Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
V. Приложение
V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2004 году
Банк России последовательно реализует задачи, определенные банковским законодательством и получившие конкретизацию и развитие в "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации". В 2004 году Банк России продолжит решение намеченных Стратегией задач - комплекс мер по развитию банковского сектора будет ориентирован прежде всего на создание условий, обеспечивающих повышение его устойчивости и усиление функциональной роли в экономике.
В целях создания оптимальных условий для развития деятельности кредитных организаций по кредитно-расчетному обслуживанию реальной экономики Банк России будет проводить работу по следующим основным направлениям:
- внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О банках и банковской деятельности", "Об исполнительном производстве", "О залоге" изменений и дополнений, направленных на защиту прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом;
- формирование правовой базы по развитию ипотечного кредитования и секъюритизации активов (в первую очередь через механизм ипотечного кредитования), включая принятие Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах", внесение изменений и дополнений в законы "Об инвестиционных фондах", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О несостоятельности (банкротстве)";
- развитие операций кредитных организаций по доверительному управлению, ограничение рисков кредитных организаций, связанных с проведением ими операций доверительного управления.
По линии банковского надзора Банк России продолжит приведение действующей системы регулирования деятельности банков в соответствие с принятыми в международной практике подходами, прежде всего Базельскими принципами эффективного банковского надзора (1997 год).
Получат развитие подходы, базирующиеся на содержательной оценке деятельности кредитных организаций, определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками. Будет продолжена работа по совершенствованию методики и практики анализа устойчивости кредитных организаций.
Банком России будет продолжена работа, направленная на повышение качественных параметров банковского капитала, что предполагает предотвращение использования схем фиктивной капитализации кредитных организаций.
Планируется в основном завершить работу по созданию системы раннего предупреждения проблем в кредитных организациях и приступить к внедрению ее в надзорную практику.
Предусматривается совершенствование надзора на консолидированной основе, включая анализ отчетности банковских/консолидированных групп (банковских холдингов) и оценку влияния операций, проводимых некредитными участниками групп (холдингов).
В целях развития системы организации надзора Банком России планируется внедрение в надзорную практику института кураторов кредитных организаций.
В рамках проводимой политики повышения транспарентности банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины Банк России в 2004 году продолжит работу по раскрытию информации, включая размещение в сети Интернет ежемесячных данных о состоянии банковского сектора (макропруденциальных показателей). Будет продолжена работа по обмену информацией о деятельности кредитных организаций с органами государственного регулирования и контроля.
В 2004 году кредитные организации должны обеспечить составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам, с применением метода профессионального суждения и внесением необходимых корректировок. Финансовая отчетность, составленная таким образом, в 2004 - 2005 годах не будет использоваться для определения режима банковского надзора и применения мер надзорного реагирования; на ее базе будет оцениваться возможное влияние подходов, предусмотренных МСФО, на отдельные показатели деятельности кредитных организаций.
Одновременно в связи с переходом на МСФО Банком России будет продолжена работа по совершенствованию отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России в целях надзора (пруденциальная отчетность). Данная работа будет осуществляться в рамках проекта ТАСИС "Банковский надзор и отчетность", основной задачей которого является повышение эффективности деятельности Банка России по осуществлению надзора за счет совершенствования пруденциальной отчетности и разработки пакета отчетности, базирующейся на принципах и подходах, предусмотренных МСФО, и составляющей основу системы документарного анализа деятельности кредитных организаций.
Получит дальнейшее развитие анализ совокупных показателей деятельности кредитных организаций и обеспеченности банковскими услугами в регионах. Банком России будет продолжена работа по определению финансовой устойчивости банковского сектора в возможных кризисных ситуациях (стресс-тестирование).
Предполагается достичь достаточного (с точки зрения лучшей международной практики банковского надзора и характера развития рыночных отношений в экономике в целом и банковском секторе в частности) уровня требований, обеспечивающих допуск на рынок и расширение деятельности только финансово устойчивых кредитных организаций, препятствующих участию в управлении кредитными организациями руководителей и реальных владельцев с сомнительной деловой репутацией и неустойчивым финансовым положением. Для решения данной задачи важное значение имеет укрепление банковского законодательства в части раскрытия информации о реальных владельцах кредитных организаций, а также предоставления Банку России права оценки их финансового состояния и деловой репутации.
