Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 2003 г. N ВКПИ 03-40
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим ч. 9 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части невключения в выслугу лет для назначения пенсии периода теоретического обучения без отрыва от производства по программе курсантов-пилотов в системе бывшего ДОСААФа, установила:
К. обратился в Верховный Суд с требованием признать недействующим ч. 9 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части включения в выслугу лет для назначения пенсии только времени нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.
В заявлении К. указывает, что он с 1 ноября 1990 года по 31 марта 1991 года проходил теоретическое обучение без отрыва от производства при Челябинском учебном авиационном центре ДОСААФ по программе обучения курсантов-пилотов на самолетах Л-29.
В соответствии с Приказом Министра обороны СССР N 0167 от 1967 года вышеуказанный срок засчитывался в срок действительной военной службы.
В соответствии со ст. 1 обжалуемого нормативного правового акта в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитывается лишь время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся по программе подготовки офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, не ранее чем с 1 января 1961 года.
Таким образом, по мнению К., названная правовая норма нарушает его права на пенсионное обеспечение.
К. также обращает внимание на существование в Приказе Министра обороны СССР N 0167 правовой нормы, обязывавшей включать время теоретического обучения без отрыва от производства по программе курсантов-пилотов в системе бывшего ДОСААФа в выслугу лет для назначения пенсии.
Заявитель в судебном заседание не прибыл, в письменном ходатайстве свои требования поддержал, просил провести судебное заседание без его участия.
Представители Председателя Правительства Российской Федерации требования заявителя не признал, указав на предоставленные законодательством Российской Федерации Правительству Российской Федерации полномочия устанавливать порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица - Председателя Правительства Российской Федерации - Б. и Б., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
На основании указанной правовой нормы Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий издало Постановление "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941, определив в нем порядок исчисления выслуги для назначения пенсии.
В соответствии с п. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1968 года "О подготовке офицеров запаса летного и летно-технического состава в учебных организациях ДОСААФ СССР" от 19 июня 1968 года N 2777-VII лицам, проходившим подготовку офицеров запаса в учебных заведениях ДОСААФ СССР, время обучения на офицеров запаса засчитывается в срок действительной военной службы, а время практической летной подготовки также в выслугу лет в Вооруженных Силах СССР и в трудовой стаж.
Согласно п. 4 названного правового акта, граждане призывных возрастов, призванные на практическую летную подготовку, считаются военнослужащими, состоящими на действительной военной службе.
При таких данных следует прийти к выводу о том, что зачет в срок действительной военной службы всего периода обучения (теоретического и практического) лицам, окончившим подготовку по специальности летчика, давал им право на освобождение от военной службы по призыву.
Аналогичные требования по зачету выслуги лет содержатся в Приказе Министра обороны СССР "О введении в действие Положения о подготовке летно-технического состава запаса Военно-Воздушных Сил в системе ДОСААФ СССР" от 7 июля 1967 года N 0167 (с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Министра обороны СССР от 4 июля 1968 года N 0160), на который ссылается заявитель.
Указанный порядок исчисления выслуги лет был предусмотрен действующим в период обучения К. Постановлением Совета Министров СССР "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" от 15 декабря 1990 года N 1290.
Таким образом, обжалуемая норма заимствована из ранее действующего законодательства, на котором К. основывает свои требования, не противоречит Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что в соответствии со ст. 253 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Что касается заявления К. в части требований обязать Правительство Российской Федерации устранить правовым способом допущенное нарушение его прав на пенсионное обеспечение путем включения времени теоретического обучения по программе курсантов-пилотов в выслугу лет для назначения пенсии, то с учетом конституционного принципа разделения властей это требование не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а поэтому в соответствии со ст. 220 ГПК РФ производство по заявлению К. в этой части подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 199, 220, 252, 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления К. о признании недействующим ч. 9 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части невключения в выслугу лет для назначения пенсии периода теоретического обучения без отрыва от производства по программе курсантов-пилотов в системе бывшего ДОСААФа - отказать.
В части требований К. обязать Правительство Российской Федерации правовым путем включить ему в выслугу лет для назначения пенсии период теоретического обучения по программе курсантов-пилотов, производство по делу прекратить на основании ст. 220 ГПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
А.Коронец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 2003 г. N ВКПИ 03-40
Текст решения официально опубликован не был