Временные правила предоставления средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности
(утв. Министром сельского хозяйства РФ 29 мая 2003 г.)
Приказом Минсельхоза РФ от 24 апреля 2007 г. N 216 настоящие Временные правила признаны утратившими силу
I. Общие положения
1. Настоящие Временные правила до принятия соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации устанавливают условия предоставления средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 (далее - Программа).
См. Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 марта 2008 г. N 144
2. Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе субъектам Российской Федерации на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений в виде субсидии, с целью предоставления сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. При этом доля средств федерального бюджета составляет не более 30 процентов стоимости строительства (приобретения) жилья по социальной норме.
3. Получателями субсидии являются граждане и члены их семей (далее - граждане - получатели субсидии), отвечающие следующим условиям:
- принятие гражданином решения об участии в реализации настоящей Программы и соблюдение им настоящих Правил;
- наличие регистрации и постоянного места проживания в сельском населенном пункте;
- признание гражданина и членов его семьи в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- наличие собственных и/или заемных средств в размере не менее 30% стоимости строительства (приобретения) жилья.
4. Преимущественным правом на получение субсидии пользуются следующие категории граждан:
- молодые специалисты, выпускники ВУЗов и средних специальных учебных заведений, работающие в агропромышленном комплексе;
- иные граждане, постоянно проживающие в сельской местности и работающие не менее 3-х лет в агропромышленном комплексе;
- врачи, медработники, педагогические работники, культработники, работающие в сельских учреждениях социальной сферы;
- граждане, обеспечение жильем которых за счет федерального бюджета установлено законодательством Российской Федерации (на условиях настоящей Программы).
5. Граждане - получатели субсидии вправе использовать субсидию на:
- приобретение готового жилого помещения (с представлением договора купли-продажи или договора уступки требования на жилое помещение);
- на строительство индивидуального жилого дома (с представлением подтверждения права собственности на земельный участок, проектно-сметной и разрешительной документации (архитектурно-строительного проекта, справки о сметной стоимости строительства и договора на строительство жилого дома). При строительстве жилья собственными силами размер субсидии определяется без учета плановых накоплений и накладных расходов;
- приобретение квартиры при участии в строительстве многоквартирного жилого дома, дольщиками которого являются исключительно граждане;
- получатели субсидии (с представлением договора о долевом участии в строительстве). В 2003 году допускается выделение субсидии за счет средств федерального бюджета на завершение ранее начатых строительством жилых домов при выполнении в рамках региональной жилищной программы органом исполнительной власти и гражданином - получателем субсидии условий настоящих Правил.
6. Право гражданина на получение субсидии и иных средств удостоверяется Свидетельством о предоставлении субсидии и иных средств по форме приложения N 4 к настоящим Правилам (далее - Свидетельство), срок действия которого 1 год с момента его выдачи. Свидетельство является именным и не подлежит передаче другому лицу. Выдача Свидетельства гражданину осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице органа управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти).
7. Свидетельство дает право гражданину открыть в одном из учреждений кредитной организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на конкурсной основе (далее - кредитная организация), именной блокированный счет, предназначенный для зачисления бюджетных и иных средств, направляемых на оплату строительства (приобретения) жилья.
8. В случае выявления нарушений условий настоящих Правил, допущенных гражданином при оформлении получения Свидетельства, выданное гражданину Свидетельство аннулируется. Право получения Свидетельства переходит другому гражданину для оформления выдачи его в установленном порядке.
9. Размер субсидии и иных средств определяется на дату выдачи Свидетельства.
10. Гражданин вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх социальной нормы при условии подтверждения возможности и порядка оплаты за счет собственных и/или заемных средств стоимости части жилья, превышающей социальную норму.
11. Приобретенное или построенное гражданином - владельцем Свидетельства жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям сельского населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Общая (жилая) площадь приобретенного или построенного гражданином - владельцем Свидетельства жилого помещения (в расчете на одного члена семьи) не может быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти для постановки на учет по улучшению жилищных условий.
12. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности (33 кв.метров - для одиноких граждан, 42 кв.метров - на семью из 2-х человек и по 18 кв.метров на каждого члена семьи при численности 3 и более человек), определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья в сельской местности субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.метра жилья в субъекте Российской Федерации, определяемой Госстроем России на основании данных Госкомстата России и органов исполнительной власти.
