Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 21 августа 2003 г. N КАС 03-382
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 августа 2003 года гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании недействующим подпункта 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 857,
по кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Подпунктом 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, предусмотрено, что директор Федерального фонда по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования.
ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного положения устава незаконным, указывая на то, что оно позволяет Федеральному фонду ОМС издавать нормативные правовые акты без соблюдения требований законодательства об их государственной регистрации и официальном опубликовании и требовать обязательного исполнения таких актов страховыми медицинскими организациями - самостоятельными хозяйствующими субъектами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" просит решение суда отменить, считая его незаконным.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации.
На основании этой нормы закона, ст.23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" Правительство Российской Федерации вправе было издать постановление об утверждении устава Федерального фонда ОМС.
Подпункт 8 пункта 21 этого устава закрепляет полномочие директора Федерального фонда утверждать по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему ОМС.
Возможность издания Федеральным фондом ОМС таких документов вытекает из упомянутой выше его функции по реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, а также из Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 г. N 318, предусматривающего в определенных случаях государственную регистрацию этих актов.
Оспариваемая норма не регулирует порядок подготовки и издания Федеральным фондом ОМС нормативных правовых актов, а также не предусматривает издание актов, имеющих нормативный характер, без соблюдения требований об их государственной регистрации и официальном опубликовании в случаях, когда эти акты затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер.
В этой связи довод заявителя о том, что оспариваемая норма позволяет Федеральному фонду ОМС издавать нормативные акты без их государственной регистрации и без официального опубликования в требуемых случаях, не соответствует содержанию данной нормы, в связи с чем обоснованно отвергнут судом первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции применены и истолкованы правильно, предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст.360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 августа 2003 г. N КАС 03-382
Текст определения официально опубликован не был