Решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2003 г. N ГКПИ03-644
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 сентября 2003 г. N КАС03-415 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" о признании недействующими подпунктов "а" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 г. N 552, установил:
ООО "Вита Холдинг" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпунктов "а" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 г. N 552.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нарушают их права на свободу экономической деятельности.
В суде представители ООО "Вита Холдинг" С., К. поддержали заявленные требования и пояснили, что установленная п.п. "а" п. 4 Положения отсылочная норма допускает возможность привлечения к несоразмерной ответственности за нарушение одного и того же нормативного акта.
Предусмотренное п.п. "в" п. 4 Положения требование никакими нормативными актами не предусмотрено и побуждает лицензиата лишь к формальному обладанию имуществом, которое ему не нужно.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ К., М. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону, изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушают права хозяйствующих субъектов.
Выслушав объяснения представителей ООО "Вита Холдинг" С., К., заинтересованного лица Правительства РФ К., М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 г. N 552 утверждено Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов.
Настоящее Положение определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 4 Положения установлены лицензионные требования и условия при заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения обязательным для лицензиата является соблюдение Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2).
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации и являются нормативным правовым актом.
Включение в Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов отсылочной нормы о соблюдении лицензиатом нормативного правового акта: Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения регулирующих данный вид деятельности не может рассматриваться как несоответствие требованиям Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия по изданию Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, вправе, используя приемы юридической техники, включать в нормативный правовой акт требования о необходимости соблюдения Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения.
Вопрос об ответственности и ее соразмерности за несоблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения подпунктом "а" пункта 4 Положения не регулируется.
Подпунктом "в" пункта 4 Положения предусмотрено обязательное требование о наличии не менее чем на одном объекте лицензиата в пределах территории субъекта Российской Федерации аттестованной лаборатории для определения химического состава лома цветных металлов и производимой из него продукции.
Как пояснили в суде представители Правительства РФ К., М., на российском рынке обращаются сотни наименований лома и отходов металлов и их сплавов, содержание химических элементов в которых возможно определить только аналитическим методом.
В результате химического анализа выявляется реальный состав принимаемой партии лома, данная партия лома помечается в соответствии с выявленным составом и в зависимости от состава направляется на переработку. Пыль, окислы, порошки, соли и пары, образующиеся в процессе заготовки и переработки лома и отходов многих цветных металлов и их сплавов, являются токсичными и оказывают вредное воздействие на организм человека (относятся к I-IV классам опасности). Несоблюдение указанного лицензионного требования может нанести ущерб здоровью как персонала, занятого в этой сфере деятельности, так и других граждан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" выполнение лицензионных требований и условий лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Таким образом, Федеральный закон содержит требование о соответствии, принадлежащих ему или используемых лицензиатом объектов, на которых осуществляется данный вид деятельности, лицензионным требованиям и условиям. Конкретизация лицензионных требований и условий осуществляется положениям о лицензировании.
Доводы представителей ООО "Вита Холдинг" о том, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности достаточно визуального осмотра лома, а обустройство лаборатории требует значительных затрат, не могут служить основаниями для удовлетворения заявленных требований, т.к. не имеют правового значения и относятся к целесообразности установления лицензионного требования.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, обязаны соблюдать установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности лицензионные требования и условия.
В силу ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензиат вправе иметь лабораторию как на праве собственности, так на любом законном основании.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, заявление ООО "Вита Холдинг" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" о признании недействующими подпунктов "а" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 г. N 552, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2003 г. N ГКПИ03-644
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 сентября 2003 г. N КАС03-415 настоящее решение оставлено без изменения