13. Средства федерального бюджета (субсидии), не использованные и использованные не по целевому назначению, подлежат перечислению в доход федерального бюджета, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации. В случаях непринятия органами исполнительной власти мер по своевременному финансированию за счет внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий Программы по строительству (приобретению) жилья в сельской местности и сокращения в связи с этим Правительством Российской Федерации доли финансирования указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год, Минсельхоз России, как государственный заказчик-координатор Программы, вправе произвести корректировку объемов финансирования этих мероприятий.
II. Организация работы по выдаче Свидетельств и финансированию строительства (приобретения) жилья в сельской местности
14. Организация работы по выдаче Свидетельств осуществляется органами исполнительной власти совместно с Минсельхозом России.
15. Минсельхоз России осуществляет:
утверждение в двухнедельный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год распределения средств федерального бюджета по субъектам Российской Федерации для выделения субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках Программы и доведение распределения до органов исполнительной власти. Распределение средств федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на указанные цели осуществляется в соответствии с требованиями п.2 настоящих Правил, потребностями органов исполнительной власти в средствах федерального бюджета, а также с учетом наличия региональных нормативных правовых актов в области жилищной сферы (в том числе по использованию механизмов ипотечного жилищного кредитования) и дифференциации субъектов Российской Федерации по:
а) дефициту трудовых кадров агропромышленного комплекса;
б) численности сельского населения и уровню обеспеченности его жильем;
в) наличию ветхого, аварийного и незаселенного сельского жилого фонда;
г) региональным различиям средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья. Внесение изменений в распределение средств федерального бюджета по субъектам Российской Федерации для выделения субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности осуществляется Минсельхозом России до 1 июля соответствующего года;
- заключение с органами исполнительной власти соглашений о взаимных обязательствах по долевому финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации строительства (приобретения) жилья для сельских граждан в рамках Программы и осуществлению передачи средств федерального бюджета на эти цели администрациям муниципальных образований;
- перечисление субсидий после представления органом исполнительной власти в Минсельхоз России:
а) справки об освоении финансовых средств по форме приложения N 9 к настоящим Правилам;
б) отчета о ходе реализации Программы по строительству (приобретению) жилья в сельской местности по форме N 1-СРС, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.04.2003 N 46;
Постановлением Госкомстата РФ от 6 января 2004 г. N 2 форма N 1-СРС, утвержденная постановлением Госкомстата России от 29 апреля 2003 г. N 46, признана утратившей силу
См. форму N 1-СРС, утвержденную постановлением Федеральной службы государственной статистики от 24 марта 2006 г. N 11
- контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета (субсидий) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках Программы.
16. Органы исполнительной власти могут в установленном порядке на договорной основе передавать отдельные функции заказчика по строительству жилья в сельской местности в рамках реализации Программы уполномоченной организации, имеющей лицензию на осуществление проектной и строительной деятельности, а также опыт работы заказчиком с использованием бюджетных и иных средств, с одновременной организацией контроля исполнения переданных функций.
17. Для включения в перечень граждан - получателей субсидий и оформления получения Свидетельства на условиях настоящих Правил граждане:
- представляют органу исполнительной власти либо администрации муниципального образования следующие документы:
а) заявление о включении в список получателей свидетельства по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам, подписанное заявителем и всеми совершеннолетними членами его семьи;
б) копию документа, удостоверяющего личность заявителя;
в) выписку из решения органа местного самоуправления (или другой организации, осуществляющей распределение жилья) о постановке гражданина на учет по улучшению жилищных условий;
г) справку из жилищно-эксплуатационной организации о лицах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства заявителя;
д) документальное подтверждение возможности оплаты части стоимости (не менее 30%) строительства (приобретения) жилья за счет собственных и/или заемных средств,
- заключают с органом исполнительной власти договор, предусматривающий условия и взаимные обязательства при осуществлении строительства (приобретения) жилья;
- получают в органе исполнительной власти Свидетельство и сдают его в учреждение кредитной организации для открытия именного блокированного счета.