Дополнительный импульс модернизации банковского сектора способно придать создание правовых условий для снижения затрат кредитных организаций, и, прежде всего, административных издержек, связанных с банковской деятельностью, упрощения, оптимизации и сокращения продолжительности процедур, связанных с вхождением на рынок, открытием филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций.
Предстоит создать условия для активизации работы руководителей и собственников кредитных организаций и принятия ими необходимых и своевременных мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
В рамках имеющихся правовых возможностей Банк России будет участвовать в контроле за ликвидацией кредитных организаций, а также в совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этой связи принципиальным является принятие поправок в законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, предусматривающих создание института корпоративного ликвидатора.
В 2004 году предполагается закрепить в нормативных актах Банка России основные положения концепции развития инспекционной деятельности, регулирующие порядок проведения проверок кредитных организаций, а также организации инспекционной деятельности в Банке России. Предстоит осуществить комплекс мероприятий, в том числе:
- обобщение и анализ результатов проводимых проверок кредитных организаций с целью совершенствования методологии проверок, внесения изменений в нормативные документы Банка России, а при необходимости - подготовка изменений в действующее законодательство;
- ориентирование проверок на текущую и перспективную оценку финансовой устойчивости кредитных организаций, качества их управления и внутреннего контроля с применением мотивированного суждения;
- проведение проверок по соблюдению кредитными организациями требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", развитие методики таких проверок;
- осуществление мероприятий по профессиональной переподготовке сотрудников инспекционных подразделений Банка России.
V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2004 году
Банк России продолжит работу по развитию основ эффективного финансового рынка как посредника в процессе привлечения заемных ресурсов предприятиями реального сектора.
Развитие инструментов финансового рынка. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и во взаимодействии с законодательной властью сконцентрирует усилия на разработке и принятии нормативных актов, обеспечивающих возможность полноценного использования участниками денежного, фондового и валютного рынков инструментов, эффективно применяющихся в странах как с рыночной, так и с развивающейся экономикой.
В области совершенствования инструментария денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу по снятию законодательных ограничений на эмиссию и обращение собственных облигаций (ОБР).
В целях оперативного воздействия на рынок ликвидности, а также предоставления кредитным организациям новых технологических возможностей по оперативному управлению их активами Банк России начнет проводить депозитные операции путем заключения с кредитными организациями депозитных сделок с использованием программно-технических средств Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи. В связи с этим Банк России подготовит необходимую нормативную и договорную базу для применения указанного механизма заключения депозитных сделок.
В целях расширения Ломбардного списка Банк России завершит работу по включению в него облигаций внешнего облигационного займа Российской Федерации.
В целях расширения спектра финансовых инструментов Банк России усовершенствует процедуры эмиссии и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, в частности, снимет ограничения на выпуск указанных ценных бумаг в иностранной валюте.
Снижение рисков на финансовых рынках. Банк России намерен сосредоточиться на совершенствовании залогового законодательства, законодательства о банкротстве, а также обеспечении его соблюдения, включая проработку механизмов, позволяющих инвесторам защищать свои права в случае дефолта эмитента.
В целях развития рынка производных финансовых инструментов Банк России намерен активно участвовать в разработке законодательных актов, регулирующих функционирование данного рынка и, в частности, рынка срочных контрактов.
Развитие инфраструктуры финансового рынка. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет способствовать консолидации депозитарных и клиринговых организаций, что позволит снизить трансакционные издержки и операционные риски, повысить ликвидность рынка, и, соответственно, будет обеспечивать появление длинных пассивов у заемщиков.
В целях повышения инвестиционной активности Банк России собирается инициировать дальнейшее снижение трансакционных издержек всех участников рынка. В частности, в секторе ГКО-ОФЗ будет снижено комиссионное вознаграждение организатора торгов до уровня комиссионных по операциям с корпоративными ценными бумагами. Банк России подготовит также предложения по установлению единого принципа расчета комиссии по рыночным инструментам Банка России, соответствующего сделкам на денежном рынке.
