Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М.Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Правительства Хабаровского края, установил:
1. Согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или международным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда (пункт "е" части второй статьи 16); порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17).
3 мая 1994 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 419, которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусматривающее, в частности, что компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам, в том числе лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства органами, назначившими пенсию (абзац третий пункта 5); при этом расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, предусмотренных указанным Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета (пункт 14).
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Правительство Хабаровского края указывает, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, заменив льготу в виде бесплатного проезда, установленную федеральным законом, компенсацией расходов на проезд; такое регулирование, содержащееся в абзаце третьем пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, повлекло, по мнению заявителя, массовое нарушение прав реабилитированных граждан, проживающих на территории Хабаровского края, а потому названная норма не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 55 (часть 2 и 3) и 114 (пункты "в" и "е" части 1).
2. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба (Преамбула) и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту данной категории граждан, в том числе в виде права на бесплатный проезд (пункты "г", "д" и "е" части второй статьи 16). По своей правовой природе данный вид государственной социальной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер, установление порядка предоставления которой законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья 17). Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя. При этом Правительство Российской Федерации при осуществлении полномочий, возложенных на него Законом, в том числе по определению порядка предоставления названной льготы, обязано действовать в соответствии со смыслом этого Закона и в обеспечение его адекватной реализации (статьи 10, 18, пункты "е" и "ж" части первой статьи 114, часть первая статьи 115).
Оспариваемое положение, принятое Правительством Российской Федерации во исполнение пункта "е" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривает порядок реализации права на бесплатный проезд, учитывающий специфику данной льготы (предоставление транспортных услуг различными видами транспорта, за пределами административного района проживания, периодичность предоставления и необходимость индивидуального учета пользования льготой) и гарантирующий итоговую бесплатность проезда, а потому сам по себе не может расцениваться как нарушающий предписания статей 18 и 55 (части 2 и 3), 114 (пункты "в" и "е" части 1) Конституции Российской Федерации. Пункт "е" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и пункты 5 и 14 Положения в их взаимосвязи предполагают обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения произведенных расходов бюджетам субъектов Российской Федерации и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 282-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 6