Указанным выше постановлением Правительства РФ утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Пунктами 4 и 5 этих Правил предусмотрены должности и учреждения, а также условия работы в них, при которых периоды работы засчитываются в льготный трудовой стаж.
Исходя из содержания пункта 5 Правил, как уже приводилось выше, периоды работы в должности музыкального руководителя включаются в льготный стаж работы независимо от того, когда протекала эта работа, но при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 г. и Правилами, утвержденными Правительством РФ 22 сентября 1999 г. (ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в льготный трудовой стаж не засчитывалась).
Следовательно, в силу п. 5 новых Правил заявительница, работавшая в указанной должности, приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за все прошлые периоды работы, а не с 1 ноября 1999 г., как это было предусмотрено ранее действовавшими Правилами.
Ссылка заявительницы и ее представителя на то, что работа в должности музыкального руководителя засчитывалась в льготный стаж и по Спискам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, не может быть принята во внимание, поскольку должность музыкального руководителя в указанные списки вообще не включалась и была включена в такие списки лишь постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Утверждение заявительницы о том, что, признав утратившими силу ранее действовавшие по этому вопросу постановления, Правительство РФ тем самым лишило музыкальных руководителей права на включение работы в этой должности в льготный трудовой стаж за прошлое время независимо от нормы рабочего времени, также не может быть принято во внимание, так как в соответствии с общими правилами правовые акты, если им не придано обратной силы, действуют со дня введения их в действие.
Оспариваемые Правила введены в действие в ноябре 2002 года и с этого времени утратили силу указанные в постановлении Правительства РФ ранее действовавшие его правовые акты по этому вопросу, т.е. до принятия новых Правил и в соответствии с ними, если они не ухудшали положение работников по сравнению с новыми Правилами, должен исчисляться льготный трудовой стаж педагогических работников, в том числе и музыкальных руководителей.
Как уже отмечалось выше, права музыкальных руководителей в части исчисления льготного трудового стажа в соответствии с новыми Правилами не нарушаются.
Что касается положений, содержащихся в п. 4 Правил, то они также соответствуют требованиям закона и прав заявительницы не нарушают.
Различные подходы к исчислению льготного педагогического стажа отдельных категорий работников, в том числе и музыкальных руководителей, обусловлены условиями и характером их труда, которые определяются Министерством образования РФ. Исходя из этого и был определен порядок исчисления льготного стажа музыкальных руководителей, что не противоречит требованиям действующего законодательства РФ и норм международного права.
Указанные выше Правила приняты Правительством РФ в пределах предоставленных ему законом полномочий (п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), а поэтому суд не может согласиться с доводом о том, что они приняты Правительством с превышением своих полномочий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 253 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Б. о признании незаконными пунктов 4 и 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г. N ГКПИ03-424
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 июля 2003 г. N КАС 03-315 настоящее решение Верховного Суда РФ оставлено без изменения