В 2004 году приоритетной задачей Банка России как регулятора рынка ГКО-ОФЗ станет поддержание устойчивого функционирования системы первичных дилеров, а также механизма операций междилерского РЕПО.
V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию валютного рынка в 2004 году
Банк России примет меры по дальнейшей диверсификации инструментов валютного рынка:
- примет участие в разработке и согласовании правил проведения валютных торгов на ETC, предусматривающих объединение в рамках ETC всех ныне действующих на ММВБ инструментов рубль/доллар США за счет унифицирования управления рисками;
- введет новый инструмент управления ликвидностью банковского сектора - сделки "обратный валютный своп" сроком на 1 день, предусматривающие покупку кредитными организациями у Банка России иностранной валюты с одновременной ее продажей за рубли на следующий день;
- активизирует операции рубль/евро на биржевом и на внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка;
- расширит публикацию агрегированных данных о конверсионных операциях уполномоченных банков.
Руководствуясь целями и задачами денежно-кредитной политики, Банк России продолжит дальнейшее совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля:
- предпримет меры, направленные на изменение регулирования и контроля валютных операций, осуществляемых нерезидентами через счета в валюте Российской Федерации, открытые в уполномоченных банках, в целях повышения контроля за обоснованностью их проведения и сокращения утечки капитала;
- усовершенствует систему учета и мониторинга валютных операций и, в первую очередь, операций капитального характера, что необходимо для обеспечения оперативного применения на практике имеющихся в арсенале регулирующих органов инструментов в случае неблагоприятного развития ситуации с конъюнктурой цен на мировых рынках и ухудшения положения на внутреннем валютном рынке.
V.4. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2004 году
Банк России рассматривает свою деятельность в отношении платежной системы во взаимосвязи с созданием условий для развития экономической активности и обеспечения финансовой стабильности в стране, а также с проведением денежно-кредитной политики.
В этой связи в 2004 году Банк России предполагает осуществлять дальнейшие последовательные шаги в направлении построения платежной системы, в которой расчеты по крупным платежам по всей территории Российской Федерации будут осуществляться в режиме реального времени, что позволит Банку России повысить результативность применения инструментов денежно-кредитной политики и будет отвечать высоким требованиям клиентов по скорости проведения платежей.
Широкое применение в платежной системе Банка России современных электронных технологий и программно-технических средств, использующих унифицированные форматы обмена электронными сообщениями, обеспечивающие их взаимную конвертацию с применяемыми международными форматами, позволит осуществить гармонизацию платежной системы Банка России с российскими частными платежными системами и платежными системами других государств.
Совершенствование нормативной базы в 2004 году будет направлено на расширение сферы применения расчетных документов в электронной форме при осуществлении всех форм безналичных расчетов. Указанное совершенствование нормативной базы, а также внедрение безбумажных технологий в платежной системе Банка России в условиях реализации Концепции функционирования единого счета Федерального Казначейства Минфина России будут способствовать расширению сферы применения электронных технологий, обеспечению сквозной автоматизированной обработки электронных сообщений, что ускорит перечисление средств в бюджетную систему Российской Федерации и в адрес других клиентов Банка России.
С целью сокращения налично-денежного обращения в сфере розничных платежей Банком России будет продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, направленная на дальнейшее расширение использования в расчетах платежных карт.
Банк России намерен, как и ранее, уделять повышенное внимание процессам, происходящим в платежных системах, посредством осуществления наблюдения за ними. С этой целью Банк России планирует расширить комплекс показателей, применяемых для анализа эффективности функционирования платежной системы Банка России, за счет показателей, характеризующих бесперебойность (надежность) платежной системы, других показателей, используемых в международной практике.
Результаты наблюдения за платежной системой будут реализовываться Банком России путем непосредственного воздействия на происходящие в ней процессы различными способами: совершенствованием нормативной базы, техническим усовершенствованием, тарифной политикой.