18. Для осуществления финансирования строительства (приобретения) жилья и перечисления средств на эти цели с именного блокированного счета, открытого в кредитной организации, гражданину - владельцу Свидетельства необходимо:
- использовать собственные и/или заемные средства в размере не менее 30 процентов стоимости строительства жилья на финансирование строительных работ, осуществляемых собственными силами, а при строительстве подрядным способом и приобретении жилья
- внести на именной блокированный счет собственные и/или заемные средства в указанных выше размерах;
- возместить в случае строительства (приобретения) жилья сверх социальной нормы за счет собственных и/или заемных средств стоимость части жилья, превышающей социальную норму;
- оформить и представить в орган исполнительной власти или администрацию муниципального образования либо:
а) договор купли-продажи с продавцом жилья, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним или договор уступки требования на жилое помещение согласно пп.
а) п.23 настоящих Правил;
б) договор подряда с подрядной организацией и органом исполнительной власти;
в) договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома с застройщиком и органом исполнительной власти;
г) договор на строительство жилья собственными силами с органом исполнительной власти.
III. Порядок финансирования строительства (приобретения) жилья в сельской местности за счет средств федерального бюджета
19. Предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, предусмотренных по разделу 21 "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" бюджетной классификации Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации, осуществляется реестрами Минсельхоза России на основании заключенных с органами исполнительной власти соглашений, с отражением операций на их лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства в рамках исполнения федерального бюджета.
20. Органы исполнительной власти перечисляют поступившие средства в доход бюджета субъекта Российской Федерации на счета органов федерального казначейства, открытые в учреждениях Банка России для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Субсидии отражаются в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации по коду бюджетной классификации Российской Федерации 3020500 "Субсидии".
21. Органы федерального казначейства на основании реестров органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, не позднее дня, следующего за их представлением, отражают объемы финансирования на лицевых счетах органов исполнительной власти, открытых им в установленном порядке в органах федерального казначейства для осуществления операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
22. Органы исполнительной власти перечисляют субсидии в доходы бюджетов муниципальных образований на счета органов федерального казначейства, открытые в учреждениях Банка России для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Операции с указанными средствами осуществляются в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета.
23. Администрации муниципальных образований в пятидневный срок со дня получения выписки с лицевого счета перечисляют средства на именные блокированные счета граждан - получателей субсидий в кредитных организациях на основании следующих документов:
а) в случае приобретения готового жилья:
- договоров купли-продажи, зарегистрированных в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае если приобретаемое жилое помещение расположено в жилом здании, строительство которого завершено, оно принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано, представляется договор уступки требования на жилое помещение, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации владельцем Свидетельства и лицом, имеющим требование на это жилое помещение, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, полученное в результате реализации условий этого договора, оформленное на имя владельца Свидетельства и членов его семьи;
- списков граждан - получателей субсидий;
б) в случае строительства жилья подрядным способом:
- договоров подряда;
- списков граждан - получателей субсидий;
- отчетов о выполненных объемах строительно-монтажных работ по формам, установленным Госкомстатом России;
в) в случае долевого участия в строительстве жилья:
- договоров долевого участия в строительстве жилья;
- списков граждан - получателей субсидий;
- отчетов о выполненных объемах строительно-монтажных работ по формам, установленным Госкомстатом России;
г) в случае строительства жилья собственными силами:
- договоров строительства собственными силами;
- проектно-сметной документации (архитектурно-строительного проекта, справки о сметной стоимости жилого дома) и документа, удостоверяющего права собственности на земельный участок;
- списков граждан - получателей субсидий;
- отчетов о выполненных объемах строительно-монтажных работ по формам, установленным Госкомстатом России. Кредитная организация производит выплаты денежных средств при наличии поручения вкладчика (гражданина - получателя субсидии) не позднее следующего рабочего дня после зачисления средств на его именной блокированный счет. После закрытия именного блокированного счета кредитная организация направляет в орган, выдавший Свидетельство, подлинник Свидетельства с отметкой о произведенной оплате построенного (приобретенного) жилого помещения. Орган, выдавший Свидетельство, представляет подлинник Свидетельства, а также корешок к нему с отметкой о размере площади и адресе построенного (приобретенного) жилого помещения в орган исполнительной власти для хранения.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Министр сельского хозяйства
Российской Федерации |
А.В.Гордеев |
Согласовано
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации |
А.Ю.Петров |
14 мая 2003 г.
Заместитель Министра сельского
хозяйства Российской Федерации |
А.В.Антонец |
12 мая 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные правила предоставления средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 29 мая 2003 г.)
Текст Временных правил опубликован в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных органов", август 2003 г., N 34
Приказом Минсельхоза РФ от 24 апреля 2007 г. N 216 настоящие Временные правила признаны утратившими силу