Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 291-О "По жалобе общественного фонда "Правоборец" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 24 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", пункта 9 статьи 80 и пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 24 Федерального закона от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год" предусматривает вступление данного закона в силу с 1 января 2002 г., то есть с даты, предшествующей моменту его принятия и опубликования.

Общественный фонд обратился в Конституционный Суд с жалобой, в которой указал, что придание указанному закону обратной силы недопустимо, поскольку ст.8 закона предусматривает ответственность за нарушение сроков представления отчетности.

При рассмотрении комментируемого дела Конституционный Суд исходил из того, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как и налоговые платежи, взимаются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Следовательно, на законодательные акты о данных платежах, в том числе на Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год", ст.8 которого предусматривает ответственность за непредставление отчетности по этим взносам, распространяются положения ст.5 НК РФ.

Применительно к данной ситуации Суд обратил внимание на те положения ст.5 НК РФ, согласно которым, акты законодательства о налогах и сборах, во-первых, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, во-вторых, если они устанавливают или отягчают ответственность, то обратной силы не имеют.

Следовательно, нормы ст.8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год", устанавливающие ответственность за нарушение сроков представления отчетности, должны были быть введены в действие не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования закона (которое имело место 14 февраля 2002 г.).

Также Конституционный Суд указал на то, что данный вопрос уже был им рассмотрен, в частности, в постановлениях от 08.10.1997 г. N 13-П, от 24.02.1998 N 7-П, от 30.01.2001 N 2-П.

Таким образом, положения ст.24 Федерального закона от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ, как аналогичные тем, которые ранее были признанны неконституционными, противоречат ст.ст.54, 57 Конституции РФ.


Определение Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 291-О "По жалобе общественного фонда "Правоборец" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 24 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", пункта 9 статьи 80 и пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации"



Текст Определения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 октября 2003 г. N 42 ст. 4107, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2003 г., N 11, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 6