V.5. План важнейших мероприятий Банка России на 2004 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Банковская система и банковский надзор | |
1 . Участие в подготовке проекта изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О банках и банковской деятельности", "Об исполнительном производстве", "О залоге", направленных на повышение эффективности института залога. |
II квартал |
2. Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части: - выравнивания условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг; - совершенствования процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования; - обеспечения условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места расположения кредитной организации. |
I - IV кварталы |
3. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях определения понятия "реальный владелец кредитной организации", повышения эффективности инспекционной деятельности, направленной на исполнение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". |
I - IV кварталы |
4. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", в Гражданский кодекс Российской Федерации в целях снятия ограничений размера выпуска облигаций кредитных организаций размером уставного капитала либо обеспечения, предоставленного третьими лицами. |
I - IV кварталы |
5. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", касающихся установления требований ко всем аффилированным лицам обществ предоставлять обществу сведения о себе и ответственности аффилированного лица по возмещению имущественного ущерба, возникшего в результате непредставления или несвоевременного представления по его вине информации обществу. |
I - IV кварталы |
6. Участие в подготовке проекта изменений и дополнений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О банках и банковской деятельности" в части совершенствования процедур ликвидации кредитных организаций. |
I - IV кварталы |
7. Участие в подготовке проекта изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", направленных на повышение требования по достаточности капитала, невыполнение которого является обязательным основанием для отзыва банковской лицензии. |
I - IV кварталы |
8. Участие в подготовке проектов федеральных законов, направленных на развитие ипотечного бизнеса, разработка соответствующих нормативных актов Банка России. |
I - IV кварталы |
9. Разработка нормативных актов и осуществление практических мероприятий по организации системы страхования вкладов граждан. |
I - IV кварталы |
10. Подготовка законопроекта, предусматривающего определение в Гражданском кодексе Российской Федерации нового вида договора банковского вклада, предусматривающего возможность его досрочного изъятия вкладчиком только в случае, если это прямо оговорено в таком договоре или с взиманием значительных штрафов за досрочное изъятие. |
I квартал |
11. Подготовка проекта изменений и дополнений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", направленных на создание правовых условий по снижению затрат кредитных организаций, созданию более благоприятных условий их коммерческой деятельности и совершенствование условий банковского надзора. |
I - II кварталы |
12. Участие в подготовке правовой базы в целях перехода российской банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности, разработка соответствующих нормативных актов Банка России, проведение обучающих семинаров для специалистов системы Банка России и кредитных организаций по вопросам применения МСФО. |
I - IV кварталы |
13. Совершенствование нормативной базы по вопросам участия кредитных организаций в доверительном управлении. |
II квартал |
14. Разработка и внедрение в практику надзора методики анализа консолидированной отчетности. |
I - III кварталы |
15. Завершение работ по созданию системы раннего предупреждения проблем в деятельности кредитных организаций и внедрение ее в надзорную практику. |
I - II кварталы |
Финансовые рынки | |
16. Участие в подготовке проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "О банках и банковской деятельности" по вопросу о производных финансовых инструментах. |
IV квартал |
17. Внесение изменений в нормативные акты Банка России, направленных на расширение возможностей кредитных организаций по выпуску депозитных и сберегательных сертификатов. |
II квартал |
18. Внесение изменений в нормативные акты Банка России, направленных на совершенствование механизма регулирования деятельности иностранных участников рынка ГКО-ОФЗ. |
II-IV кварталы |
19. Участие в разработке и согласовании правил проведения валютных торгов на ETC, предусматривающих объединение в рамках ETC всех ныне действующих на ММВБ инструментов рубль/доллар США за счет унифицирования управления рисками. |
I-IV кварталы |
20. Введение нового инструмента управления ликвидностью банковского сектора - сделок "обратный валютный своп" . |
I-IV кварталы |
Платежная система | |
21. Развитие платежной системы Банка России в направлении построения системы валовых расчетов в режиме реального времени. |
в течение года |
22. Совершенствование нормативной базы Банка России в направлении расширения сферы применения расчетных документов в электронной форме при осуществлении всех форм безналичных расчетов. |
IV квартал |
23. Продолжение внедрения безбумажных технологий в платежной системе Банка России в условиях реализации Концепции функционирования единого счета Федерального Казначейства Минфина России. |
по плану, согласованному с Минфином России |
24. Совершенствование системы показателей, используемых в целях анализа платежной системы Банка России. |
в течение года |
<< Назад |
||
Содержание Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год (одобрено Советом директоров ЦБР 3 ноября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.